193. ВИ. Агошков. Кром. Поле. НЕ Лежепёков

193. ВИ.Агошков. Кромское Поле.

Герой Соц. труда
НЕ Лежепёков

окончание, см. №192

Оказалось, что автор является двоюродным племянником моих собеседниц и «почти» внуком деда Никиты. Запечатлел Героя на память своим фотоаппаратом Игорь Флис. Полезное дело совершили авторы, напечатав в памятном, 1991 году, неплохой очерк.

Редакция «Семьи» открыла им новую рубрику. О чём же писал А. Алёшин? Да: всё о том же. Когда внук попросил деда рассказать о себе, то тот устало сел на лавку и сказал: «Не надо ничего... Не надо про меня писать. Раньше надо было, лет десять назад, когда мы были в почёте. А сейчас, нет, не то время. Труд-но стало жить. Плохо...».

Никита Евстафьевич не хвалил старое время, так как раньше люди ходили, как оборванцы, в лаптях, в замашних штанах и рубахах. Было много вшей и блох. Теперь всяким добром набиты и шкафы и гардероб. Когда-то спали на полу, на соломе, летом — на улице. Стол был из досок, рассказы-вал он.

В начале 30-х, пишет А.Алёшин, в деревне Рассыльной, на родине деда Никиты, сначала был небольшой колхозик. Пятна-дцать коммунистов взяли для обработки лучшую землю, оставив овраги и неудобья «кулакам». Покрутились тогда мужики, поче-сали в затылках, да и подались в колхоз, чтобы не загреметь на Колыму. Записались и Лежепёковы. Никита пошёл учиться сна-чала на тракториста, а потом на бригадира...

В конце 30-х освобождал Лежепёков Западную Белорус-сию, Эстонию, воевал с Финляндией. Запомнил дед Никита ухо-женные финские деревушки, то, как за один день погибли 10 тысяч красноармейцев, после того, как финны ударили из пушек по льду Ладожского озера. Лед и раскололся.

С октября 1941г по август 1943 «куковал» под немцем. По-том — действующая армия, работа на тракторе. Когда получил Звезду Героя, то многие завидовали: почему не мне? Чем я ху-же?! Вместе с супругой Анной Васильевной нажили семь детей.

В члены КПСС приняли сразу, без испытаний и проволочек, как только в обкоме узнали, что Герой Труда не является коммуни-стом. Своим сыновьям отсоветовал идти в трактористы: вечно в грязи, без отпусков, без выходных: света белого не видишь!

Тот же внук пишет, что много у деда было разных взаимо-исключающих суждений: то плохо жилось при помещиках, то о том, как хорошо жили (тогда же!) его родственники, которых — от зависти — сожгли!

Большая семья Никиты Евстафьевича Леже-пёкова помнит своего славного отца и деда, продолжает его хо-рошие традиции. Кто-то из родственников его побывал в Афга-нистане, кто-то в Чечне, кто-то воспитывает прекрасных моло-дых юношей и девушек, кто-то выращивает общественный скот.

Все — при деле. Если рассказать обо всех Лежепёковых и их родственниках, то получится отдельная увлекательная книга. А значит, не зря жил на земле один из её знаменитых сыновей — Никита Евстафьевич, Герой Социалистического труда!


Рецензии