Православие - 15. болезни, страдания, смерть

                15.БОЛЕЗНИ , СТРАДАНИЯ ,СМЕРТЬ .

                15.1.Болезнь.


Болезни присутствую в обществе, как результат падения  духовности и нравственности, а значит и глубокой греховности.

Болезнь есть дьявольские путы, а Христос, чтобы «упразднить дьявола» (Евр.2.14).

В Иисусе Христе прощение грехов, исцеление тела, упразднение дьявола и воскрешение мёртвых является одним и тем же спасительным действием.
 
Вот что говорится в Святом Евангелии словами Иисуса Христа книжникам, не верящим в его чудеса исцеления больных, а потом и ученикам Иоанна Крестителя:

«Иисус же, видя помышления их сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле  прощать грехи, - тогда говорит расслабленному (т.е. больному): встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. (Мф. 9.4-7).

И сказал им Иисус (т.е. ученикам) в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали : слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют ; и блажен, кто не соблазнится о Мне.» ( Лк. 7.22-23 .
 
Когда человек бывает болен, то становится жертвой дьявола и греха мира.

 Человек искупленный от греха и зла, избавляется от болезни и смерти.
 
Не следует понимать так: если человек болен, значит он наказывается за свои прегрешения.

Понимать надо по другому: болезнь процветает там, где царит грех.

Но ведь есть такие люди и, особенно маленькие дети, которые не грешат, но болеют.

Православная Церковь учит, что безвинно страдающие от болезни люди, особенно с врожденными умственными недостатками, несомненно будут спасены в Царствии Божьем.
 
В Книге Бытия Ветхого Завета, Бог не сказал Адаму «Согреши, и Я убью тебя». Он сказал  что если Адам согрешит «смертью умрешь» (Быт. 2.17).

Отсюда следует, когда человек грешит и разрушает сам себя злом, он приносит в мир болезни и страдания – себе, своим детям и самым близким ему людям.

Вся жизнь такого человека становится западнёй, пока он не возвратиться в прах, из которого сотворен и которым он является по своей природе.

Человек, как бы сам конструирует оружие собственного уничтожения, и размахивая им наносит раны себе, близким, а порой и нескольким поколениям будущих детей.

Это страшный парадокс человеческого бытия, который оправдывается на многочисленных примерах, когда совершенно праведный человек страдает неизлечимой болезнью, а порой и его дети.

 Врачи определяют это как наследственность, не обладая методами её лечения,   бессильно опускают руки.

Бог ни в коем случае не причиняет людям болезни и  страдания, но напротив, даже их эти дьявольские орудия разрушения, Он преобразует в средства для нашего спасения.

Больной человек, чаще обращается к Богу, просит его милости о спасении, возвращаются в лоно Церкви, где и получают Святой Дух Божьего исцеления.

 В этом и есть убеждение человека в существовании милостивой Божьей любви во Христе и Святом Духе.

Только в этом смысле и можно сказать «болезнь послана мне, чтобы вернуться к Богу».
 
Когда заболевает христианин, он должен осознать, что болезнь его появилась не только на фоне его греховности, но и на фоне греховности всего мира.

Он должен утешиться мыслью, что через промысел Божий и спасение Христово, он может быть исцелен от болезни Святым Духом, чтобы ещё послужить на земле Богу и людям, исполнить свою жизнь по замыслу Божьему.

Здесь, даже сама болезнь христианина может быть средством служения Господу.

 Если человек несет свои немощи праведно,  мужественно и терпеливо, с верой, надеждой и даже радостью, то становимся свидетелями величайшего феномена – Божьего спасения в этом мире.

 Прославление Бога в страдании и немощи есть наибольшее из всех приношений, которое человек может сотворить из своей жизни на земле в доказательство преданности Великой Троице – Богу - Отцу, Сыну - Его и Святому Духу.
 
Самый очевидный пример такого беззаветного служения Богу это страдания Его Сына:

«Он был презрен и умален пред  людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое …Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши ; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ...и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53. 3-6).

Многие святые тоже страдали от болезней, но вот как говорит об этом апостол Павел, который страдал телесно:

«…собою же не похвалюсь, разве только немощами моими…И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.»   2 Кор.12 5- 10).

Удивительно звучат на современный слух, из глубины веков, слова Апостола Павла - «когда я немощен, тогда я силен».

 Именно для того, чтобы он «не превозносился», «дано жало в плоть» ангелом сатаны, а не Богом.

Именно в болезнях и немощах проявляется Божья Сила.

 Что касается  современной медицины и лекарств, выводы делайте сами.

Все духовно настроенные люди, следуют примеру Христа и апостола Павла, как они страдали, и обращаются к Богу со словами «Да будет Воля Твоя !»  и  снисходящей благодатью преображают свою слабость в средство спасения себя и других  христиан.


                15.2.Страдания.
 

Жизнь людей от рождения, насыщена страданиями: мучения тела и души от внешнего насилия, мучения от болезней и мучения духа из-за грехов мира.

В ответ на эти страдания возможны два пути поведения: либо человек смиренно принимает их и преображает в путь спасения, либо он бывает ими побежден, и, не видя для себя выхода, «хулит Бога и умирает» (Иов. 2.9).

Действительно трудно жить в мире «утопающем в грехах» (2 Тим . 3.6) о чем предупреждал апостол Павел:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям не покорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же отрекшиеся» (2 Тим. 3.1-5).

Священное Писание пророчествует, что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3.12) .

 Значит, христианину надо быть готовым к гонениям за свое благочестие.

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2.Кор.4.8-10 .

Предстоит стойко переносить болезни.

Но мы уже знаем, что кто праведно страдает из-за болезни, получают «достаточную благодать» от Бога, чтобы быть сильными в борьбе против своих телесных слабостей и эти страдания ведут «не к смерти», но к «славе Божьей».

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном переизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4.16-18).

Но наиболее тяжелы для человека страдания духа.

Эти страдания раздирают душу человека всякий раз, когда по благодати Божьей и в свете Христовом, духовный человек видит совершенную тщетность, уродство и мелочность греха.

Это душевное состояние вытекает из страданий Самого Иисуса Христа, которые были для него наиболее горестными и тяжкими.

Зная всю полноту и совершенство Бога, Его милосердие и любовь, видеть как этот божий дар человеком отвергается и отбрасывается, было для Господа более мучительно, чем избиения, бичевания и пригвождение ко Кресту.

 И сам Крест был величайшим позором ненависти и отвержения человеком Божьей любви, света и жизни, данных миру во Христе.

Страдания Господа, умирающего на Кресте, были божественной мукой – телесной и духовной. Страданий больших, чем эти, не бывает, и никакой человеческий ум не может представить себе всю глубину этой муки.

Вся мудрость Священного Писания готовит   православного христианина, по мере благодати, данной ему Господом, духовно принимать участие в муках Христа.

Это значит – стойко переносить душевные страдания и любовно сострадать  наблюдаемому миру греха, в котором он живет; праведно страдать от болезней, получая «достаточную благодать» от Бога.



                15.3.Смерть.

 
Это самая тяжелая часть рукописи, которая её и завершает.

Смерть, как и страдание и болезнь происходит не по воле Божьей, ибо в Писании так сказано:

«Итак хранитесь от бесполезного ропота и берегитесь от злоречия языка, ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущие уста убивают душу. Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть ; нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием »(Прем. 1. 11-16).

Как видим, в Ветхом Завете в Премудростях Соломона было однозначно утверждено, что «Бог не сотворил смерти» и прямо указано на виновника смерти – это сам человек, который «ускоряет смерть заблуждениями своей жизни».

Другое дело, что Ветхий Адам – первочеловек сам избрал смерть вместо жизни.

Смысл адамова греха заключается именно в этом.

 Первочеловек, сотворенный по образу Божию и вдохновленный Его Духом, нарушил запрет Отца, тем самым избрал зло вместо праведности, а значит смерть вместо жизни.

И теперь уже не важно, что он был соблазнен, своей женой Евой, и сорвал запретный плод, несмотря на предупреждения Бога не делать этого «чтобы вам не умереть» (Быт. 3. 3).

Такой выбор Адама и Евы был осознанным и «на всех людей перешла смерть, потому что все согрешили» (Рим. 5.12).

Этим выбором человек принес смерть своим детям – в том числе, нам живущим сейчас и  разделяющим его природу и жизнь.

Все женщины за грех Евы, гневом Бога были наказаны особо, это касается родов и отношений с мужьями:

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; и в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и, он будет господствовать над тобой» (Быт. 3.16).

Возможно эта выдержка из пятикнижья Моисея Ветхого Завета не совсем соответствует теме смерти, так как касается светлого мига появления на земле новой жизни.

 Но этот миг связан с родовыми муками женщин и они должны знать почему это так.

 В подсознании матери звучит трагический выбор людей – первый шаг ребенка, это первый его шаг к смерти.

Вот и кричат и корчатся в муках мамочки - роженицы, жалея подсознательно о трагическом конце ребеночка, но и радуясь его появлению.

В этом парадокс трагедии нового человека, на фоне радости и любви к нему.

Любого человека ждёт смерть, приготовление к ней и должно быть центром духовной жизни православного.

Даже пречистая Дева Мария не избежала смерти.

Несмотря на всю Её непорочность и духовное совершенство, Она тоже нуждалась в спасении Своим Сыном от смерти.

Только один Иисус Христос, воплощенный Богом Сын и Слово Божье – мог бы не умирать.

 Но, изо всех человеческих смертей, только Его смерть была добровольной, чтобы завершить главную цель  Своего явления на земле: умереть, чтобы Своей смертью освободить всех людей.

Завершим эту грустную главу итогом: в духовной жизни православного христианина главная цель - это умереть со Христом для грехов мира и пройти с Ним через опыт телесной смерти, чтобы быть воскрешённым в Царстве Божьем.

 Верующие должны преобразить свою смерть в утверждение жизни, встречая трагедию смерти с верой в Господа и побеждая  «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 26).

В конце полезно вспомнить послание Святого Апостола Павла:

«Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного …Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою»(1 Кор. 15. 42-54).

В этой части послания апостол обращает внимание на необходимость как бы пересмотреть   связь с «первым человеком Адамом», душою жившего, с людьми живущими  после явления «последнего Адама» – Иисуса Христа, духа животворящего.

Подчеркивается, что сейчас люди носят «образ небесного» и этим на каждого из нас накладывается исключительная ответственность соответствовать этому «небесному образу».

Описывая таинство смерти, апостол открывает великую тайну: «но все изменимся вдруг, во мгновение ока…и смертное …облечется в бессмертие». Это и есть «поглощение смерти победою»!


                16. Вместо заключения.



Дорогие читатели.

Вот мы и закончили наши беседы о православии.

Вы познакомились с изложением и кратким пересказом величайшего сокровища человечества – БИБЛИЕЙ - Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Сознательно выписаны большие цитаты нетленной мудрости, для того, чтобы вы могли вместе с нами насладиться не только глубиной мысли в каждом слове, но и совершенной красотой их изложения.

По точным указаниям мест в Библии, вы сможете читать, не только приведенные цитаты, но и все главы, посвященные тем или другим вопросам духовной жизни православного христианина.

 Тем, кто захочет почитать Библию, будет уже легче воспринимать слог и язык, довольно трудный, если не иметь подготовки.
 
Вооруженные этими знаниями не проходящей Истины о Боге, вам будет легче ориентироваться в тех процессах жизни, свидетелями которых вы и есть.

Теперь будет легче отделять «зерна от плевел» : что есть Божеская любовь к своим созданиям, и, что есть дьявольские искушения, ведущие людей к злу и смерти души.

 Как вы теперь понимаете именно в греховности и зле, произрастают болезни и приближается смерть.

Написание этой книги способствовало то, что в Российском обществе возникает желание возродить нравственность, которая с началом перестройки, как бы была отменена.

Давайте подумаем вместе.

Построение демократического общества в стране началось с абсолютно безбожного лозунга «Обогащайтесь!», который по сути своей предполагает безнравственное отношение людей друг к другу.

 Человек, как личность, с поля государственных забот и интересов к нему,  исчез: длительные не выплаты зарплат, нищенские пенсии, сокращение медицинского обслуживания и многие другие пренебрежения.

 Это и есть безнравственность.

 Опять начавшиеся военные действия в Чечне, наиболее ярко показали, царящее в стране равнодушие к жизни человека.

Чего стоят сообщения генералов: «погибло 20 или 30 человек».

 То есть о страшной трагедии - убийстве человеческой жизни, говорят между прочим, не зная не только фамилий, но даже точное количество.

 Без  душевного трепета и горести. Это верх безнравственности.

Такое отношение к человеку противоречит глубоким национальным традициям России.

 Если говорить о войнах,  славу героям погибшим за Родину, воспевают многие лета по именно.

 Жизнь  человека принадлежит Богу, а не правителям и чиновникам.

 Каждый человек достоин любви и памяти, а убитый за Родину солдат – особого почета.

 Не делать это – безнравственно.

Но и эта пыль времени осядет на головах людей, допустивших отмену нравственности в стране.

 Жить в безнравственном обществе это значит подвергать себя нападению сатанинских сил злобы и греха.

Жить в таком обществе трудно, да и опасно.

 Не все этого хотят, не всем это нравится.

Люди ищут пути и способы возрождения добра и любви к себе, к каждому, как личности.

Народ ищет путь возрождения нравственности в обществе.

Такой путь есть.

 Это Православная Церковь, которая скромно предлагает всем войти в Царствие Божие  Отца и Сына и Святого Духа.

 Русская Православная Церковь всегда принимала заблудших и отчаявшихся, в самые черные годы нашей истории.

Вот и сейчас она открывает свои объятия каждому, кто нуждается в ней, в её спокойной мудрости, слове утешения, любви.

Хочется пожелать всем нам здоровья, счастья и любви, а как этого достигнуть я  старался объяснить мудростью Священного Писания.


                17. В помощь верующим:


В помощь верующим православным христианам, приведены выдержки из МОЛИТВОСЛОВА, напечатанного по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая.

Как следует вести себя в Церкви:

Церковь – место присутствия Божия, и пребывать в ней следует с благоговением и любовью.

Войдя в неё, осени себя крестным знаменем и соверши три малых поклона, помня, что в алтаре на престоле, в Святых Дарах, таинственно и действительно пребывает Сам Господь.
 
Затем произнеси краткую молитву, например

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Помилуй мя грешного.
 
После этого соверши малые поклоны перед иконами Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых и благоговейно облобызай их (если в это время не совершается служба).

Если начинается служба, стань и сосредоточенно слушай чтения и песнопения.

Находясь в Церкви, не следует здороваться со знакомыми за руку, беседовать и переходить с места на место.

Лишь в крайнем случае можно тихо сказать то, что относится к богослужению.

Свечи желательно ставить до начала службы, во всяком случае не подобает ставить их во время чтения Евангелия и литургии верных (от пения Херувимского до причащения Св. Даров).

Не следует проходить между царскими вратами и находящимся посредине Церкви аналоем с иконой.

 Когда проходишь перед аналоем, соверши малый поклон, осеняя себя крестным знамением.

Когда священнослужитель осеняет присутствующих в Церкви крестом или Евангелием, или Чашей, или св.иконой, крестись, наклонив голову.

Преклонять голову надлежит во время чтения св. Евангелия, а также когда священнослужитель призывает к этому, совершает хождение или благословляет.

На Пасхальной неделе, когда священник кадит с крестом и говорит «Христос Воскресе !», все крестятся и отвечают : «Воистину Воскресе!»

Принимая благословение епископа или священника,  облобызай его руку.

Вообще в Церкви во время богослужения полагается стоять.

 Сидеть можно по немощи или болезни, когда не совершаются главные священнодействия.

Не следует творить земных поклонов и преклонять колена после причащения Святых Таин и в дни воскресные, великие праздники, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы, так как в эти дни вспоминается наше примирение с Богом, по слову апостола Павла: «Ты уже не раб, но сын» (Галю. 4.7).

Осеняй  себя троекратным крестным знаменем и совершай малый поклон: при чтении или пении «Святый Боже» и троекратного «Аллилуиа»; при чтении «Сподоби, Господи, в вечер (день) сей без греха   сохранитися нам»; в начале Великого славословия «Слава в вышних Богу»; после возгласа священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе».

Осеняй себя крестным знамением, совершая малый поклон после каждого возгласа священника и при пении «Честнейшую херувим».

Земные поклоны следует совершать по окончании молитвы «Тебе поем» ; в конце молитвы «Достойно есть» или Задостойника в честь Матери Божией ; в начале молитвы «Отче наш» ; при выносе Св.Даров для причащения, при благословении Св.Дарами и возгласе «Всегда, ныне и присно и во веки веков» ; на всенощной, когда священнослужитель возглашает: «Богородицу и Матерь Света…»

На Литургии Преждеосвященных Даров надлежит повергаться ниц при возгласе: «Свет Христов просвещает всех» и во время безмолвного Великого входа ; также совершается троекратный земной поклон при чтении молитвы «Господи, Владыко живота моего» ( в период Великого поста).


                Таинство покаяния.



Таинство покаяния установлено Иисусом Христом для того, чтобы христианин, согрешивший после крещения, мог получить прощение грехов и вновь восстановить или умножить благодать, полученную при св.крещении.

 Для того, чтобы удостоится этого прощения грехов и восприятия Божьей благодати, необходимо:

1. исповедать – то есть открыть все свои грехи перед священником;

2. чистосердечно раскаяться в них;

3. принять возложенную духовником епитимию.

Во-первых, необходимо исповедать все свои грехи, по крайней мере тяжкие, важные, сделанные со времени последней исповеди.

Если хотя один грех сознательно утаен, умышленно не высказан – то вся исповедь не действительна, святотатственна и ни один грех не прощен.

 Если же во время исповеди какой-нибудь грех не был сказан по забывчатости только – исповедь действительна, все грехи отпущены, но все же забытый грех необходимо сказать на следующей исповеди.

Во- вторых, необходимым условием таинства покаяния является сердечное и полное раскаяние, сопровождаемое твердой решимостью никогда и ни за что в будущем не грешить.

 Раскаяние есть сокрушение сердца или скорбь о своих грехах; скорбь о том, что мы за все благодеяния Божии и за Его неимоверную любовь к нам воздаем полною неблагодарность,  грехом;  что мы, сыны Божии и наследники Царства Небесного – грехом лишаем себя благодатной жизни и повергаем себя в рабство диавола.

 Эта скорбь должна быть всеобщая, то есть мы должны гнушаться всеми без исключения грехами ; нельзя примириться с Богом, если в душе нашей останется привязанность хотя бы к одному тяжкому греху.

 Поэтому истинное раскаяние совершенно немыслимо без твердой решимости исправиться во всем, без искреннего намерения избегать всего, что ведет греху, а равно принимать все необходимые средства к исправлению.

Епитимия – наказание, которое священник, как духовный врач, судья, налагает на исповедавшегося для очищения его души и восстановления правды Божией.

Обычно служат  к тому пост, молитва, подаяние милостыни, хождение к святым местам, частое говение, иногда отлучение от причастия на определенное время. Епитимию, положенную духовником, следует безотлагательно и в точности исполнить.

Приготовление к таинству покаяния

Прочитай сердечно молитву:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси, Блаже, души наша.»

Затем приступи к внимательному и серьезному испытанию своей совести.

Создано
Ю.Д.Дрёмов
2001 год
пос.Развилка


Рецензии