Красный генерал Андрей Никонорович Сидельников

НА ВЕРХНЕМ ФОТО: Генерал-лейтенант А.Н Сидельников на встрече с селькорами.

Слева от него редактор газеты "Путь Ленина" Анатолий Федорович Гринько, а справа - завотделом пропаганды Благодарненского райкома партии, бывшая партизанка Кумской группы Нина Деомидовна Гринько.

Село Благодарное Ставропольского края. Редакция газеты. 1959 год, ноябрь.

ФОТО из альбома А.Ф. Гринько.

***

 Наш земляк, уроженец села Благодарного Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии Александр Никонорович Сидельников родился 28 августа 1895 года.

В 1959 году на 65-м году жизни на  ноябрьские праздники прибыл участник трех войн генерал-лейтенант Сидельников на родину.

Посетил он знакомые до боли места, представился начальству в райкоме партии и исполкоме,  выступил перед комсомольцами и пионерами в местных школах.

По просьбе редактора газеты «Путь Ленина» Анатолия Федоровича Гринько, тоже участника войны, получившего тяжелое ранение в апреле 1945 года, генерал встретился с сельскими и рабочими корреспондентами Благодарненского района.

Селькоры сфотографировались с генералом. Фотография, нынче она историческая ценность, хранится в семейном альбоме А.Ф. Гринько.

Сегодня, 1 декабря 2011 года, позвонил я супругам Гринько. Телефон подняла бывшая партизанка Кумской группы Нина Деомидовна. Она рассказала, что две недели назад Анатолий Федорович упал, рука в гипсе. Я пожелал ему выздоровления, и пообещал прийти в гости.

***

О встречах генерал-лейтенанта А.Н. Сидельникова с земляками осталась небольшая статья.

Журналист Н. Николаев написал о возвращении унтер-офицера Андрея Сидельникова с первой мировой войны:

«…Суровый 1918 год. По бесконечным дорогам России с германского фронта к родным местам возвращались оборванные и голодные солдаты. Четыре мучительных года в окопах, в грязи, под обстрелом немецких батарей казались кошмарным сном.

Вместе со всеми, в одной из теплушек ехал Андрей. Вспомнилось тяжёлое, безрадостное детство. Сын батрака немало видел горя, с малых лет узнал, что такое трудовой хлеб. Работал на мельнице, батрачил у кулаков.

С большим трудом, минуя банды белогвардейцев, удалось добраться Сидельникову домой».

***

Уездный центр - село Благодарное напоминало потревоженный муравейник. Крестьяне и вернувшиеся с фронта солдаты, старики и молодежь, митинговали, делили землю, мечтали о лучшей жизни.

В марте выбрали исполком, создали другие органы советской власти, которые начали приступать к работе.

К лету стало тревожно, с севера и с запада в Ставропольскую губернию прорывались белые отряды Деникина, Врангеля, Попова, Улагая и других. С юга к Ставрополю подходил Шкуро.

Андрей Сидельников недолго раздумывал, на чьей стороне воевать. Еще на фронте у него сложилось мнение: поддержать революцию, которая за «Мир, свободу, землю!»

С согласия отца Андрей взял домашнюю лошадь, прихватил винтовку, что принёс с войны, записался в кавалеристский отряд Ивана Щербакова.

***

Об участии А.Н. Сидельникова в гражданской войне находим подтверждение в воспоминаниях бывшего работника Благодарненской типографии Дмитрия Тимофеевича Мельникова:

«…1918 год. Посмеивались богачи над комитетами бедноты, угрожали им расправой. Беднота начала создавать боевые партизанские, красногвардейские отряды.

В селе стало известно, что Андрей Сидельников организовал отряд и бил белых на Медвеженском фронте. Там и знакомые ребята – Перепелицин, Смирнов, Хворостьян, Мартынов».

К осени схватки с частями добровольческой армии ужесточились. Затяжные бои, отступления и снова бои – кровопролитные, тяжёлые.
В ноябре был сдан губернский центр Ставрополь, а в начале января и Благодарненский уезд.

Без хлеба, без патронов, в износившемся обмундировании красные войска стали отступать. Многих косил тиф.

***

Закрепились дивизии XI-ой Красной Армии лишь в районе Астрахани и Царицино, стали готовиться к контрнаступлению.

С 20 января 1919 года 1-я Ставропольская кавдивизия в составе которой воевали благодарненцы стала именоваться 1-й кавалерийской Советской дивизией, а с мая – 6-й кавалерийской дивизией. Ее полки получили номера с 31 по 36-й.

С июня по ноябрь 1919 года 6-я кавалерийская дивизия воевала в составе Конного корпуса С.М. Буденного, а затем до октября 1923 года входила в состав 1-й Конной армии.

***

Андрея Сидельникова назначили командиром кавалерийского эскадрона, а в сентябре 1919 года вызвали в штаб.

Командир 1-й бригады 6-й кавалерийской дивизии Василий Иванович Книга ознакомил своего земляка с приказом, который был неожиданным:
- Товарищ Сидельников! Получи приказ! Направляешься в Москву на учебу.

Тот удивился:
- Учиться? А воевать, кто будет?

Ответил В.И. Книга:
- Пока, повоюем без тебя! Поезжай в школу красных командиров…

Разъяснили Сидельникову, что Красной Армии нужны командиры из рабочих и крестьян, но со знанием стратегии и тактики, штабной работы, в общем, грамотные и толковые.

Без знаний, на одном героизме далеко не уедешь. Тем более у противника все командиры обучены в царских офицерских училищах.

***

Быстро пролетели несколько месяцев учёбы в Москве. Запомнилась Андрею Сидельникову волнующая встреча с Михаилом Васильевичем Фрунзе.

М.В. Фрунзе присутствовал на торжественном параде по поводу выпуска молодых командиров, поздравил их, дал товарищеское напутствие.

Сидельников вернулся в 6-ю кавалерийскую дивизию, принял 1-й эскадрон в 31-м полку.

В составе Первой Конной Армии воевали многие благодарненцы.

В том числе: И.М. Возжов, В.Е. Кутьин, М.И. Мартынов, С.С. Смирнов, В.Е. Соколов, Я.Г. Ганьшин, Г.И. Андросов, А.А. Зиновьев, Я.П. Притулин, Б.З. Геря, Е.И. Еременко и другие.

***

После гражданской войны назначили Сидельникова помощником командира полка, а потом и командиром 31-го Белореченского кавалерийского полка 6-й Чонгарской дивизии.

В конце 20-х начале 30-х годов полк базировался в Белоруссии в городе Гомеле.

Бывший командир пулеметного эскадрона 31-го кавполка Андрей Трофимович Стученко в своих мемуарах «Завидная наша судьба» вспоминал эпизод из армейской жизни:

«…Когда меня назначили командиром пулеметного эскадрона в 31-й Белореченский кавалерийский полк, расположенный в Гомеле, я был в восторге.

Люди в эскадроне оказались хорошие, и у меня сразу же установились прекрасные отношения со всеми, кроме двух командиров взводов.
 
Оба эти взводные служили еще в царской армии корнетами, были лет на десять старше меня и задирали нос невыносимо. Они всячески пытались игнорировать и высмеивать мои приказания, задавали каверзные, провокационные вопросы.

Дружба с ними никак не получалась, несмотря на все мои старания. Чашу терпения переполнило поведение «бывших» на стрельбище.

Стреляют их взводы, стреляют плохо, а они оба лежат на травке, покуривают и похлопывают стеками по голенищам сапог.

Возмущенный, подхожу к ним. Говорю как можно спокойнее:
- Неважно стреляют ваши взводы. Не мешало бы вам поинтересоваться, почему так плохо стреляют.

Один из бывших корнетов нехотя поднял голову и процедил сквозь зубы:
- А нам все равно. Выслуживаться не собираемся.
- Встать! – командую я, теряя терпение.
Не поднимаются.
- Встать! – уже резко и зло повторяю команду.

Реакция та же самая. А за происходящим внимательно наблюдают младшие командиры и красноармейцы. Дело уже касается моего командирского авторитета.

- Товарищ Федоренко! – обращаюсь я к своему замполиту. - Примите от арестованных шашки и револьверы!

Видя, что мне не до шуток, оба виновника медленно и нехотя поднимаются. Даже пытаются извиниться. Но я не слушаю их.

Объявив, что они арестованы на двое суток, приказываю им отправиться на гауптвахту.

Командир полка Андрей Никанорович Сидельников, узнав, в чем дело, добавил еще от себя трое суток каждому».

***

19 августа 1939 года комбригу А.Н. Сидельникову был поручен ответственный участок – командование 19-й горной кавалерийской дивизией.

Эта дивизия начала свою историю с октября 1927 года, получив название – Отдельная сводная Узбекская бригада.

1 октября 1932 года ее переименовали в 6-ю Узбекскую горную кавалерийскую дивизию, а 21 мая 1936 года – в 19 горную кавалерийскую Узбекскую ордена Ленина дивизию.

   К 1 ноября 1940 года дивизия имела: 4049 человек личного состава, в т.ч. - 382 начальствующего, 603 младшего начальствующего, 3064 рядового состава.

Был внушительным конный состав: 3691 лошадь, в т.ч. - 2912 строевых, 600 артиллерийских, 179 обозных.

Хорошим было техническое наполнение дивизии: 80 автомашин, в т.ч. - 8 легковых, 46 грузовых, 26 специальных; 6 тракторов; 6 мотоциклов.

Из вооружения имелось: 2654 винтовки и карабина; 100 ручных пулеметов; 54 станковых пулемета; 6 – 45-мм пушек, 32 – 76-мм горные пушки, четыре 122-мм гаубицы; 11 танков БТ-5; 17 бронеавтомобилей.

19-я дивизия дислоцировалась в основном в городе Самарканде, а ее 27-й горнокавалерийский полк в селении Катта-Курган.   

4 июня 1940 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял постановление № 945: «Утвердить предложения Правительственной Комиссии о присвоении лицам высшего начальствующего состава Красной Армии воинских званий, установленных Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 7 мая 1940 года».
 
Этим постановлением А.Н. Сидельникову было присвоено звание генерал-майор.

 Накануне Великой Отечественной войны, в марте 1941 года, 19-я горная кавалерийская Узбекская ордена Ленина дивизия пошла на формирование 221-й моторизованной дивизии 27-го механизированного корпуса.

***

На 22 июня 1941 года А.Н. Сидельников состоял в штате преподавателей Военной Академии имени Фрунзе.

С первых дней войны он в гуще событий, формирует в городе Москве 4-ю Московскую стрелковую дивизию народного ополчения. К 2 июля дивизия была полностью укомплектована.

В ее состав были мобилизованы сотрудники Наркомвнешторга СССР, Наркомфина СССР, Наркомсовхозов СССР, Наркомата лёгкой промышленности, Госплана РСФСР, Центросоюза, редакции и издательства «Московский большевик», рабочих швейной фабрики «Красная швея» и других предприятий Куйбышевского района. Численность дивизии довели до 5900 человек.

Всего неделю, со 2 по 8 июля 1941 года, А.Н. Сидельников состоял командиром 4-й стрелковой дивизии. Срочно его командировали в Северо-Кавказский военный округ.

А 4-ю стрелковую дивизию 12 июля направили в район Вязьмы. Позднее, 26 сентября 1941 года ее преобразовали в 110-ю стрелковую дивизию.

***

В станице Ленинградской Краснодарского края 6 июля 1941 года была сформирована 43-я кавалерийская дивизия, в ее состав вошли 36, 39 и 41-й кавалерийские полки. А.Н. Сидельникова назначили ее первым командиром.
 
43-я кавалерийская дивизия 19 июля 1941 года была зачислена в действующую армию и вместе с другими дивизиями приняла участие в оборонительных боях на территории Белоруссии и Смоленщины.

В составе кавалерийской группы под командованием командира 32-й кавдивизии полковника А.И. Бацкалевича кубанцы участвовали в первом в истории Отечественной войны кавалерийском рейде по тылам противника.

В ходе двухнедельного боевого рейда советские дивизии ослабили активные действия двух вражеских армейских корпусов и трех дивизий группы армий «Центр». Наступление немцев на Западном фронте было временно приостановлено.

В этом рейде конники понесли большие потери. 43-я дивизия, действовавшая в тылу противника, испытывала острую нехватку боеприпасов, попала в окружение. С большими потерями ей удалось выйти к своим.

Затем дивизия была пополнена людьми, техникой, вооружением и вновь участвовала в боях. В сентябре 1941 года, прикрывая отход 21-й армии к Днепру, кубанские дивизии вновь оказались в окружении.

В начале ноябре из-за невосполнимых потерь 43-я дивизия была расформирована, а 10 ноября 1941 года исключена из рядов действующей армии. Оставшийся личный состав пошел на пополнение 32-й кавалерийской дивизии. 

***

Андрей Никанорович Сидельников участвовал в разработке и претворении в жизнь многих боевых операций.

В 1944 году его назначили заместителем командующего 48-армией.
13 сентября 1944 года А.Н. Сидельникову было присвоено очередное воинское звание генерал-лейтенант.

С апреля 1945 и до конца войны А.Н. Сидельников служил начальником штаба 67-й Армии.

С 16 октября 1944 года 67-я армия входила в состав Ленинградского фронта и выполняла задачу по охране и обороне побережья Рижского залива.

В начале мая 1945 года ее войска привлекались для разоружения и пленения капитулировавшей курляндской группировки противника. В июне-июле 67-я армия была расформирована.


***

Родина высоко оценила заслуги генерал-лейтенанта А.Н. Сидельникова. Его грудь украшали многие боевые награды: ордена и медали, в том числе орден Кутузова I степени.

Постановлением главы администрации города Благодарного В.А. Рыбалко от 20.11.1996 года № 601 «О присвоении звания «Почетный гражданин города Благодарного» Андрею Никоноровичу Сидельникову присвоено звание «Почетный гражданин города Благодарного».

***

О том, что с личных вещей генерала Сидельникова заложены основы местного музея, в апреле 2006 года писала внештатный корреспондент Л.И. Иванова:

«…Первые экспонаты в районный музей поступили в 1957 году от нашего земляка – генерал-лейтенанта Андрея Никоноровича Сидельникова.

Это были две шашки, стереотруба, китель, брюки с лампасами, фото и документы. Эти вещи и легли в основу музейного фонда».

Посетители Благодарненского районного музея всегда могут ознакомиться с личными вещами генерал-лейтенанта Сидельникова и послушать рассказ экскурсовода о его боевом пути.


ИСТОЧНИКИ:

1. Благодарненская районная газета «Путь Ленина», Н. Николаев, «Путь генерала». 11.12.1959 г.
2. Иванова Л.И. История создания музея. Статья. Апрель 2008 г.
3. Красная армия в июне 1941 г. Статистический сборник. Приложение 4.1. Список высшего командного состава РККА и ВМФ на 22 июня 1941 г.
4. Благодарненская районная газета «Ленинское знамя». Д.М. Мельников. Статья о гражданской войне. 2.03.1976 г.

2 декабря 2011 г.    г. Благодарный


Рецензии
47-я кавдивизия сформирована в июле 1941 года в Северо-Кавказском ВО в районе Тихорецка, а в ст.Ленинградская (Уманская) формировалась 43-я кавдивизия.

С Уважением, Евгений.

Евгений Охотник   28.04.2013 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо! Исправил.
Только не нашел, кавполки: 36, 39 и 41-й соответствуют дивизии или нет???

Владимир Пузиков   28.04.2013 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.