Кратет Фиванский

Кратет Фиванский (~365 - 285 д.н.э.).
Кратес.

Заниматься философией нужно до тех пор, пока не поймешь, что нет никакой разницы между вождем войск и погонщиком ослов.
Кратет.

Киник 2-го поколения.
Увлёкся кинизмом отчасти под влиянием Диогена Синопского, отчасти благодаря своим собственным размышлениям.

Киническая свобода абсолютна, потому что она покоится на дне.
А.Чанышев.

Кратет, у которого только и было, что нищенская сума да плащ, всю жизнь прожил шутя и смеясь, как на празднике.
Плутарх.

Основатель Стоицизма Зенон Китийский был его учеником.


*****
 
Жизнь.
Родина моя - Бесчестие и Бедность, неподвластные никакой Удаче, и земляк мой - Диоген, неподвластный никакой Зависти.
Кратет.

Родился в богатой аристократической фиванской семье («Кратет, сын Асконда, фиванец»). Ведёт обыденную для аристократа жизнь. Очень образован.
Разрушение Фив Александром Македонским (335 г.д.н.э.). Кратет вынужденно оказывается в Афинах, где очаровывается Диогеном Синопским («Он тоже был одним из славнейших учеников Пса (хотя Гиппобот и говорит, будто он учился не у самого Диогена, а у Брисона Ахейского)»).

Как итог – раздаёт всё своё добро беднякам («он оставил свои пастбища и овец, а последний грош бросил в море»), бродит по свету, спит в храмах летом и в банях зимой.

Все, что усвоил я доброго, мысля и слушаясь Музы,
Стало моим; а иное богатство накапливать тщетно.
Кратет.


Вариации.

«Антисфен в «Преемствах» говорит, будто к кинической философии он обратился, когда увидел в какой-то трагедии Телефа - сына Геракла, героя Троянского цикла - в жалком виде и с корзиночкой в руках. Обратив имущество в деньги, он набрал около 200 талантов и распределил их между гражданами, а сам бросился в философию с великим рвением».

«У Деметрия Магнесийского свои деньги Кратет положил у менялы, договорившись так: если его дети будут, как все, тот отдаст им деньги, если же они станут философами, то раздаст деньги народу, потому что философам деньги не надобны».


Борется с наслаждениями и упражняется в аскезе.
Как итог – покой и наслаждения совсем иного рода.

Кратету:
-Чему его научила философия?
Кратет:
- Жевать бобы и не знавать забот.

Я гражданин темноты и бедности, они неприступны для судьбы.
Кратет.


Общепринятые взгляды считал дымом, чадом.

Диокл сообщает, что доме Кратета останавливался Александр Македонский.
Александр:
- Хочешь, я восстановлю твой город?
Кратет:
- Зачем? Какой-нибудь новый Александр возьмет и разрушит его опять».

Кто окружен льстецами, тот одинок, как теленок среди волков; ни там, ни здесь ни в ком вокруг содействия и во всех вражда.
Кратет.


Отличался душевной добротой, мягкостью, гуманностью. Именно эти черты он придал в киническому учению, «обогатив его открыто прокламируемой любовью к человеку». «Он врачевал души отверженных, униженных и оскорблённых».


*****

Жена и дети.
Чем излечиться от любви?
Лишь голодом
И временем, а если нет – удавкою.
Кратет.

В отличии от других киников был женат и имел детей.

Его жена, Гиппархия, также занималась философией. Происходила из богатой и знатной семьи. Красавица. Из любви Кратету и вопреки воле родных бросила всё и избрала бродячую жизнь своего возлюбленного - уродливого внешне Кратета. Несмотря на его отговоры («тогда он встал перед нею, сбросил с себя, что было на нём, и сказал: «Вот твой жених, вот его добро, решайся на это: не быть тебе со мной, если не станешь тем же, что и я»»). Женщина большой воли, сильного характера и выдающегося ума.

«Однажды, явившись на пиру у Лисимаха, она сокрушила самого Феодора по прозвищу Безбожник с помощью вот какого софизма: если в чем-то нет дурного, когда это делает Феодор, то в этом нет дурного и когда это делает Гиппархия; когда Феодор колотит Феодора, в этом нет дурного, стало быть, когда Гиппархия колотит Феодора, в этом тоже нет дурного».

Диоген Лаэртский упоминает в своей книге несколько женщин. Только одну Гиппархию он называет именем «женщины-философа».


Враги кинизма насочиняли грязных анекдотов об их распущенности, бесстыдстве, «собачей свадьбе» и т.д.

Невозможно найти человека безупречного: как в гранатовом яблоке, хоть одно зернышко в нем да будет червивое.
Кратет.


«Эратосфен сообщает, что от Гиппархии у него был сын по имени Пасикл, и когда он стал юношей, то Кратет отвел его к блуднице и сказал: «Так и отец твой женился». Кто блудит, как в трагедиях, говорил он, тому награда – изгнание и смерть; а кто блудит, как в комедиях, с гетерами, тот от пьянства и распутства выживает из ума».


*****

Творчество.
Мне родина - не крепость и не дом,
Мне вся земля обитель и приют,
В котором - всё, что нужно чтобы жить.
Кратет.

«Был поэтом своеобразного и большого дарования. Писал моралистические сатиры, пародийные трагедии в духе Диогена, не предназначавшиеся для сценического воплощения. В частности им воспет кинический рай - утопический остров Пера (Сума; котомка нищего), неприступный для порочных богачей и для житейских невзгод».

Некий есть город Сума посреди виноцветного моря,
Город прекрасный, прегрязный, цветущий, гроша не имущий,
Нет в тот город дороги тому, кто глуп, или жаден,
Или блудлив, похотлив и охоч до ляжек продажных.
В нем обретаются тмин да чеснок, да фиги, да хлебы,
Из-за которых народ на народ не станет войною:
Здесь не за прибыль и здесь не за славу мечи обнажают.

«Из произведений Кратета сохранилось несколько отрывков. Из несохранившихся произведений известна книга Кратета под заглавием «Письма», полная по Диогену Лаэртскому «отличной философии, а по слогу порою близкая и самому Платону»».


*****

Эпилог.

«В любом доме, нежданный и незваный, он был желанным и дорогим гостем. В народе его прозвали «открывателем всех дверей», «добрым демоном». Греки писали на дверях своих домов: «Здесь вход для доброго духа Кратета»».


*****


Рецензии