Негромкие мысли 6

Звонок телефонный. Студент-выпускник (много крови  моей попил - очень упрямый):
- Я понял, что моё призвание - писать сценарии.
Ой, мамочки, думаю, ой, я сейчас  с ума сойду, отлично помню его "тексты": он в одном предложении несколько  грамматических ошибок делает. Мысль  неструктурированная, аргументация на нуле, выводы не обоснованны. Темы фантасмагорически нелепые. Пиши - я тут причём?
- Отчего вы молчите?
- Ну, просто это всё так неожиданно...лучше расскажи, как живёшь?
- Я же и говорю, как живу, это сейчас для меня главное... Я первый сценарий написал, его  вам на почту пришлю, а вы почитайте, ну, ошибки, исправьте, пожалуйста... А потом напишите своё мнение. Но у меня очень хороший сценарий. С-сильный.
Вздохнуть и выдохнуть. Глу-бо-ко.
- Понимаешь ли, дружок мой, я ведь не специалист по сценариям, тут тебе надо к профи обращаться.
- Хорошо, тогда скажите к кому?
Да что ж я сволочь какая? Людей подставлять под полупросвещённый дилетантизм (это мягко сказано).
ХХХ
О вечном несоответствии наших желаний и наших возможностей
 
писал ещё Гоголь в "Невском проспекте":
"Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша! Получаем ли мы когда-нибудь то, чего желаем? Достигаем ли мы того, к чему, кажется, нарочно приготовлены наши силы? Все происходит наоборот. Тому судьба дала прекраснейших лошадей, и он равнодушно катается на них, вовсе не замечая их красоты, - тогда как другой, которого сердце горит лошадиною страстью, идет пешком и довольствуется только тем, что пощелкивает языком, когда мимо его проводят рысака. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. Как странно играет нами судьба наша!"
И с тех пор мало, что изменилось в нашей жизни. 
У некоторых людей между желаемым и возможным  -   пропасть.
Вот сейчас мне медным тазом что ли накрыться?...  Сижу и слушаю нытьё молодого и вроде неглупого  молодого человека   по этому поводу...
Сижу и пишу, вроде как я сильно занята.
Спросила, что он ЛИЧНО и КОНКРЕТНО сделал для того, чтобы разницу между  "хочу" и "могу" преодолеть.
Ответ: "Чем больше узнаю людей, тем больше в них разочаровываюсь". (Хотела перебить на середине предложения и добавить - "тем больше я начинаю любить собак", кто-то из грустных умных людей сказал. Не стала - невежливо...)  Люди перестали быть добры к окружающим... "
Ой, держите меня пятеро... "Оборотись-ка, сынку..." ( снова спасибо Николаю Васильевичу)
- А ты  сам добр  к окружающим, и в чём это конкретно выражается?
 Не даёт ответа. Пошёл думать.
Всё, конечно, понимаю, завихрения молодости.
Но мне бы в голову в его годы не пришло обращаться к препу с таким вопросом - не потому что субординация, это всё муть, а потому что самому надо над всем этим думать. Самостоятельно.
 
ХХХ
В нашем подъезде живет дама с собачкой. 
Лицо молодой женщины как две капли воды похоже на мордашку ее питомицы.
Девушка выходит гулять с  всегда трясущейся лысой доброй  маленькой собачкой (порода "китайская хохлатая") на руках.
Иногда возит свою "компаньонку" на "Лексусе".
Девушка  стройна и худа, у нее трепетные глаза,  светлые волосы уложены на голове в художественном беспорядке. Летом она всегда в черном коротком платье с открытой спиной. Собачка очень грациозна, мила. 
А вообще нет никакого открытия в том, что после нескольких лет "совместной жизни" собаки становятся похожими внешне на своего хозяина и наоборот, - это общеизвестно.
  День сегодня начался с обсуждения по телефону и почте проблем моих дипломников.
Одной из самых любимых своих "дочерей" я посоветовала быть упорной и настойчивой, а она мне ответила " А ж не бульдог или Вы меня таковой считаете?", и я тут же её успокоила: "Не бульдогом - американским фоксхаунтом". 
Мы с ней начали хохотать, потому что моя собеседница признала своё абсолютное сходство с представителем данной породы:
 "Американский фоксхаунд собака независимая, уравновешенного поведения, свободолюбивая, порой может пренебрегать требованиями своего хозяина и поступать по-своему. Американский фоксхаунд обладает острым чутьем, очень подвижный, используется для охоты на лисиц, крупного зверя, при этом они не нуждаются в командах охотника и работают самостоятельно. Преследуя дичь, собаки данной породы громко и звонко лают".
 И вот я задумалась (смеюсь), а к какой породе отношу себя?
Думала я думала, и наконец, придумала - вот я кто: Шарпей!
Достоинства: прекрасный компаньон, несложен в уходе; способен выполнять сторожевые функции.
Сложности: практически отсутствуют.
ХХХ
"Я подумал: вот бы иметь на лбу кнопочку, нажал ее — и исчез. Почему Бог не сделал нам таких? Было бы гораздо лучше иметь кнопочку, чем этот пупок в странном месте".
                Мария Парр,  "Вафельное сердце".
 Тоже хочу такую кнопочку…
ХХХ
Какие-то данные странные в СМИ и интернете о том, где лучше жить на свете. Одни источники пишут, что в Австрии, сейчас читаю что в Швейцарии
А я, балда, - думала, что в Люксембурге…
Там такие все старушки со старичками счастливые, улыбающиеся, и пенсия у них - ого-го...
Что ж теперь делать-то?
Аля в Швейцарию!!!
А кто нас там ждёт?
Нет уж, господа присяжные заседатели, если уж выпало нам родиться и остаться жить в России, надо нести свой крест с достоинством. Назло всем, кто всячески мешает нам эту великую миссию выполнять...
 А деньги - такая мурня.
Был бы человек хороший...
ХХХ
Что-то друзья и знакомые в последнюю неделю активно проводят реструктуризацию ценностей...
Причём, независимо от возраста.
Связано это, безусловно, с обступившей нас со всех сторон осенью, так ведь?
Впрочем, так всегда было... всё идёт по кругу...
Осенний разбор ошибок, промахов, побед и отчаяний... об этом и пословица русская говорит:
"Придёт осень, за всё спросит" ...
А впереди ноябрь - сумерки года...
Однако и сумерничать можно достаточно плодотворно.
Так что, видимо, нюни распускать не следует, а хвост держать направленно - это просто необходимо.
ХХХ
Андрей Вознесенский
ОЗА 1964
(Фрагмент)

В час отлива, возле чайной
                я лежал в ночи печальной,
         говорил друзьям об Озе и величьи бытия,
но внезапно чёрный ворон
                примешался к разговорам,
вспыхнув синими очами,
   он сказал:
"А на фига?!"

Я вскричал: "Мне жаль вас, птица,
                человеком вам родиться б,
                счастье высшее трудиться.
                полпланеты раскроя..."
Он сказал: "А на фига?!"

"Будешь ты, великий ментор,
         бог машин, экспериментов,
                будешь бронзой монументов
                знаменит во все края..."
Он сказал: "А на фига?!"

"Уничтожив олигархов,
                ты настроишь агрегатов,
                демократией заменишь
                короля и холуя..."
Он сказал: "А на фига?!"

Я сказал: "А хочешь — будешь
        спать в заброшенной избушке,
           утром пальчики девичьи
         будут класть на губы вишни,
             глушь такая, что не слышна
                ни хвала и ни хула..."
Он ответил: "Все — мура,
        раб стандарта, царь природы,
                ты свободен без свободы,
                ты летишь в автомашине,
                но машина — без руля...

Оза, Роза ли, стервоза —
         как скучны метаморфозы,
             в ящик рано или поздно...
Жизнь была — а на фига?!"

Как сказать ему, подонку,
что живём не чтоб подохнуть,—
чтоб губами чудо тронуть
поцелуя и ручья!

Чудо жить необъяснимо.
Кто не жил — что ж спорить с ними?!
Можно бы — да на фига?!

PS. Мало, кто из моих студентов знает, кто такой Андрей Вознесенский, а его  "Озу" не знает вообще никто...
В студенческие времена мы знали эту поэму наизусть - почти вся наша группа, по крайней мере, моя компания...
Это не говорит о том, что мы были хорошие, а нынешние - плохие.
Времена были, и они прошли, им на смену пришли другие времена. Вот и всё.
Но мы-то остались прежними!
 Блин, придется ещё одно стихотворение вспомнить то…
АНДРЕЙ ВИШНЯКОВ
 
Закабалило барахло —
Предмет товарооборота,
А было время так влекло
Предвосхищение полета.
Жизнь пролетела, как во сне —
Душа в тоске, страна в упадке,
И вместо крыльев на спине
давно не крылья, а лопатки.

ХХХ
Этот удивительный Рустам Хамдамов, у которого все женщины похожи на Елену Соловей…
ХХХ

Ночью смотрела какой-то ностальгический фильм, уснула под утро, снова снился прополитический сон: окровавленное тело Каддафи (можно как угодно его ругать, хаять, радоваться его смерти - он не перестанет быть громадной и неоднозначной фигурой, и неизвестно, что сейчас в Ливии будет), потом от тела оторвалась голова и в месте отрыва появилось множество голубых, жёлтых, красных тонких  перепутанных проводочков... " Он был Робот?", - в ужасе подумала , но тут на экране моего сна появился действующий президент ДМ с пунцовыми от волнения щеками в "коммунистической" аудитории  МГУ, студенты задавали ему заранее заготовленные и согласованные вопросы, а щеки ДМ пылали - видно, стыдно всё-таки было ему за преднамеренность встречи... Сонное ощущение  ужаса  сменилось досадой... И тут в ушах зазвенел вызов по скайпу.
Быстренько проснувшись и поняв, что это не из администрации президента,  с ошалевшими глазами и всклокоченной башкой нажала кнопку "Ответить".
Звонила внучка. Это она умеет, несмотря на свой ранний возраст.Утром встать, родителей не побеспокоить, самой одеться - и к компу - в "куклички" играть.
- Бабочк! А что ты такая?
- Какая? - ошалело спросила, рукой поправляя волосы. - Что случилось-то?
- Бабочк! Я хочу летать!!! По небу!!!
......
- Бабочк! Как мне научи-и-иться летать?
- Знаешь, что Сашуча, - пробасила пришедшая в себя бабушка, думая, что бы такого умного сказать.
- Ну ка-а-ак?
- ...Вот научишься любить по-настоящему, тогда  и полетишь.
- Правда? - обрадовалась внучка. - Ура!!!!
А я уже лихорадочно искала ответ на вопрос: " Почему ж я не летаю, если люблю маму и папу?", который так и не последовал
ХХХ
«Что останется от всех страхов и желаний, связанных с твоей проблематичной жизненной ситуацией и ежедневно отвлекающих на себя львиную долю твоего внимания? Тире длиной в один-два дюйма между двумя датами — рождения и смерти — на твоем надгробном камне.
Для эготипического «я» это очень неприятная мысль. Для тебя же она — освобождающая».
Экхарт Толле «О чем говорит тишина».

Хм.  Для меня -  очень неприятная, стало быть я - суперпуперэготипическое. Пошла плакать.
ХХХ
Александр Дольский:" Смеяться можно только над тем, что любишь"...
Сегодня 100 лет со дня рождения Аркадия Райкина - актёра, режиссёра, юмориста и просто  очень хорошего человека. Его ещё называли человеком с тысячью лиц, поскольку он мог моментально перевоплощаться, создавай череду образов совершенно разных характеров.
Барда Александра Дольского, который очень долго работал в театре А. Райкина, хорошо знал и искренне любил Аркадия Исааковича, на днях спросили:
- Скажите, второй Райкин на нашей эстраде возможен?
Он ответил:
- Такие, как он, рождаются раз в сто лет. Да и времена изменились. Нынче юмор пропитан коммерцией, для услады дураков...
ХХХ
У меня сегодня день поминальный. В этот день папа ушёл. Совсем ещё не старый.
Вообще не собиралась писать сюда - кому это на фиг нужно.
А сейчас подумала: мне нужно.
Вот прожила я ровно столько же лет, сколько мне было, когда папы не стало.
Много.
Столько лет без любви близкого человека.
Оказывается, это возможно.
ХХХ
Про нас, нелюбимых
Так бывает. Вот ты есть, а тебя никому не надо.
Вот такую же фразу произнесла сегодня одна моя знакомая и заключила: "Он сломал мне жизнь"...
А я взбеленилась:
 - Ты - причина того, что было, есть и будет в твоей жизни! Как это кто-то может её сломать?
А вообще- что это за манера:перекладывать всю ответственность за то, что с тобой произошло на плечи человека, который был с тобой рядом, и любила ты этого человека.. любишь до сих пор?
Ведь если и сломал - так с твоего же молчаливого попустительства. Или явного.
Не по-женски это...
ХХХ



"Кто проиграл страну, ставит на тараканов", -  это строки из песни Нателлы Болтянской "Тараканьи бега".
Вчера узнала, что тараканьи бега по-прежнему пользуются большим успехом у определённой части населения столицы.
Впечатлилась.
Конечно, вспомнила незабвенного булгаковского Черноту ...
Оказывается люди устраивают ещё хомячьи бега и мышиные...
Оказывается есть фирмы, которые все эти радости жизни организуют.
Правда, на сайтах некоторые из них пишут КАРПАРАТИВ, но это не главное сейчас.
Знание русского языка сейчас не в моде, и не в обиходе даже.
ХХХ
Народ вокруг жалуется на скуку…
Не понимаю, как может быть скучно нормальному человеку. Есть масса эмоциональных состояний ( грусть, вдохновение, радость,негодование, возмущение, печаль, скорбь, ощущение счастья, наконец), скука в этом смысле - отсутствие оных.
 ХХХ
"Рыжий, честный, влюблённый", - так назывался очаровательны двухсерийный детский музыкальный фильм, снятый по сценарию Георгия Полонского.
Сценарий фильма был написан по мотивам книги Яна Экхольма «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и др.».
 Вовсе не о замечательном этом фильме, а о своём студенте, который давно уже выпустился, и диплом защитил блестяще.
Вот он такой был (и есть!) - рыжий, честный, влюблённый. Ещё -талантливый и инопланетный.
Во-первых, он так любил Родину ( в самом высоком понимании этого слова), что окружающие впадали в ступор.
Во-вторых был независим до крайности и никогда не боялся идти на любые осложнения отношений (добавлю, что в любых ситуациях он был справедлив, просто иных преподов очень иногда раздражает студенческая самостоятельность и смелость "своё суждение иметь") .
Вечно "двоечников" защищал, вечно на "общественных работах" пахал за себя и не просто "того парня" - многих других.
А какой журнал студенческий мы с ним делали потрясный. И я нагло спихивала на него основную часть работы, а он только улыбался своими хитрющими глазами и кивал рыжей своей умной башкой.
 Он писал стихи и истории, на пятом курсе даже затеялся писать роман. Каждую неделю приносил мне распечатанные главы, а на следующей - я возвращала ему прочитанное. Что-то мне нравилось, что-то нет. Но не в этом дело, суть в том, что за что бы он ни брался, он делал это талантливо. 
Солнечный мальчик.
Мы с ним дружили очень, письмами засыпали друг друга.
Потом писали друг другу реже, но из поля зрения друг друга не выпадали.
А тут вдруг почти год от него - ни строчки.
Стала справки наводить - говорят: уехал в ЮАР.
Думаю,  чушь какая-то: ну не  мог  этот насквозь русский человек никуда уехать, а если даже так - не мог он это сделать, меня не известив.
И вот вчера получаю от него огроменное письмо (обрадовалась, как пацанка!), из которого привожу лишь несколько  фрагментов, поскольку они свидетельствуют об оригинальности мышления моего солнечного мальчика, да и, по-моему, просто интересны для любого пишущего человека:

"Вот и понимаешь, что дело не в одарённости вовсе и не в таланте. Есть другие понятия, о которых люди забыли, но которые являются определяющими в нашей жизни. Есть долг, честь, Родина, ответственность, мудрость, самосознание. В Великую Отечественную войну погибли сотни тысяч одарённых юношей, девушек, а также взрослых и состоявшихся талантов. При этом были сотни и тех талантов, которые не погибли, хотя очень этого хотели. Потому что нельзя. Потому что война. И каждого своя задача. Поднимать боевой дух. Нести свет, освещать человеческие души". ..

"Вы всегда говорили, что у меня талант. На самом деле у меня очень мало написанного. Мало тем в сердце и душе для полноценных рассказов, стихов, повестей, романов. Как наблюдатель и рассказчик я слаб, как морализатор – слишком идеологизирован. Как писатель – слишком непродуктивен, а как успешный писатель – слишком совестный для того, чтобы на собственной душе ещё и денежку зарабатывать. Конечно, в моём возрасте можно уже не скромничать и быть взрослым, но в том-то и беда, что очень не хочется терять ту правду, которую я рожал всё детство, которую отстаивал, которую полюбил и с которой хочу идти дальше по жизни.
Я работаю по специальности, в наше время это счастье. Работа может не нравится, но профессиональная самореализация, особенно для мужчины, очень немаловажный фактор в становлении и развитии личности".

«Если можете не писать – не пишите» - помню что то было в МиМ у Булгакова, когда Мастер просил Бездомного не писать стихов. И потом ещё где-то повторялось неоднократно. Самое забавное, что я-то как раз и могу не писать. А могу и писать. Результат одинаков"...

"Знаете, пару лет назад в НГ было чудесное интервью с Данилой Давыдовым о современном состоянии русской поэзии (можно тут почитать: http://mikhail-boyko.narod.ru/interview/davydov.html). Сейчас в стране идёт колоссальный подъём этого вида мышления. Сегодня Союз писателей насчитывает по всей стране 40 000 писателей и поэтов. В это число помимо райтеров, копирайтеров, беллетристов и прочих словоблудов входят нормальные писатели,. На сайте стихи.ру зарегистрировано почти 400 000 человек, добрая сотню если не тысяча из которых уже сегодня вылезли в настоящие поэты. А ещё про Данилу Давыдова недавно та же НГ написала: «Большинство людей не совершало ничего грандиозного – они не стали, скажем, обладателями Нобелевской премии, не летали в космос, не заработали в 16 лет первый миллион долларов и т.п. Вот Данила Давыдов – он тоже не совершил ничего сверхвыдающегося. Его работы не стали вехой в отечественной филологии, по его стихам не ставят театральных постановок, над его прозой не всплакнет украдкой юная студентка филфака (хотя, скажем, повесть «Схема линий московского метро» стоит многого!). И как критик он не стремится занять привилегированное место нового Белинского или Страхова, уступая пальму первенства коллегам более крикливым, задорным или просто наделенным неуемной волей к власти. Для Данилы Давыдова, кажется, «процесс важнее результата». Он нигде не стал первым, и все же без Данилы Давыдова картина современного литературного процесса просто непредставима! Давыдова любят все писатели, потому что он тоже любит всех писателей, всех поэтов, всех авторов любой направленности: все, что как-то связано с языком, для него уже представляет ценность».
(оригинал и продолжение тут http://exlibris.ng.ru/fakty/2011-09-29/3_ludoed.html) "...

Ну что за парень не от мира сего!?
Я плакаЛЬ.


Рецензии