Фантасмагория. 19

                Чёрно-белая жизнь наша. 

   Старик не подвёл, сделал всё, как договорились. Костёр пылал к назначенному времени. Над ним висел чугунок с кипящей водой. Рядом находилась стопка дров из порубленного сушняка.
   Братья вывалили рыбу у берега, выбрали мелочь и начали чистить. Деда не видели, но знали, что он недалеко. И действительно скоро сторож пришёл, подтянул лодку ближе к берегу, просунул в ушко на носу цепь и запер последнее звено амбарным замком.
   - Иди, дед, помогай, - позвал Андрей, – а то вода выкипит.
   - Порадуйся за нас, - поддержал просьбу Сергей.
   Братьям не терпелось похвастаться уловом, а больше зрителей не было. Осенью с каждым днём рыбаков убывало. Кому понравится возиться в холодной воде и мёрзнуть? Сегодня они ловили одни. Когда станет лёд, сюда опять начнут приезжать любители порыбачить, но зимняя ловля мужчинам не нравилась.
   Втроём получилось быстрей, и через полчаса первая партия рыб попала в кипяток.
   - Не знаю, для чего мы живём? Кто-то лучше, кто-то хуже. Суетимся, о чём-то мечтаем. Нужно быть ближе к природе, только и всего, - Андрей сказал просто так, чтобы не молчать.
   - А в итоге? – поддакнул старик с подковыркой.
   - А что в итоге?
   - Вот именно, что в итоге? Давно замечено, что голыми уйдём. Как пришли.
   Петрович – так звали старика -  сказал, хмыкнул и оглядел братьев.
   Андрей ответил, но больше на свои мысли:
   - Сестра наша старшая не дожила полмесяца до пятидесяти лет. Случайно узнала, что рак у неё. Боли внизу живота достали. Так это вообще садизм какой-то. Все знают, что умрут, а она, что со дня на день. Боролась, конечно. К кому только не обращалась!  Живёшь вот так, живёшь, а потом раз, и нет тебя.
   Мужчина высказался и замер с рыбой в руках. Потом добавил, словно вспомнил что-то:
   - Один целитель хорош оказался! Много чего насоветовал, только плати. Найдите, говорит, чагу на живом дереве, настойку из неё сделайте. Рецепт дал. Знал, стервец, что на живых не растут. И не придерёшься. Умерла? Так вы моих указаний не выполнили! А мы тогда гектары леса обошли, пока лесника не повстречали. Тот просветил.
  Андрей замолчал, но продолжил Сергей, потому что брат разбудил воспоминания.
   - Болеутоляющие лекарства сестра не принимала. Начну, говорит, считай, что сдалась. Даже от рецепта отказалась. А в последнюю ночь её так скрутило, что по всему городу наркотики искали, чтобы боль заглушить. Откуда, если на дух такое ни она, ни мы не переносили. А она, похоже, о смерти уже мечтала, так скрутило. В муках умерла.
   Хоронили, и кто-то из коллег её сказал, что Бог рано забирает лучших, кого любит. Она из таких. Хорошей была, доброй. А мы - оставшиеся, значит, дерьмо. Слышишь, дед? Тебе сколько? Шестьдесят девять? Лет пятьдесят ещё проживёшь по такой логике. Ни здесь, ни там не нужен. Слышишь?
   - Ты о чём? – отвлёкся от дум старик.
   - Я говорю, что бабке ты надоел! – Сергей усмехнулся. – Уехал из дома, а она и не вспоминает.
   - Вспомнишь тут, когда внучка двойню родила. Живут-то с нами. Вот и сбежал. Тесно там и шумно. Старуха только наливку пьёт, водку не переносит. Надоело похмеляться дрянью. Не моё это.
   - Ты же не злоупотребляешь спиртным?
   - Не злоупотребляю, - согласился старик, - но встряску организму иногда устраиваю.

   Первых рыб из кипятка вытащили, заправили новых. Старик колдовал над ухой, а рыбаки расстелили брезент, разложили привезенную с собой закуску. Принесли доски, чтобы сидеть. Ждать уху не стали, наполнили стопки.
   Андрей поднял свою.
   - Славно порыбачили. Всем хватит, и тебе, дед. Выпьем, чтобы не последняя рыбалка была. Ну, будем!
   Полные рюмки глухо звякнули, и на какое-то время наступила тишина - закусывали молча. По второй выпили уже под уху – созрела. Стало веселей. Заговорили все разом, но Сергей вдруг вернулся к старому разговору. Сказал уже без горечи:
   - А не навестить ли нам знахаря, что мозги сестре пудрил? А что? Прикинусь умирающим, послушаю советы, а потом свои выдам. Руки так и чешутся.
   Братья были погодками, старик не знал даже кто из них старше. Он не понял, кто сказал, ответил обоим:
   - Глупо. Сестру не вернёшь. К нему обратилась, когда у врачей руки опустились. Ведь так?
   - Это ничего не меняет, - ответил Сергей.
   - Сходим. Обязательно сходим. На следующей неделе, – согласился брат.
   Ближе к вечеру родственники ушли. Остановка автобуса находилась недалеко. Нравилось рыбакам здесь ловить.

   Лекарь-обманщик оказался сухим, седым старичком.
   - Я не врач и не знахарь, а экстрасенс, - сразу открестился он от претензий. – Ваша сестра не лечиться сюда приходила.
   - А зачем? – братья удивились.
   - Не ваше дело.
   - Умерла, уже можно рассказать.
   - Не скажу, и не просите. Про чагу между делом сказал, так как слышал от кого-то. От попытки хуже не могло стать. А вы обманули её, сказали, что именно такую нашли, с живого дерева. Она поверила, но чуда не произошло. О себе лучше подумайте.
   Экстрасенс попал в десятку, обвинив братьев в обмане. Не нашли они в своё время, что искали, и не могли найти. А когда поняли это, стали собирать грибы с мёртвых берёз, выбирая крепкие.
   Уверенность и напористость старика вынудили поверить ему.
   - Хотите сказать, что болезнь наследственная? Ещё кто-то в роду умирал от этого?
   - Хочу сказать, что услуги мои платные. Заплатите ассистенту по две тысячи и возвращайтесь. Тогда и поговорим.
   Посетители вышли и через пять минут вернулись. Раздался телефонный звонок, старичок поднял трубку, только слушал. Положив её, улыбнулся.
   - Вот и хорошо. Так на чём мы остановились?
   - Вы обещали рассказать, зачем приходила сестра.
   - Я хотел сказать, что это был аванс. Через месяц вернётесь и заплатите столько же, если прогноз мой сбудется. А прогноз неутешительный. В течение месяца, не больше, с одним из вас случится неприятность. Или с двумя, но тогда не настолько серьёзная.
   - Уж лучше с обоими! - сразу отреагировал Андрей. – А что именно случится?
   - А вот это вы и расскажете, когда придёте через месяц. Будете неукоснительно выполнять мои инструкции, тогда неприятности лишь заденут. Сразу поймёте, что о них предупреждал.

   Сторож-лодочник жил в одном доме с братьями, но в разных подъездах. Познакомились они случайно, когда какой-то малолетка выхватил у старика телефон, а братья задержали его. Старик орал, бежал за хулиганом, но никогда бы не догнал, не вмешайся двое мужчин, идущих навстречу. Позже выяснилось, что живут все в одном доме, что старик работает на лодочной станции сторожем, а домой приехал получить пенсию. Выяснилось, что мужчины заядлые рыбаки. И лодочник пригласил братьев к себе, пообещав не просто клёв, а жор рыбы. Он сам частенько рыбачил, знал хорошие места и подкармливал рыбу.
   Так и стали они приезжать к нему раз в неделю. Старик отдавал мужчинам часть пенсии, а они исправно снабжали его запасами продовольствия и всего, что закажет. А в их распоряжение поступала лодка и прикормленные, богатые рыбой участки.
   Кончался сезон, и связь обрывалась. Старику приходилось самому затариваться в магазинах. Он не расстраивался, потому что это становилось почти единственным развлечением в зимний период. Да и пенсию нужно было получать, с родными встретиться. Тёплый автобус по графику привозил его домой и отвозил обратно.
   В зимние вечера от скуки старик начал вырезать для внуков игрушки из дерева. Это и телевизор стали его единственным развлечением. И опять же рыбалка. В отличие от братьев он полюбил зимнюю ловлю.

   Когда растаял снег, когда открылся сезон, старик знал, что скоро приедут братья. Приедут многие, но ждал он их. Мужчины всегда появлялись под ночь, чтобы переночевать в стариковском небольшом срубе, а с рассветом, осторожно перебирая веслами, убыть в заводь, заросшую камышом.
   - Здорово, дед! – оклик застал старика, когда складывал поленницу на левой руке.
   Заготавливал дрова он загодя и понемногу, чтобы между делом подготовиться к следующей зиме. Утром колол вместо зарядки, днём по настроению, а вечером складывал в сарай.
   - И вам не хворать! Заждался, - сторож ответил и бросил дрова назад, передумав нести.
   - Мы соскучились по тебе и по рыбалке.
   - А уж рыба как по вас скучает! – пошутил старик, и лицо его расплылось в улыбке.
   - А уж сколько мы её натаскаем! - ответил кто-то из братьев.
   Обычный трёп долго не видевшихся людей быстро исчерпал себя. Пришло время ложиться спать: приехали мужчины поздно, а вставать предстояло рано. Природа словно напомнила - быстро стемнело.
   Утром хозяин поднялся первым, согрел чайник и разбудил гостей. Прошёл год, а утренний ритуал не изменился. Троица позавтракала на скорую руку, и братья убыли. Чуть позже старик ушёл выдавать лодки приезжим.
   Кто-то разбил невдалеке палатки. Основная масса отдыхающих должна была прибыть утром на машинах или автобусе. Не все собирались рыбачить, некоторые приезжали просто отдохнуть.
   Начинался обычный солнечный день. День, который многие ждали, к какому готовились. Кое-кто считал, что проводить свободное время лучше всего на природе. Старик понимал таких людей и радовался вместе с ними.

   - А мы теперь как у Бога за пазухой, - объявил Андрей, когда мужчины расселись вечером около костра, пробуя уху. – Надо же, случайно попали к экстрасенсу, и он теперь как талисман у нас.
   - Ну-ка, ну-ка, поведай басню, сынка, - пошутил старик.
   - Помнишь, дедка одного обещали потрясти, что нашаманил сестре выздоровление с чагой. Разговорились. Умный мужик оказался, знающий. Постарше нас лет на двадцать будет, но младше тебя. Толковый. Грамотно всё по полочкам разложил. А главное, нам помог.
   - От денег избавиться?
   - Не без этого, но зря ты на этом акцент делаешь. Жить-то ему нужно. В автомобильную аварию попали, о которой он предупреждал. Занесло микроавтобус на гололеде. Водитель погиб, пассажиры кто как, а нам хоть бы хны! Лишь синяки да ссадины. И потом происшествия были, но помельче. Мы теперь раз в два месяца обязательно к нему наведываемся.
   - Мзду приносите?
   - Зря ты так. Небольшой аванс. Остальное потом, если пророчество правильным окажется.
   - Ни разу не ошибся?
   - Ни разу. Мы его рекомендации неукоснительно выполняем, и поэтому сглаживаются неприятности.
   Старик дёрнулся то ли от любопытства, то ли от возмущения.
   - Ну-ка, ну-ка, поделись с неимущим, авось и мне помогут.
   - Не помогут. Это индивидуальное. Церемонии особенные исполнить должен, с аурой твоей ознакомиться.
   - Это после уплаты денег, конечно?
   - Аванса. Не один ты сомневался, а теперь к нему по записи приходят.
   - И дорого берёт, если надумаю в его броню облачиться?
   - Мы по четыре тысячи раз в два месяца платим. Две как долг и две как аванс на будущее.
   Старик усмехнулся и замолчал. Он плохо скрывал эмоции, и мысли легко читались на лице.
   - И каким рекомендациям вы неукоснительно следуете? – спросил сторож, и ехидная улыбка исказила его лицо.
   - Предупредил, чтобы не оглядывались никогда, - ответил Андрей.
   - Ха! – взвился дед. – Всё ясно! Жизнь не бывает ровной. То чёрной полосой отметится, то белой. Чего только за пару месяцев не произойдет?! В начале зимы холодало и теплело, вот и занесло машину на гололёде. Не попади маршрутка в аварию, что-нибудь другое вспомнили. Наверняка с начальником вдрызг разок-другой разругались, или любимую тарелку жены разбили. Не обязательно оба. Он и это оговорил, что лишь у одного может неприятность случиться. Хорошее разводилово.
   Старик победно обвёл окрестности взглядом, и вновь уставился на братьев.
   - Последние штаны не снимает, на жизнь оставляет. С миру по нитке, а себе клубок, - он говорил словно не братьям, а себе. - Не случись ничего, вспомнили бы что-нибудь. Пассы, заклинания сработают в любом случае! Соломку подстелил. Оглядываться нельзя? Это постоянно-то? Бреешься, уже через зеркало видишь, что за спиной творится!
   - Зря ты так, Петрович! – неуверенно возразил Сергей. – Он предсказал, что директор наш наконец-то на пенсию уйдет. Сказал, кто его место займёт.
   - Да это его ассистент в ближайшей от завода пивной узнал. Деньги как-никак отрабатывать надо, чтобы лохи через месяц исправно по ползарплаты приносили. Десяти минут хватит, чтобы заводских сплетен наслушаться. Дыма без огня не бывает. А уж выводы делать такой пройдоха может, поверьте мне. Не экстрасенс он и не шаман даже, обычный мошенник. Умный, правда.
   Мужчины долго спорили со стариком, но каждый остался при своём мнении. Лодочник не смог убедить друзей, что их просто разводят.
   - Чёрт с вами. Хотите быть обманутыми, флаг вам в руки. А я подумаю, как навести порядок. Тут вы мне не указ.

   Старик напросился, и в следующий раз они втроём поехали к экстрасенсу. Договорились, что братья попросят принять старика без записи, мол, приехал знакомый издалека. Бывший бригадир строителей, давно отбарабанил своё на севере и решил на старости лет перебраться в тёплые края. Строиться начал. Невзгоды-недоразумения достали, суеверным стал и в помощи нуждается.
   Сторож сам легенду придумал, а братья её «обкатали», чтобы достоверной казалась, прощупывали слабые места.
   - Знаю, что такое бетон и кирпич, тоже мне уравнение с тремя неизвестными. Отоврусь, не бойтесь, - отбивался он от экзаменаторов.
   - А кем ты на самом деле работал в молодости? - вдруг спросил Андрей.
   - Какая разница? – отмахнулся Петрович. – Слесарем. Автобусы собирал. Вы только сами лишнего не наболтайте, чтобы разногласий не было.
   
   Братья вошли первыми. Старик сгорал от нетерпения и едва дождался, когда мужчины выйдут.
   Кабинет поразил его. Массивная мебель выглядела старинной. Тяжёлые бордовые портьеры закрыли окно, и помещение освещали две тусклые бра. Около огромного стола, занятого хозяином, располагались кресла. Обстановка давила на психику полумраком и таинственностью.
   Оба старика какое-то время с любопытством смотрели друг на друга. Хозяин кабинета первым нарушил молчание:
   - Вот так строитель! Ты хоть карьерный песок от речного отличишь, шутник? Костюм твой новый не введёт в заблуждение: чешуя рыбная так и сыплется с тебя. Засунь руку в карман и вытащишь червяка или мотыля. Когда последний раз рыбу ловил? Вчера?
   У посетителя отвисла челюсть. Он вчера ловил, а сегодня приехал домой, чтобы переодеться и прийти с братьями сюда. Ожидал чего угодно, но не такой встречи.
   Хозяин кабинета не стал ждать ответа, сказал:
   - Для пенсионеров у нас скидка. С вас пятьсот рублей и пятьсот потом, знаете уже. Ассистент ждёт вас, - объявил он и уставился на несостоявшегося строителя неподвижным взглядом.
   Петровичу ничего не оставалось, как подняться и выйти. Через несколько минут он вернулся. Зазвонил телефон, экстрасенс выслушал кого-то и положил трубку.
   - Вот и хорошо, вот и ладненько, - он сказал уже не в трубку, просто пробубнил. Для клиента добавил:
   - И рыбка с вас вяленая. Ох, и хороша с пивком-то!
   «Вот болтуны! – старик сквозь зубы поругал братьев. – Кто за язык тянул?»
   - Принесете, сколько не жалко. И поверьте, много получится.
   «Из вашего улова возьму, балаболы!» - Петрович мысленно наказал братьев.
   Хозяин кабинета оговорил условия, выгнулся вперёд и спросил:
   - Ну, что у вас? Выкладывайте. Не говорите только, что бабка достала, этого уже не изменить. Терпели сорок лет, ещё пятьдесят потерпите. Столько ваши друзья вам жить предсказали? Бог, мол, хороших рано забирает, а остальных оставляет мучиться. Что молчите? Язык проглотили? Топором аккуратнее размахивайте при заготовке дров. Вам вообще осмотрительней нужно быть с острыми предметами. Крючком рыболовным легко пораниться! Заражение крови случиться может. Предвижу похожее.
   «Да, такому разговорить, как плюнуть, - думал старик, глядя в светлые, безмятежные глаза напротив. – Про погоду спросит, а ты про старуху расскажешь, что зонтик куда-то задевала, старая карга!»
   Лодочник растерялся. Экстрасенс смотрел на него, и было в его взгляде что-то снисходительное. Так смотрят на собаку: и умное вроде бы создание, но всё равно животное.
   - Я…мы… хотели узнать, для чего сестра их приходила?
   - Оно вам надо? Потом сами поймёте.
   - И всё же.
   - Когда вопрос встаёт ребром, когда люди начинают понимать, что не бессмертны, разное лезет в голову. За ответом приходила.
   - И?
   - И? Я тут не советчик. Нравится чья-то гипотеза: веришь в Бога, попадёшь в чистилище. Нет? Лопух из тебя вырастет. Или в собаку превратишься, раз лаял всю жизнь. Всё может быть даже реинкарнация. Пробовал один раз мысли свои запустить, куда не положено. Из комы едва выбрался.
   - А я ещё вещички разные строгаю из дерева, - неожиданно для себя признался Петрович.
   - Пару фигурок вырежешь, нужны для работы. А пальцы береги. В этом месяце особенно. Выполняй мои условия, и ничего не случится.
   - Какие? - непроизвольно спросил старик.
   - Поменьше меня критикуйте. Это выполнимо? – мужчина обращался к посетителю то на «вы», то на «ты». Это сбивало. Дослушивал старик уже совсем запутавшись.
    - Через месяц придёте. Можно через два. Не принуждаю, сами захотите. Поверьте, отныне белая полоса в вашей жизни станет шире, а чёрная посветлеет. Предупреждён, значит, вооружён.
   - Кто предупреждён, кто вооружён? Ничего не понимаю! - Петрович беспомощно переминался с ноги на ногу и смотрел на хозяина кабинета, выпучив глаза. Ему уже казалось, что это не братья про него всё рассказали, а сам только что выложил.
   - Разве непонятно сказал? Если прадед двух сорванцов, любящий свою бабку, но называющий её почему-то старой каргой, взяв что-то острое, вспомнит о предосторожностях, то его конечности останутся целыми и невредимыми.
   Старик выслушал тираду, ничего не ответил, развернулся и выскочил из кабинета как из бани, даже не закрыв за собой дверь. Вылетел на улицу, словно голый к проруби. И только там не сразу, но успокоился.
   Братья подошли к задумавшемуся другу и ухватились за рукава.
   - Ну, как? Как тебе «новый Мессинг»? – спросил Сергей.
   - Как? Как? Никак! На когда вам назначено? – Петрович ошалело посмотрел на братьев и признался: - Ничего не понял! Вы знали, что брехливая собака, переев лопухов, попадает в преисподнюю? То-то и оно! А мне тысячу рублей заплатить за знания придётся. Пятьсот уже, а остальное потом! В следующий раз вместе пойдём к этому ироду….

                *****
      


Рецензии