Падение правительства герцога Веллингтона

8 января 1828 г. Георг IV призвал герцога Веллингтона в Виндзорский дворец, и, сидя на кровати и увенчанный ночным колпаком, заявил:
– Артур, кабинет умер, – и поручил герцогу сформировать правительство.
Веллингтон занимал пост премьер-министра с января 1828 г. по ноябрь 1830 г.
Политик из герцога вышел весьма посредственный.
Победитель Наполеона, привыкший управлять армиями, не обладал политической гибкостью. Вот строки из его собственного письма: «Кто-то в кабинете желает одного, кто-то другого; они могут согласиться со мной утром, а вечером вдруг начинают чудить, приводя в расстройство весь план. Я не привык к подобным вещам и обычно вел дела совершенно иным образом. Я собирал офицеров, предлагал им мой план, и его беспрекословно выполняли». Такой стиль руководства не мог не вызывать раздражения у государственных мужей. К тому же, Веллингтон свято верил, что управлять страной могут лишь люди с «благородной кровью».
На тот момент состояние британской избирательной системы было следующим:
Единой системы выборов, как таковой, не существовало. Как обнаружил комитет, созданный  лордом Греем (в то время уже премьер-министром), ее заменяли четыре основных типа: 1. назначаемые «боро», («карманные» местечки) владельцы которых имели абсолютное право посылать в парламент любого симпатичного им человека, так же как и права продать это самое право; 2. гнилые «боро» («гнилые местечки»), где немногочисленные привилегированные избиратели регулярно подавали свои голоса за деньги; 3. «боро», обладающие достаточным числом голосов, чтобы затруднить подкуп; 4. «боро» с таким демократическим электоратом, что он включал всех самостоятельных хозяев, способных доказать, что они готовят пищу внутри боро. Таким образом, старые, почти обезлюдевшие поселения по традиции продолжали направлять в парламент своих представителей, тогда как быстро растущие города были лишены этого права. Например, один из депутатов представлял давно поглощенный морем поселок (в день голосования на место его бывшего места нахождения приплывала лодка, на которой и совершался акт «избрания»), другой – вещал в парламенте от лица чудесного зеленого поля, третий – единодушно избирался живописной, но полуразвалившейся стеной.
В июне 1830 г. умер король Георг IV, и на престол взошел Вильгельма IV, симпатизирующий вигам.
 Веллингтон уже вознамерился было уйти в отставку, но в данных обстоятельствах в нем заговорило столь присущее ему чувство долга – он считал себя обязанным помочь новому королю. «Герцог был очень хорошо принят королем Вильгельмом, который сказал ему, что желает, чтобы все оставалось по-прежнему, не хочет никаких перемен и полностью полагается на него. Герцог заверил короля, что будет служить ему с тем же рвением, преданностью и честью, с каким он служил его брату», – записала в своем дневнике миссис Арбэтнот, близкая подруга герцога.
Между тем, виги во главе со свои лидером графом Греем готовились к атаке на правительство.
В июле-августе 1830 г. прошли всеобщие выборы. Баланс сил в Палате Общин не претерпел существенных изменений. Веллингтон и его партия ожидали, что их противостояние избирательной реформе увеличит их большинство в нижней палате, но их ждало разочарование. Можно сказать, что Премьер-министр в какой-то мере недооценил общественное мнение, которое все больше требовало принятие новых избирательных законов. Тем не менее, тори все же одержали победу. В октябре герцог завершил формирование правительства, а виги тем временем составили определенный план для открытия кампании в парламенте. Они готовились выдвинуть на первый план вопрос о парламентской реформе.
Парламент собрался 2 ноября. Немедленно все оппозиционные партии объявили свою враждебность правительству.
Двое из ультра-тори, выступая в палате общин, осудили министерство как ни на что не способное и призвали к быстрой и твердой экономии правительственных расходов. Лорд Грей встал и сказал, что он согласен с ними. Но, заявил он, парламент должен идти дальше. «Милорды, прошу слова – реформирование парламента». Веллингтон сказал в ответ то, что каждый уже знал, что он скажет и, действительно, на что значительная часть членов парламента и рассчитывала. Он заявил буквально следующее:
«…я полностью убежден, что в этот момент Англия обладает законодательной властью, которая полностью отвечает всем целям законодательной власти, в более высокой степени, чем любая система правительства, которая когда-либо существовала в любой другой стране мира для этих целей, что она обладает полным доверием страны – и по достоинству обладает этим доверием, и что ее решения справедливо обладают самым большим весом и влиянием на людей. Нет, милорды, я пойду дальше и скажу, что, если бы в этот момент я должен был бы создать законодательную власть для любой другой страны, особенно для подобной этой… то, хотя, возможно, я не должен был бы создать точно такой же тип, какой имеем мы, я приложил бы усилия, чтобы выработать нечто такое, что даст те же самые результаты, а именно: представительство людей, обладающих большей частью собственности в стране, и в котором крупные земельные собственники имеют преобладающее влияние».
Напоследок он заявил, что всегда считал своим долгом сопротивляться реформам.
Его слова вызывали возмущенный гул среди парламентариев, а резкий и бескомпромиссный тон смутил даже коллег по кабинету. Наблюдая такую шумную реакцию, Веллингтон обратился к сидящему рядом лорду Абердину, министру иностранных дел:
– Что с ними? Я не так уж много сказал, не правда ли?
– Полагаю, достаточно, – мрачно ответил Абердин.
Спустя некоторое время, когда министра иностранных дел на выходе из зала спросили, что же сделал премьер-министр, Абердин произнес:
– Герцог сказал, что мы уходим в отставку.
Действительно, в ответ на выступление герцога в столице поднялась волна протестов.
Герцогу даже пришлось принять меры по защите своего особняка – Эпсли Хауза. Приказ, датированный 9 ноября 1830 г., начинался так: «Учитывая весомую вероятность того, что окна на парковом фасаде Эпсли Хауса будут разбиты во время между закатом и закрытием ворот парка…» Кстати говоря, окна в особняке герцога действительно выбьют, но чуть позже, в 1831 г., причем будет повреждена мебель и даже некоторые картины, захваченные при Витории у короля Жозефа.
Герцог действительно считал, что парламентская реформа может привести к революции. Он говорил: «Начнешь реформы – начнешь и революцию». 7 ноября миссис Арбэтнот записала: «Он полагает, что реформа означает начало революции, что он обязан предотвратить ее». 
Правительство не продержалось до 16 ноября. 12-го Генри Колборн, канцлер казначейства, предложил сокращение цивильного листа (то есть средств, выделяемых на содержание короля и двора) на 300000. 15 ноября, когда вопрос поставлен на голосование, виги, каннингиты, радикалы и ультра-тори, все вместе вышли в холл. Правительство проиграло (233 голоса против 204). Герцог оставил власть с короткой речью: он полагал, что все же сумеет победить реформу, и считал, что отставка по другому, не столь важному, поводу представляет собой мастерский маневр, «предотвративший обсуждение парламентской реформы».
Ранним утром следующего дня Веллингтон и его последователи оставили свои посты. Король послал за Греем, и граф принял бразды правления в соответствии с принципами «реформы, экономии и мира».
Герцог обладал прекрасным чувством юмора, но зачастую бывал саркастичен: когда кто-то поинтересовался его мнением о первом заседании реформированного парламента, он лишь заметил:
– Никогда в жизни не видел столько плохих шляп.
Падение правительства герцога Веллингтона в ноябре 1830 г. было одним из поворотных пунктов британской истории XIX в. Оно открыло путь парламентской реформе, основная суть которой состояла в следующем: уничтожались избирательные округа более полусотни местечек с населением менее 2 тыс. чел., 30 других местечек с населением менее 4 тыс. чел. лишались одного из двух депутатов. Освободившиеся места были отданы представителям крупных городов, таких как Манчестер, Бирмингем, Лидс. Принятие Акта о реформе 1832 г. открыло предпринимателям доступ в Парламент. Общее число избирателей поднялось с 450 тыс. человек до 650 тыс.


Литература:
1. Алексеев Н. А. Палата Лордов Британского Парламента: от Суда Короля Эгберта до революции Премьера Т. Блэра, 825-2003 гг. ¬– М.: БЕК, 2003. – 432 с.
2. Куриев М. М. Герцог Веллингтон. – М.: Радикс, 1995. – 256 с.
3. Олдингтон Р. Герцог. – М.: АСТ: Транзиткнига, 2006. – 510.
4. Flick С. The Fall of Wellington’s Government // The Journal of Modern History. – 1965. – V. 37. – N. 1. – P. 62-71.
5. Lives of Wellington and Peel. – New York, 1852. – 207 p.
6. Maxims And Opinions Of Field-Marshal His Grace The Duke Of Wellington, Selected From His Writings And Speeches During A Public Life Of More Than Half A Century. – http://www.blackmask.com/thatway/books171c/welldex.htm
7. Temperley  H. W. V. Canning, Wellington, and George the Fourth // The English Historical Review. – 1923. – V. 38. – N 150. – Р. 206-225.


Рецензии
Как я уже писала: замечательно и легко написанный текст!

Светлана Камушкова   04.02.2017 10:25     Заявить о нарушении
Спасибо! Это тезисы на конференцию, давно дело было...

Ольга Колотова   04.02.2017 11:12   Заявить о нарушении