Склероз

После «типа изгнания» Лужкова с поста московского градоначальника на райские кущи в Лондон со всеми нажитым непосильным трудом миллиародами плюс с пенсией около 300000 р, в столице, похоже, решили провести ревизию всего лужковского наследия. Больше всего досталось художнику Шилову и президенту Российской академии художеств, скульптору Зурабу Церетели. Наверное, потому, что художники куда более безопасны для «обличителей», чем олигархи с Рублевки. Вот увидите, никаких уголовных дел ни против Лужкова с семьей, ни против других московских воротил, не будет, хотя разворовано было в десятки раз больше федерального бюджета. А вот художников полощут.

Лужков к ним явно был неравнодушен, но это не означает автоматически того, что оба они плохие художники. Лично я не боюсь навлечь на себя гнев любителей модернизма, сказав, что мне творчество Шилова очень нравится. Устав от лицезрения неряшливой мазни лошадиным хвостом вместо колонковой кисточки, я с удовольствием смотрю картины этого живописца, аккуратно и любовно выписанные, где люди как живые, а не напоминают загримированные под клоунов трупы.

Ну ладно, Шилову под галерею большое помещение дали, отобрать надо. У нас это не заржавеет. А насчет Церетели вообще требуют «вернуть все его памятники автору взад». Кстати, очень похожее требование звучало некогда по двум объектам в Европе: Эйфелевой башне и Кёльнскому собору. Тоже кричали, что они уродуют облик города. Теперь и тот, и другой собирают толпы туристов со всего света. Великого короля-зодчего Людвига II «отрешили от должности» и объявили сумасшедшим за то, что он много денег тратил на свои архитектурные фантазии. А теперь его творения приносят 25% доходов в казну. Больше, чем автомобилестроение.

Истинное величие гения проявляется по прошествии времени. «Хорошая мысля приходит опосля», как любил говорить мой покойный товарищ Ваня Подвалков. Сколько великих умерли подобно Моцарту нищими и оплеванными современниками, - устанешь перечислять имена, а прошло время, - и мы от них без ума. Вон Высоцкого мало не посадили, при жизни записали его песни на профессиональной аппаратуре только один раз, да и то только через 7 лет показали, а теперь вон какой фильмец отгрохали, правда, Высоцкого в нем, которого теперь называют «величайшим поэтом ХХ века», играет компьютерная инсталляция. Осторожнее надо, однако, человечнее. Не рубить с плеча, а сначала хорошенько подумать, и желательно головой. Впрочем, мы думать не любим, сначала злого духу под шубу подпустим, а потом оглянемся.

Вот несчастный памятник Петру I работы того же Церетели. На полном серьезе предлагают перенести в Иваново. Причем с такой просьбой якобы обратились наши деятели культуры. А 12 октября на Первом канале ТВ прошла передача «Пусть говорят» с участием инициативной группы ивановцев, ратующих за перенос памятника в нашу область.

«Петровская акция» началась в Интернете после того, как и.о. мэра столицы Ресин предложил подумать о переносе 98-метрового сооружения, якобы не вписывающегося в архитектурный облик города, в другое место. И моментально на опальный памятник нашлись претенденты из других регионов.

Идея переноса памятника в Ивановскую область как чертик из табакерки выскочила в микроблогах первых лиц региона – губернатора Михаила Меня и председателя областной Думы Сергея Пахомова. В Twitter’e моментально был размещен микроблог «Петра I в Иваново», у которого за пару дней появились сотни последователей. Инициативная группа обратилась сразу к обоим дуумвирам с предложением «подарить памятник «текстильной столице». Якобы это Петр I тут основал «текстильный кластер», последствиям чего мы ныне так до зубовной боли рады.

Вообще, очень странное отношение в Иванове к памятникам. Ведь «памятник» это от слова «память», а у нас памятник считается дорогой и престижной безделушкой, которую «город невест» так и норовит подобно капризной красавице получить на халяву. Как тот самый «бирюзовый перстенек», который красавица все же в песне купила, но очень рассчитывала на подарочки со стороны неравнодушного к ней коробейника. В нашем случае одного из дуумвиров. Можно и сразу двоих, мы не гордые и воспитанием не избалованные.

В свое время удачно отхватили памятник Одесским босякам и взгромоздили его на главной площади города под видом памятника «борцам революции», теперь вот монумент Петру, уж не знаю, под каким псевдонимом. Можно, конечно, назвать памятником Ивановскому труженику «текстильного кластера», который дошел до такой степени истощения, пытаясь прокормить семью на три рубля.

Очень уж легкомысленное отношение у нас к памятникам. Ну чем прославились в нашем Всероссийском полюсе нищеты обитатели знойного Лонжерона и Молдаванки вкупе с царем-реформатором? Какой «реформатор», когда реформ мы никаких отродясь не видели? Ничем. Зато по дешевке, практически один перевоз, а такая груда металла! В утиль сдать, и то оправдаются все расходы.

Странный все же город Иваново. Единственный город в мире, в котором нет ни одного памятника знаменитым землякам, зато море металлолома на тему коммунистических вождей и их подельников. Памятники палачам в изобилии, а вот памятника великому просветителю и собирателю Д. Г. Бурылину нет. Нет памятника царю-основателю города, первому Городскому голове. Да сколько замечательных людей жило в нашем городе, об этом ежедневно по «Барсу» рассказывают историки и симпатичная телеведущая. Вот буквально вчера рассказали про одного нашего земляка, который успел уехать из страны, когда ее захватили большевистские банды. А жена не успела. Большевичня ее схватила и в лагерь. Просто так, ни за что, семья эта была славна тем, что строила на свои деньги всякие благотворительные заведения. Так что вы думаете? Муж продал все и выкупил жену у бандитов! Представляю, что ему пришлось претерпеть. Из самого кромешного ада вытащил. А ведь мог жить себе в волшебной Италии и радоваться, что «диктатура пролетариата» так далеко. Нет, он не оставил любимого человека погибать в мерзлых бараках и на пересылках! Он сделал невозможное. Я когда слушал рассказ прекрасного краеведа из Госуниверситета, вспоминал сюжет из Данте Алигьери. Какие сильные, благородные люди жили когда-то здесь! Вот кому бы памятник. Вот на чьем примере нужно молодежь воспитывать! Много ли найдется способных повторить такой подвиг? К сожалению, я не запомнил имени этого героя, но это не так важно, его наверняка вспомнят. А мы всё «дыра», «ивановка». Силе духа этого человека позавидуют и столицы.

Или вот хотя бы Черновы, предки моей тещи. Их дом как раз напротив нынешней «Плазы», в нем непрерывно перестраивающаяся кофейня. Известные на всю Россию купцы были. Какие страшные мучения этой семье пришлось пережить при власти подонков! Теща, которой тогда было пять лет, до сих пор плачет, когда речь заходит об этом. Отца ее расстреляли за то, что был он агрономом. Единственный в округе ученый агроном принял мученическую смерть за то, что помогал крестьянам не умереть с голоду.

Да и не расстреливали их вовсе, а душили выхлопными газами в душегубке, те душили, памятники которым рассованы ныне по всему городу. А памятника в том месте, где был расстрельный ров, нет как нет! А ведь душили самых лучших: ученых, инженеров, литераторов, предпринимателей. Настоящих предпринимателей, не в обиду нынешним будь сказано.

«Знай наших!». Ни хрена не хотим знать. Фрунзя – вот наш идеал. Палач и, мягко выражаясь, малопорядочная личность, бездельник, подобно своему картавому вождю никогда не расписывавшйся в ведомости на зарплату. По приказу этого выродка в Крыму были зверски убиты 20 тысяч русских офицеров. Это «наш первый губернатор». Боже, да этого хлюста к губернатору на порог бы не пустили! А ему памятник с ворованной шашкой в шинели с чужого плеча. А настоящие отцы-основатели города, строившие больницы и дома для рабочих, фабрики и заводы, люди, поднявшие город из села, страстотерпцы за Россию - им памятников нет. Странная какая память в Иванове. Склеротическое слабоумие, как в фильме с Леоновым: «Тут помню, а тут ничего не помню, гад буду». Какое страшное вырождение мы претерпели по сравнению с временами того «дантовского» героя…

Посмотрите на другие города, везде воздают дань памяти славным землякам, хоть ту же Москву возьмите. А у нас до сих пор правит бал Шариков. А норовите требовать от молодых, чтобы они любили родной город. Да кто такой шалман любить будет? Любят те города, где власти чтят память о хороших людях. Смотрит молодой, и говорит себе: «Буду и я хорошо работать, буду делать добро, и меня не забудут люди». А когда видят такое отношение к истории родного города, то находят утешение в бутылке. Ну на что вдохновят «босяки»? Только на банку пива и плевок в босую пятку.

Да что там говорить про молодежь, нужна власти олигархов наша молодежь как собаке пятая нога. Они вон «туристический кластер» замыслили. Интересно, чем они сюда туристов заманят: памятниками всякому сброду, выдуманному когда-то господином Клюевым и его подлизами? Улицами, названными в честь вышеобозначенных особ? Мусорными кучами на остановках транспорта? Кстати, не могу понять, почему нужно бросать использованные билетики себе под ноги или, в лучшем случае, в открытые урны, откуда их ветер разносит по всей улице. Неужели трудно положить в карман? Неужели так приспичило жрать на улице и бросать обертки? Неужели нельзя потерпеть до дома? В общем, кластер будет что надо, иллюстрация к началу дилогии про «собачье сердце»: «Тук-тук-тук стучат копыта, тук-тук-тук ударил пулемет…». Остается ждать наплыва туристов. Есть что посмотреть.

Вот есть в городе площадь Пушкина. Ладно, не был никогда «солнце русской поэзии» в Иванове, но мало ли где он не был, а его книжки были и есть в доме каждого грамотного ивановца. Так хоть там бы памятник сообразили. А то площадь Пушкина, а памятник «фрунзе».

Когда вникаешь поглубже в эту историю с «переносом Петра», то постепенно понимаешь, что вся эта возня и шумиха – ни что иное, как пиар-акция местного отделения партии власти г-на Суркова. «Одно то, как ивановцы за короткий срок смогли сплотиться вокруг этой идеи, уже событие само по себе! – прокомментировал зам. секретаря регионального политсовета «партии» по агитационно-пропагандистской работе [Боже, и такая уже есть, ничему дураков жизнь не учит] Роман Ефремов – И почему бы это не считать одной из форм патриотического воспитания молодежи?»

Ну почему же не считать. Будем считать, - пропаганда великая сила. Есть отдел пропаганды, - будет оболванивание, оболванивание, «успехи», «совсем тектонические успехи», победы, свершения. Потом бац, - перестройка, распад, оккупанты с косыми глазами… Как в том анекдоте: что ни пробуем собрать, все пулемет получается, то-бишь КПСС.

И еще кое-что не менее мерзкое пиарится под соусом переноса памятника: «текстильный кластер» - огромный коррупционный гнойник на теле Ивановской области. Воровская схема распила бабла из бюджета чинодралами и бизнес-криминалом подается как дело чести, доблести и геройства. Да, такое возможно только в стране, про которую поговорка: «Где совесть была, там хрен вырос».

Де, сам Петр начало положил! Легенда эта из сказов Кочнева как по заказу подошла. Опять же в Ивановской области выпускается едва ли не вся ткань, производящаяся в нынешней России. Ну чем не герои? И при бабках, и при славе. А про то, что в петровские времена из своего льна ткали, а сейчас из хлопка, который за морем закупаем, и обходится он нам вдвое дороже, чем он стоит на месте своего произрастания, и производство убыточно, держится исключительно на дотациях, и тако же про то, что на фабриках получают копейки, - ни полслова.

В Европе давно нет хлопчатобумажных фабрик. Ни в Манчестере, ни в Лионе. Они что там, дураки? Одни мы умные? Причем только в Иванове, поскольку в других регионах от тухлого «бизнеса» давно отказались, потому и вся ткань России – наша, и конкурентов местного российского пошиба у нас, недоумков, нет и не будет.

Конечно, Петра I москвичи не отдадут, это они пошутили, но с какой прыткостью наши «энтузиасты» подсуетились! Такую бы поклевку да на доброе дело!

Валентин Спицин.


Рецензии