Бумеранг

 1 мая 2011г. п.ЦЭС Ирина Боженко.

Я встретила ее в электричке. Она села напротив меня, поставила на грязный пол свою видавшую виды сумку и стала смотреть в окно. Женщина выглядела, не важно: осунувшееся, почерневшее от алкоголя лицо, потертая старая куртка и стоптанные сапоги, говорили сами за себя.
Я почему-то  взглянула на нее  пристальней, чем на остальных своих попутчиков,  а она только краешками губ слегка  улыбнулась мне. Что-то в ее внешности мне   было  до боли знакомо.
- Где я могла видеть эту бабушку?  -  вспоминала я, судорожно копаясь,   в файлах своей памяти. А в это время,  электричка неслась вперед  и вагон жил своей привычной жизнью:  кто-то громко разговаривал, кто-то, отделившись от толпы, читал газету, ребятишки бегали по проходам, весело смеясь, мамы их звали вернуться на место, но они не реагировали,  продолжая свои детские игры.
  Я уже лет десять жила в России и ездить в пригородных поездах отвыкла. Все как-то на автомобиле, или на самолете. А вот недавно,  захотелось мне, проехать по местам своей юности, и за одно прокатиться в Киев, но не в вагоне СВ, как обычно, а вместе с простым народом, на старой советской электричке.
Память моя выбрасывала на-гора советские запахи и лица, слова и дух того времени, а затем вспоминались «шальные» девяностые, будь они неладны и прокляты, и вот я заметила на себе ее взгляд. Она смотрела на меня не открыто, а украдкой поглядывала  в те моменты, когда я  перемещала свой взгляд на бегающих по вагону детей.
- Кто эта пожилая женщина?  Почему мне так знакомо ее лицо? – мучилась я в догадках и вдруг, она первая заговорила со мной.
-Алла Ивановна, я вижу, ты меня так и  не вспомнила. Я,  наверное, сильно постарела, да?  – спросила женщина.   Как только я услышала  ее голос,  то тут же узнала ее и вспомнила все…
  Эта женщина была Главой Сельского Совета, в бытность мою директором  Дома культуры, одного из сел района на Украине.  Поначалу  наши отношения с ней складывались замечательно. Мы вместе с ней организовали ремонт умирающего здания Дома культуры.  Она много сил и энергии тратила на выбивание денег для приобретения  новой отопительной системы, сама вместе со мной, засучив рукава, красила и белила этот ДК, а потом между нами пробежала черная кошка. Черных кошек было много и они ежедневно рассказывали ей,  какая я плохая  и быть хорошей, в принципе не могу, потому что, русскоязычная  и потому что,  городская. И она металась между тем, что видела и тем, что ей нашептывали, стараясь, не обращать на  сплетни никакого внимания.  Работой моей она была довольно, пока из госбюджета на развитие  ДК не были выделены  приличные средства, тогда в наших отношениях  наступил разлад, и виной тому, как обычно, оказались деньги.
  Средства  были выделены не малые.  Эти деньги нужно было потратить на развитие ДК, но в тоже время, были лазейки, когда их можно было бы использовать не по назначению.  Она пыталась меня убедить, что ремонт доделаем позже, но я отказалась подписать бумаги. Моя начальница  поняла, что каши со мной не сваришь, и согласилась с «черными кошками».   Началась травля. Я долго терпела, но всякому терпению приходит конец, и по истечении трех лет уехала в Россию, а вот, что стало с ней, мы сейчас и узнаем.
- Алла, ты меня прости, что все так вышло. Я заплатила такую цену, за то, что обидела тебя,  и врагу не пожелаешь, - сказала она и вытерла грязным носовым платком глаза.
 Сердце мое сжалось от боли, у меня самой на глаза навернулись слезы. В этот момент мне хотелось обнять ее, прижать к себе и погладить по голове, но она сидела напротив меня и что я сделала, это только, погладила ее руку, которая  лежала на колене.
   Я знала, что она отсидела в колонии три года, год на поселении, а как ее судьба сложилась дальше, я  не имела понятия, и вдруг, такая встреча.
  Она стала рассказывать, что после того, как я уехала, жить ей стало легко и спокойно. Она радовалась, что теперь, у нее нет конкурентки.
 - Алла, мне все время казалось, что ты хочешь занять мое место, - сказала она, улыбаясь, - теперь- то я понимаю, что я была дура, а тогда…
Она рассказала мне, как    начальники, решившие, что им все дозволено, заставили ее проводить махинации с продажей земли сельскохозяйственного назначения, и потом, отдали ее же на съедение прокуратуре.
После возвращения из мест лишения свободы, она обнаружила, что дом ее продан за долги, которые ей присудили компенсировать, дочь уехала в Киев, а муж женился на молодой,  и теперь, она практически бомж.
 - Вот езжу теперь по электричкам, собираю бутылки, на этом и живу, - сказала она, опустив глаза вниз.
 - А пенсия?  - спросила я.
- Да, у меня с пенсией беда, нет прописки, нет и пенсии.
- А дочка?
- А дочка где-то потерялась, я хотела ее найти, да вот все никак не соберу денег, чтобы до Киева доехать, - объяснила она и снова вытерла глаза платком.
 - Слушай, Людмила Николаевна, я сейчас еду в Киев, давай ты поедешь  со мной, мы найдем твою дочь, я тебе помогу.
  - Ты? – удивилась она.
- Ну, я, а что? – в свою очередь, удивилась я.
- Ну, ты же из-за меня родину покинула, а теперь ты хочешь мне помочь?
- Люда, это благодаря тому, что ты меня вытолкнула с Украины, я вышла на совершенно новый уровень жизни. И это простая случайность, что мы с тобой встретились. На электричках я уже давно не езжу. Так, что с финансами у меня  все в порядке. Я ничего плохого тебе не желала, и не обижалась на тебя, просто мне нужно было выходить на другой уровень развития, а ты мне помогла, хотя и таким своеобразным образом. Нет худа без добра, так что в благодарность, я хочу от всего сердца тебе помочь.
- Нет, Алла, наша встреча не случайна. Мне Бог послал эту встречу, чтобы я смогла попросить у тебя прощения.
Людмила Николаевна стала плакать. Пассажиры  начали поглядывать  на нас подозрительно. В вагон зашла женщина с пирожками,  и   публика отвлеклась на нее.
- Я тебя давно простила. Люда, дорогая, как мне тебе помочь?  Я же помню, ты мне тоже помогала.   Не все же время  у нас были плохие отношения, - сказала я и у меня, как и у нее  потекли  слезы.
Мое сердце разрывалось от боли, я  мысленно металась в поисках выхода из ситуации, в которую попала моя бывшая начальница. Женщина с пирожками поравнялась с нами, взгляд моей знакомой загорелся, было видно, что она голодна. Я купила ей пирожки, и она стала жадно их, есть.
 Покончив с пирожками, Людмила Николаевна, сказала мне: - Я вижу, ты сильно расстроилась из-за меня, Алла. Не нужно, и про дочку я тебе сказала не правду. Она  уже не раз забирала меня к себе. Но, ты пойми, что  я  давно алкоголичка.   Я ей буду только мешать. Мне уже не поможешь, на этой станции я выхожу, - она махнула головой в сторону окна, - у меня здесь мужик живет, тоже алкаш, но дом еще у него есть. Так, что не волнуйся, лет пять,  еще протяну.
 Она стала подниматься с сидения и доставать свою сумку.
- На, возьми, - я, протянула ей деньги, - этого  хватит тебе сделать прописку и получать пенсию,  -  уже понимая, что все бесполезно, пропьют.
 - Не, не я денег не возьму, пропьем, это я тебе гарантирую, - сказала она и пошла к выходу.
Я побежала за ней, сунула  ей в карман приличную сумму и сказала: - Прости, если сможешь меня.  Может и я в чем-то виновата перед тобой.  Прошу тебя, сразу же купи себе сапоги, -  глядя на нее, настойчиво  попросила я.
   В тамбуре мы крепко обнялись.  Я поцеловала ее на прощание и в этот момент мне показалось, что она мне  не бывший враг, а  дорогой и несчастный родственник, который попал в беду, а я не в силах ему помочь. Самое страшное в тот момент было для меня  -  это безысходность ситуации.  Я заливаясь слезами, помогла спуститься ей на полустанок.  Поезд  тронулся и стал набирать  ход.
 На насыпи застыла  одинокая фигура моей бывшей начальницы,  заплаканными глазами она смотрела вслед уходящему поезду.
Желтая листва падала на землю. Вагон жил своей жизнью.   Я прошла и  села на свободное место около выхода.
– Да, эта встреча не случайна - это тебе Алка знак, проверка, предупреждение, - подумала я и стала вспоминать, кого походя, могла обидеть, бросить или предать, при этом даже не заметить, что сделала подлость.
«Все в этой жизни не случайно, не бывает случайных случайностей»,- подумала я и для себя решила, что обязательно  впредь буду, внимательней к людям которые окружают меня.  А то ведь, наши поступки, как БУМЕРАНГ  -какие запустишь, такие к тебе и вернуться.   А поезд шел,  жизнь продолжалась, и была она  у каждого своя…
 


Рецензии
Вчера получила журнал "Вокзал", а там этот рассказ мой напечатали, но только под названием "Случайная встреча". Теперь мои студенты уже будут читать в печатном варианте (шутка), так один два прочитали, а остальным скорей бы сбежать.

Ирина Боженко Ирэн Адлер   02.06.2012 18:31     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.