Он памятник себе воздвиг
Конечно, о памятнике себе и сам покойный неплохо позаботился. Наша ивановская нищета - вот нетленный памятник текстилю. Он, похоже, на века. Поэтому, если дело дойдет до Зураба Церетели, могу подкинуть ему идею: изваять ивановского пенсионера, копающегося в мусорном контейнере. Каждое утро эту картину наблюдаю. Бутылочки-с бедолага ищет. Пенсия-то никакая, и от местных властей шиш да маленько.
Начавшийся с прошлого месяца экономический кризис, которому специалисты по макроэкономике предрекают затяжной характер, особенно больно ударил именно по Ивановской области. Если в целом по стране цены пока выросли на 18%, то у нас практически вдвое. Вот результат текстиляния. В области фактически нет ни одного конкурентоспособного предприятия, оттого отсутствуют горизонтальные экономические связи. Наш регион поставляет соседям только людей, которые бегут из нищего бантустана куда глаза глядят.
Мы превратились в затхлое болото, целиком зависящее от милости Москвы. Можно, конечно, спорить, кто занимает первое место от зада, мы или Ингушетия, но лучше поглядите, как динамично развивается Ярославская область. Рядом с нами, а какая дикая разница. У них строятся современные производства, они даже готовятся начать масштабные работы по переходу на геотермальное теплоснабжение.
А мы продолжаем спиритические упражнения по вызову духа усопшего текстиля, надеемся, что произойдет чудо, и от обильных денежных вливаний из бюджета давно истлевший скелет затанцует ламбаду.
Напрасно надеемся. Экономику не обманешь. Большевики вот пытались, но она над ними только посмеялась. В условиях свободного рынка «прясть и ткать» за тысячи километров от хлопка, да еще и в приполярном климате - это вышвыривание денег на ветер. Как производство кофе в Антарктиде. Спросите, наконец, у того же Лисицина, почему он у себя не затеял «текстильный кластер», а ведь фабричонок и у него было предостаточно - он вам объяснит лучше меня.
Да поставьте же, наконец, памятник текстилю хотя бы в ваших душах, и займитесь, в конце концов, делом - созданием рыночных, конкурентоспособных производств!
Хорошо, конечно, что Иваново стало почище и поуютнее. Но за этим фасадом кроме брызг от нефтяного фонтана ничего нет. Основы бытия - промышленности нет. Это было бы не так заметно, если бы Ивановская область занимала всю территорию РФ, но это, к счастью, не так. И растущая пропасть между нами и другими россиянами просто повергает в шок!
Конечно, по человечески можно понять текстильщиков. Как же так, при царе было выгодно, при большевиках ордена получали, производили ткани столько, что годовым ее выпуском можно было обмотать Земной шар по экватору аж 300 раз! Ткачихи к сорока годам из-за этого дьявольского грохота становились инвалидами, но профессия была почетной. А сейчас стало невыгодно! Как же так вдруг?
А вот и не вдруг. При царе да. Потому что в хлопкосеющем Туркестане, как и вообще в Азии не только инженеров, а вообще грамотных людей не было. Когда к ним провели железную дорогу и пустили по ней паровоз, они вышли встречать его с сеном.
А теперь там и инженеры, и рабочие не хуже наших. А хлопок рядом, обходится дешево. Ткань у них получается почти вдвое дешевле нашей. В Европе на протяжении целого прошлого века массовый текстиль медленно и потому безболезненно угасал из-за неспособности конкурировать с растущим производством на Юго-востоке, остались только особо специальные производства. А у нас те самые большевики денег не считали, рынок «отменили», вот и текстиляли мы до самой перестройки на смех всему остальному миру. А потом вот - «вдруг». Посчитали - прослезились.
То, что стало с текстилем, пожалуй, самое тяжелое наследие коммунистической плановой экономики. Но надо, друзья, жить дальше, а не двигаться затылком вперед. Чем более рыночной станет наша промышленность, чем меньше она будет сосать из бюджета, тем лучше будем жить мы. И кризисов, подобных нынешнему, не будет. Они ведь от того, что экономика не справляется с непомерными государственными расходами.
Оставьте же в покое ностальгию по текстилю, вечная ему память. Тогда и ловкие ребята, делающие нехилые деньги на этой вашей ностальгии, сами его бросят. И на памятник тратиться не придется.
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211120301499