Лето-70. оркестр. рафаэль
В 60-70-х годах этот оркестр был довольно известным, хорошо звучал, был востребован: работал в концертных программах на самых крупных сценических площадках со всеми звёздами нашей эстрады и гастролирующими звёздами зарубежной эстрады того времени (Карел Готт, Лючия Альтиери, Анна Герман, Рафаэль и др.).
Этот биг-бэнд часто использовался и на студийной работе: запись отечественной лёгкой и джазовой музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм. Его дирижёр был требовательным музыкантом и человечным Человеком, незаурядной личностью - таким его запомнили все, кто его знал.
Оркестр был задействован в различных программах, таких, как: «Товарищ кино», «Кабачок 13 стульев», «Всемирный фестиваль моды» (1967 г.), все новогодние «Голубые огоньки» на ЦТВ, Ёлки в Колонном зале Дома Союзов, а позднее – в КДС.
В этом легендарном оркестре в разное время работали многие известные, прославленные музыканты: Лёня Чижик, Алик Аваков, Юрий Маркин, Игорь Высоцкий, Роберт Сагаловский, Ден Костаки, Георгий Серопов, Николай Панов, Виталий Шеманков, А. Сухих, Кулешов, Кукин, Шелехов и др. Музыкальным руководителем и прекрасным аранжировщиком в оркестре был композитор Левон Мерабов.
Прошу прощения за некое лирическое отступление от лета 70-го года, мне хочется рассказать о гастролях в нашей стране знаменитого испанского певца Рафаэля в сопровождении этого оркестра в 1972 году.
Очень многие поклонники творчества Рафаэля помнят его появление в СССР вскоре после триумфального шествия кинофильма "Пусть говорят" по всем экранам от Дальнего Востока до Калининграда, от гор Кавказа до Белого моря.
Это были вторые гастроли Рафаэля в нашей стране, и они прошли с оглушительным успехом! Многочисленные незабываемые концерты продолжались 40 дней - с 1 сентября по 10 октября 1972 года в крупнейших городах бывшего СССР :
Баку – Тбилиси – Ташкент – Ленинград – Вильнюс - Киев - Москва
«На этот раз он был не один! Всего полтора месяца назад Рафаэль женился на испанской журналистке Наталье Фигероа, и это были его первые гастроли после свадьбы.
Он приехал вместе с женой, глубоко обаятельной, интеллигентной, тонкой и умной женщиной, которая сразу пришлась по душе российской публике, покорив её своей скромностью и деликатностью. Рафаэль очень изменился: похудел, отрастил длинные волосы, и этот новый "имидж" удивительно шёл ему, подчёркивая природную пластику его движений. Но главное было даже не в этом. Романтический ореол невидимой дымкой окутывал эту гармоничную пару, придавая Рафаэлю необыкновенную внутреннюю одухотворённость, и это состояние души удивительным образом отражалось на его творчестве: на концертах он был еще более искренним, чувственным и проникновенным, чем обычно.
... Люди не спали ночами, дежуря у театральных касс, выстаивали огромные многочасовые очереди за билетами, приезжали на концерты Рафаэля из других городов, иногда за несколько тысяч километров. В репертуаре Рафаэля появилась новая песня, которая называлась "Романтическая Москва". Взаимопонимание и тёплые чувства, возникшие между Рафаэлем и советской публикой во время его первого приезда, еще больше укрепились, и протянулась некая невидимая нить, духовно связавшая его с нашей страной на всю жизнь.
... Молодой и уже известный не только в Испании и Латинской Америке певец Рафаэль обладал удивительно сильным и красивым голосом, он отличался необыкновенно выразительной эмоциональной манерой исполнения, для которой характерны простота, искренность и темперамент, зкспрессия в голосе и жестах, что для советского зрителя, привыкшего к однообразной статичной манере эстрадных певцов того времени, было подобно удару молнии.
Мы и не предполагали, что можно ТАК петь!
... Песни Рафаэля, с его слов, - были «постоннно на одну тему. Это романтика. Самая высокая и чистая романтика, которой так не хватает людям в наш век. Своими песнями я стремлюсь доказать, что романтика, то есть любовь, стремление к красоте, благородному подвигу, безмерному мужеству, – всё это всегда будет нужно людям».
Завершались его гастроли в Москве, в театре Эстрады. Я была на последнем его концерте с семилетней дочкой. Тот ажиотаж зрителей, восторженные несмолкающие аплодисменты, огромное количество цветов - вся атмосфера радости, восхищения и преклонения перед талантом этого исполнителя - не могли не повлиять на эмоциональное восприятие впечатлительного ребёнка. Когда она подошла к сцене, чтобы вручить Рафаэлю цветы, он наклонился к ней, посмотрев в глаза, что-то сказал и нежно поцеловал девочку. Как она могла не заболеть любовью и нежностью к нему, если его любили все! Если люди плакали, слушая его песни! Но чуткая душа ребёнка уловила своим сердечком и восприняла тонкое, гениальное, потрясающее исполнение певцом мелодичного песенного репертуара. Конечно же, имело значение и то, что папа в оркестре работает вместе с НИМ!
...Судя по отзывам зарубежной прессы, по сей день время и слава не снизили его требовательности к себе.
Спустя пятьдесят лет сценической деятельности, отвечая на вопрос: «Что Вы чувствуете, выходя на сцену?» -
Рафаэль говорит:
«Я всегда выхожу на сцену так, как если бы это было в первый раз. И для меня это всегда очень впечатляюще. Вот, я выхожу на сцену. И впереди меня ничего нет. И, с другой стороны, есть всё. И - ничего, и - всё! И, когда зажигается свет, и все люди встают и приветствуют стоя, это очень волнует, это потрясает! Это вот то видение, которое возникает у артиста в отношении публики – вот в этот первый момент. И это просто ни с чем не сравнимо! Например, в конце концерта, понятно, что люди хлопают тебе, потому что они благодарят тебя за проделанную работу. Но! Когда ты выходишь только на сцену в начале концерта, и люди встают и хлопают – то это потрясает! На презентации моего последнего диска в Испании, одна журналистка сказала мне: «Что Вы чувствуете? Когда, буквально в ту же минуту, что Вы появляетесь на сцене, все встают и аплодируют стоя?» А я ответил: «Ну, не в ту же минуту…» А она ответила, что они аплодируют, может быть, не минуту, а даже пять минут. А я сказал ей: «Нет, это не минута, не пять, не десять минут, а это продолжается вот уже пятьдесят лет!» Они как бы выражают мне благодарность за всю мою творческую карьеру.»
...«Я люблю вашу страну, - продолжает Рафаэль,- Что касается Москвы, то там во время первых гастролей со мной произошел случай, который я не забуду никогда в жизни. Я сидел в своём «люксе» в «Метрополе» и играл на пианино. Вдруг заходит мой знакомый импресарио испанского цирка, приехавший в Москву заключать контракты. «Ты видел, что происходит?» – спрашивает он с порога.– «Нет». – «Выгляни в окно». Я выглядываю и вижу толпы людей, некоторые стоят с плакатами. «Ну и что? – говорю я. – Наверное, демонстрация, люди чего-то требуют от властей». – «Какая демонстрация! На плакатах же всё написано. Они пришли поздравить тебя с днём рождения!» Я потерял дар речи. Сам-то я забыл про свой день рождения.
Помню, как на мои выступления в Москве приходил Брежнев. Он всегда садился во втором ряду, а после концерта шёл за кулисы, чтобы меня поприветствовать. Одновременно появлялась огромная корзина цветов, что было мне, конечно, приятно. С ним приходили какие-то люди, но никто не говорил ни по-английски, ни по-испански, ни по-французски. Мы обменивались несколькими фразами через переводчика, Брежнев жал мне руку и уходил. Так было семь раз...»
...И вот, мне с дочерью посчастливилось побывать на таком концерте. Должна вам сказать, что это был, действительно, аншлаг! Действительно, это был ураганный успех! Рафаэль был весь в цветах. Публика стояла. И, вы знаете, люди самых разных возрастов одинаково восторженно его принимали! Подобное у нас бывало только на выступлениях Муслима Магомаева.
После концерта мы с дочкой поднялись в артистическую, где музыканты складывали свои инструменты и переодевались, и ждали папу. Кто-то внёс в комнату огромную охапку цветов, можно сказать, целый сноп цветов, которые Рафаэль распорядился раздать всем участникам. Когда мы выходили из служебного входа, там стояла огромная толпа поклонниц певца. Я двумя руками прижимала к груди большущий букет, за которым лица моего не было видно, и вдруг услышала: «Девчонки, кажется, жена Рафаэля выходит!» ...
Как знать! Может, именно с этого дня зародилось в душе нашей дочери поначалу неосознанное, но непреодолимое желание стать артисткой. Много лет спустя она окончила ГИТИС и реализовала свою мечту.
Но вернёмся в Одессу, в лето 70-го года.
Всё складывалось замечательно. Впереди ещё неделя работы, а затем, с середины августа - долгожданный отпуск здесь, на берегу Чёрного моря! Будет ещё достаточно времени, погрузившись в неповторимую атмосферу языкового колорита одесситов, познакомиться с городом, его достопримечательностями, набраться впечатлений, отдохнуть, загореть, накушаться фруктов и овощей...
Но ... не всему этому суждено было сбыться!
***
(продолжение следует)
Фотография из семейного альбома.
Ссылки:
http://www.my-raphael.com - Сайт Рафаэля.
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2388707/49637751.html - Диана Берлин
http://www.liveinternet.ru/users/1594558/post137158325 - здесь звучат песни Рафаэля.
Свидетельство о публикации №211120300015
Елена Крацберг 27.12.2011 17:26 Заявить о нарушении
Л.Ж.
Любаша Жукова 28.12.2011 00:20 Заявить о нарушении