Исправляем ошибки? Что-то не похоже

К сожалению, мы все стареем, и никто и ничто от времени не спрячется. Ни песчинка и ни седой Монблан, ни былинка и ни мощный баобаб, ни таракан и ни человек. Разница только в величине отведенного тебе века.

В отличие от Монблана, которому от власти ничего не надо, ни от французской, ни от какой другой, нам в старости необходима пенсия. К этому важнейшему институту человеческое общество шло долгой и трудной дорогой. В древности, а у нас на Севере аж до середины прошлого века стариков просто душили, чтобы не отбирали пищу и тепло у молодых. В северной Монголии у одного из горных племен до сих пор если старик не сможет доковылять до своей миски в шалаше, его перестают кормить. Железный закон выживания рода. Цивилизованные же народы, наверное, потому и стали таковыми, что придумали пенсию. Ибо если молодой будет знать, что за все его труды он не получит ничего кроме петли на шею, какой смысл ему лезть из кожи вон, что-то строить, изобретать, - не лучше ли валяться на боку и пить «огненную воду». Что и делали упомянутые дети сурового Севера. Результат всем известен.

Впервые упоминание о пенсии встречается аж в клинописях древнего Вавилона, но, наверное, они стали применяться задолго до изобретения письменности. Потому точная дата выдачи первой пенсии так и осталась неизвестной. Сначала, вплоть до 19-го века, пенсии не были всеобщими. По-крайней мере, при царе Гильгамеше их получали только высшие сановники. Но постепенно хорошая идея разрасталась вширь и вглубь, пока ею не стали охватываться даже фабричные рабочие. Этому особенно способствовало становление тредюнионистского движения. Выплата пенсий рабочим, потерявшим трудоспособность от старости или несчастного случая, была одним из главных требований нарождающихся профсоюзов. Дольше всех не получали пенсию крестьяне. В России, наиболее отсталой в этом отношении, и сейчас они получают пенсии вдвое меньшие по сравнению с промышленными рабочими.

Сначала пенсии не были все государственными, и потому не было и единой пенсионной системы, Но к началу прошлого века такая система была сформирована, что способствовало значительной гармонизации социальных отношений в обществе. Правда, этой гармонизации оказалось недостаточно, и сначала в России, а потом и в Европе прокатилась волна фашизоидных путчей, приведших континент, а затем и весь мир к кошмару тоталитаризма, ГУЛАГУ и Освенциму.

Однако, к чести господ коммунофашистов, установленная ими в СССР пенсионная система, была достаточно логичной и прозрачной. Я не говорю о ее нравственности и справедливости, тут у вождей всегда наблюдалась тугоухость: кастовая форма «развитого социализма» копировалась и в пенсионном деле. Помимо пенсий, выплачиваемых членам низшей касты псевдосоциалистического общества, «быдла», прописанных в общедоступном «Законе о трудовых пенсиях», имелось еще немыслимое количество секретных документов, регламентирующих размер и порядок выплаты пенсий членам высшей касты – «номенклатуры». Кстати, в современной клептократической России кастовая структура пенсионной системы не только оставлена в неприкосновенности, но и усугублена. Вот теперь только что военным пенсионерам повысили аж почти вдвое. Мало того, что они и так получали во много раз больше того «юыдла», так если еще военный успел поработать и на гражданке, то ему положена и вторая пенсия. Господа захватчики знают, кто защитит их от народного гнева.

Однако то, как строились в СССР сбор средств и последующие выплаты в пределах упомянутого публичного закона, является и сейчас образцом.

С зарплаты каждого трудящегося предприятие уплачивало в бюджет твердый процент, и именно госбюджет нес ответственность за выплату пенсий. При такой системе полностью исключались любые сбои в системе. И, как можем видеть, в основе пенсионной системы был заложен принцип солидарности поколений, т.е. пенсии нынешнему поколению пенсионеров оплачивались из средств, взимаемых с заработка пенсионеров будущих. Это гарантировало защиту от любых катастроф в финансовой сфере.

Пенсионная система СССР четко функционировала вплоть до криминальной революции 90-х годов и распада СССР. Даже в последнем ее варианте она была еще и поразительно справедливой по отношению прошлого заработка пенсионера. По крайней мере, инженер, или как его тогда называли в народе «инженегр», только на пенсии начинал чувствовать себя белым человеком: пенсия была 132 руб., а «чистая» зарплата у ведущего инженера составляла 150-160 рублей. Практически переход на пенсию не ощущался. Проблема была в низкой зарплате. Это сейчас дозволено зарабатывать сколько сможешь, а тогда человек имел право подработать не более половины своего заработка по месту основной работы. Помню, в бытность мою в Москве, меня пригласили в «почтовый ящик» в Лужниках. Так разрешение на совместительство пришлось брать лично у ректора, и заработать я имел право только 50 руб. Не жаловали господа номенклатура своих рабов.

В «обновленной» России советскую пенсионную систему сразу же сломали. Государство сбрасывало с хвоста всё, что связано с народом. В итоге появился как бы независимый Пенсионный фонд, а с ним и накопительная пенсионная система, при которой уже каждый откладывает себе на будущую пенсию сам. Как потопаешь, так и полопаешь.

Чтобы придумать подобную систему, нужно было иметь серьезные проблемы с головой. У авторов они были, и систему запустили. И в первый же год все пенсионные накопления граждан накрылись медным тазом. Ибо накопительная система может работать только при низком уровне инфляции, когда банковский процент выше этого уровня. В противном случае получается противный случай.

Математика тут проста как кирзовый сапог. Если вы кладете в Германии, где реальная инфляция не превышает 1%, некую сумму на 40 лет под 3,5% годовых, то через 40 лет она увеличится аж в 5 раз. Работает! Теперь проверните эту же операцию в России, где реальная инфляция превышает 50%, правда, и банковский процент выше, сейчас можно положить деньги и под 14% годовых. Если через 40 лет вам все же удастся отыскать банк, куда вы имели неосторожность ваши денежки положить, то снимете вы эквивалент пустого спичечного коробка. «Поля чудес» в стране дураков не получилось.

Поясню насчет реальной инфляции, и чем она отличается от той куда более оптимистичной цифры в 8-14%, которую нам озвучивает правительство.

Инфляция в России определяется весьма специфическим способом. Причем специфику Росстат и не скрывает, это можно прочитать на сайте Росстата. При определении индекса потребительских цен, то есть уровня инфляции за рассматриваемый период, в потребительскую корзину не входят такие продукты, как картофель, свекла, морковь, лук, чеснок - это из продовольственных товаров, а также не входят нефтепродукты, то есть бензин и дизтопливо... Не входит ЖКХ, не входит электроэнергия, газ, не входит проезд на городском транспорте, на железнодорожном транспорте, на воздушном транспорте. Кстати говоря, при определении инфляции в России не учитывается рост цен на недвижимость. Зато, по словам Михаила Касьянова, официальная статистика учитывает больше 2 тысяч видов товаров и услуг, большинство из которых граждане не потребляют. Станки, атомные ледоколы, слитки драгметаллов и иже с ними. Народ же потребляет всего не более 30 видов товаров и услуг.  И именно на эти товары цены в России растут впятеро быстрее, чем в Европе. Примерно, до кризиса в полтора раза ежегодно. Что сейчас – можете посмотреть на ценники сами. Кстати, и кризис у нас какой-то атипичный: во всем мире цены падают, а у нас растут как бешеные.

В общем, прошлая пенсионная реформа лопнула как мыльный пузырь. Пенсионный фонд от банкротства пришлось спасать правительству. И вот от шизофренической идеи прошлых «реформаторов» решили отказаться.

С 1 января 2010 года в России единый социальный налог заменяется страховыми взносами. Как в СССР. На смену единому социальному налогу, который сегодня выступает одним из главных источников пополнения государственного Пенсионного фонда, придут «страховые» социальные платежи, которые компании и предприятия будут перечислять за своих работников. Планы и сроки такого перехода подтвердил на этой неделе президент России Дмитрий Медведев.

Единый социальный налог появился в России относительно недавно - с 1 января 2001 года он объединил платежи работодателей в Пенсионный фонд и во внебюджетные фонды социального и медицинского страхования. Спустя восемь лет власти намерены отказаться от ЕСН в пользу страховых платежей.

Основная причина перехода от ЕСН к страховым взносам заключается в сложившемся на сегодня «налоговом» финансировании пенсионной системы. Основная задача, которая ставится - снижение роли федерального бюджета в выплатах пенсий в России. Пока эта доля крайне высока: в 2009 году она составит примерно 63 процента. После отмены ЕСН все средства, которые предназначены для выплаты пенсий, будут напрямую зачисляться в Пенсионный фонд, минуя федеральный бюджет. Это позволит повысить независимость пенсионной системы.

Пенсионная система России дефицитна, говорит эксперт Высшей школы экономики Михаил Горст (в дальнейшем цитируется по публикации на сайте www.svoboda.ru): существует Пенсионный фонд, куда перечисляются страховые взносы работодателей в рамках ЕСН, а недостающую часть средств на выплату текущих пенсий добавляет федеральный бюджет. Доплачивать приходится все больше, так что власти намерены отказаться от такого принципа формирования Пенсионного фонда. К тому же это позволит государству снять с себя ответственность за размер пенсий.
«Если сейчас государство что-то добавляет от себя в пенсионную систему, то пенсионеры имеют некое моральное право требовать повышения пенсии именно от государства, — поясняет Михаил Горст. - Если удастся создать относительно независимую от государственного бюджета пенсионную систему, будущим пенсионерам можно будет сказать: извините, вот вы столько-то начисляли, размер Пенсионного фонда сейчас такой-то. И мы, как государство, ничего с этим сделать не можем». К тому же с учетом нынешней структуры населения России и демографических прогнозов текущий размер ЕСН явно недостаточен для поддержания выплат, отмечает эксперт ВШЭ, так что в правительстве решили убить двух зайцев - и обособить пенсионную систему, и повысить саму ставку отчислений. Вопрос в деталях.

Кроме того, реформа позволит перейти к полноценному социальному страхованию, говорят эксперты. А это, в отличие от нынешней «налоговой» системы, предполагает, что выплаты по наступившим страховым случаям, то есть выходам на пенсию, финансируются за счет средств, получаемых от тех, для кого страховой случай еще не наступил. Вот вам и солидарная система возрождается. В этом отношении предлагаемая реформа – это хорошая работа над ошибками.

«Страховая часть пенсий существует и сейчас, - указывает Михаил Горст из ВШЭ - это 14 процентов от фонда оплаты труда предприятия. Но сегодня ЕСН финансирует все три части пенсии - и базовую, и страховую, и накопительную. В этом контексте суть планируемой реформы заключается в том, чтобы базовую часть пенсии, которая начисляется и индексируется обособленно, объединить со страховой частью. В дальнейшем предполагается отказаться от действующего сейчас понятия «трудового» стажа в пользу «страхового», то есть времени, в течение которого с зарплаты работника начислялись именно страховые взносы».

И тут уже будут крайне важны детали. В частности, пока неясно, будет ли учитываться в страховом стаже время, на протяжении которого уплачивались нынешние страховые отчисления, или же страховой стаж станет начисляться с момента исчезновения базовой части пенсии.

На 2010 год планировалось сохранить ставку страховых платежей на нынешнем предельном уровне ЕСН - 26 процентов (в Пенсионный фонд идет 20 процентов) от ежегодного дохода сотрудника, не превышающего 415 тысяч рублей. С 2011 года власти повысили общую ставку платежей до 34 процентов, при этом предполагалось, что в Пенсионный фонд будет направляться уже 26 процентов.

Впрочем, несмотря на сохранение в 2010 году номинальной ставки социальных платежей, некоторое увеличение налоговой нагрузки на предприятия все же произошло. Оно было связано с отменой льгот по ЕСН для тех отраслей, которые этими льготами пользовались, то есть в первую очередь для сельского хозяйства и инновационных секторов экономики, говорит Елена Пенухина из ЦМАКП, и с ликвидацией регрессивной шкалы ЕСН. По сотрудникам, чья заработная плата попадает в диапазон от 280 до 415 тысяч рублей в год, отчисления увеличатся — сейчас от части зарплаты, превышающей 280 тысяч рублей в год, предприятия выплачивают ЕСН по ставке 10 процентов.

В 2011 году общая ставка социальных платежей повысилась до 34 процентов, и это, безусловно, стало серьезным испытанием для бизнеса, - констатируют эксперты. - Когда впервые обсуждалась возможность повышения социальных платежей, предполагалось, что возникающий рост налоговой нагрузки будет компенсирован снижением других налогов. В частности, обсуждалась возможность снижения НДС. Но в условиях кризиса сложилась ситуация острой бюджетной напряженности, которая, по прогнозам, сохранится до 2014 года, как минимум. И федеральный бюджет просто не имеет сейчас возможности предоставлять дополнительные налоговые льготы.

Интересно, что вот на милитаристскую паранойю нашлось в сто раз больше. Или раз теперь Кудрина нет, так раскрутить печатный станок никто не мешает?

Ограничение «верхней» суммы дохода, с которой будут платиться страховые взносы, на уровне 415 тысяч рублей в год, повлечет за собой соответствующее ограничение размера пенсии, которую государство будет гарантировать. Как полагают в ВШЭ, вместе с повышением ставки отчислений это позволит более или менее сбалансировать пенсионную систему к 2030-2040 году (если, конечно, демографические тенденции радикально не изменятся), но при условии увеличения пенсионного возраста.

Вот тут зарыта огромная собака. Да, есть страны, где пенсионный возраст выше 60 лет. Но в этих странах продолжительность жизни 77-86 лет, а в России 51-68. Если решение о повышении пенсионного возраста все же будет принято, то это будет означать только одно: государство снимает с себя всякие заботы о старшем поколении. Чем это отличается от монгольской пустой миски для не смогших доползти?

По мнению Елены Пенухиной из ЦМАКП, переход от уплаты ЕСН к страховым взносам повышением ставок позволит отсрочить проблему дефицита Пенсионного фонда. Согласно ее расчетам, без реформы пенсионной системы уже к 2020 году дефицит ПФР вплотную приблизится к 5 процентам ВВП. «Это очень много, - комментирует эксперт, - и необходимость покрытия дефицита Пенсионного фонда станет основным фактором увеличения бюджетных расходов. При этом доля средств федерального бюджета в пенсионной системе превысит 76 процентов. Переход от ЕСН к системе страховых взносов позволит снизить зависимость Пенсионного фонда от бюджета до менее чем 40 процентов. Одновременно произойдет значительное сокращение дефицита фонда, примерно до 1,5 процентов ВВП. Но в дальнейшем постепенный рост дефицита пенсионной системы возобновится. То есть замена ЕСН страховыми платежами смягчает на длительный срок остроту проблемы, но не решает ее полностью».

Сегодня немало споров ведется вокруг так называемого «коэффициента замещения» средней по стране заработной платы средней же пенсией. Еще в 2000 году он составлял в России 30 процентов. Сегодня - едва превышает 20 процентов. В том числе и потому, что рост зарплат богатой части населения в последние годы намного опережал рост производительности труда.

Новый этап пенсионной реформы, который начался с 1 января 2010 года заменой единого социального налога страховыми взносами, позволит, как считают в Министерстве здравоохранения и социального развития, через 30 лет довести в России коэффициент замещения зарплаты пенсией до 40 процентов, то есть до уровня, рекомендованного Международной организацией труда.

Это неплохо. Но, повторюсь, - если реформа будет проведена честно и ответственно, чего раньше, к сожалению, не делалось. Правительство должно, наконец, понять, что ложь, жульничество и прямой грабеж государством своих граждан бьют в первую очередь по самому государству. Народ наш хитер, и свое все равно возьмет, правдами или неправдами, а вот государство потеряет куда больше, чем приобретет. Именно из-за такой политики люди не вкладывают деньги в производство, не веря, что с ними обойдутся честно, и потому предпочитая зарабатывать на «коротких деньгах», не поддерживают нынешнюю хилую банковскую систему, не освобождаются от неэффективного бизнеса, т.к. клянчить деньги у государства проще, чем рисковать своими деньгами и т.д.

В общем, предстоящая реформа пенсионной системы – это тот пробный камень, который определит, куда все же пойдет Россия: к развитию или распаду. Хотя для предпочтительности второго варианта условий и других хватает: оазвалимся, но с огромной жирной армией и с ракетами «искандер» под мышкой.

Валентин Спицин.


Рецензии