Запоздавшее письмо

 Моя внучка Лиза.               

«Уходят, уходят, уходят друзья-
Одни в никуда, а  другие в князья»
А.Галич.

Здравствуй дорогая Валечка!
Как часто мысленно я разговариваю с тобой. Много лет мы сохраняем тепло друг к другу . Когда в те трудные для тебя дни, я позвонила, ты очень меня растрогала фразой: «Спасибо. Теперь на всю жизнь мы будем вместе». Вот и проходят годы нашей жизни, освещенные дружбой. Я все помню. Я слышу твой говорок с ударением на «О» , твои потрясающие рассказы о дипломной работе в педагогическом институте, когда ты ездила по северным деревням и собирала фольклерные речевые жемчужины. А как ты умела красочно об этом рассказать!
Как твои сыны? Помню, ты рассказывала, как перед гостями, встав на табурет, четырехлетний Сережа с выражением пел «Интернационал»: «С интернационалом  застрянет шар земной».  Как он сейчас?  Где выставляет свои картины? Что о нем пишут? А я все время жалею, что помогла устроить его бывшую жену в библиотеку театра Станиславского. Если бы не моя помощь, может, не встретила бы она этого артиста,  не разрушила бы свою семью, А сейчас она еще одна? Видится ли Сергей со своим сыном, Константином? Каково было тебе это все пережить? И вообще, школьная учительница литературы, проверка тетрадей, два сына и муж, слава Богу, один. Все это требовало постоянного внимания. Покойный Виктор был талантливым человеком, но  как и многие творческие люди  жил только своими интересами. А ты, бедная ,разрывалась от нехватки времени, сил, и средств. Напиши, дорогая, как братья, твои сыновья встретились в Париже? Вот как неожиданно сложилось. Скажи нам когда-то, что такое может случиться, мы бы только посмеялись.
Написала слово «посмеялись» и сразу поняла, о чем хотела еще поговорить.
Мы от детей живем далеко. Не понимаю, почему так произошло?  Аня с  Лизочкой уехали первые. Мы с мужем и собакой Керри поехали за ними. Перед отъездом я успела переслать почтой книги, нужные и памятные вещи. И знаешь, смешно, серебряные столовые приборы я сдала за бесценок в скупку, а послала   две мельхиоровых ложки, вилки и ножи, купленных мною,когда жила я  на Грохольском на первую  зарплату. Пользуюсь сама только ими. Каждая вещичка, сохраненная мною, несет какую-то историю. И эти истории уйдут вместе со мною. Вот, прервала сама себя. 7 лет прожили мы вместе. Потом Аня вернулась в Москву. Очень тяжело мы это пережили. Через год и Лиза уехала за ней. Сейчас Лиза учится в институте,  это теперь университет управления. На 4-ом курсе.Свободно владеет тремя языками- русским, английским и ивритом. А когда приехала, ей было 8 лет. Ходила в первый класс. Я забирала ее из школы. Как-то пришла за ней, а уборщица русская ( мы здесь все стали русскими) мне говорит: «Как жалко девочку, все одна ходит по двору. Теперь вот бабушка приехала». А Лиза приходила домой и плакала, жаловалась на мальчишек. Обижали ее. Называли русской. Я была потрясена. Пошла ее спасать. Пришла, но ни учительницы ни директора еще не было. А Лиза показывает на какого-то шибзика, вдвое ниже ее и говорит: "Он". Говорить я еще не могла, тронула его за плечо и сказала по-русски, сопровождая слова жестом: «За Лизу я тебе голову оторву! Понял?» В ответ- он кивнул. А на следующий день меня не впустил в школьный двор охранник, сказал, что мальчик плакал, а его родители подадут на меня в суд. «В нашей стране  детей не пугают". Я потом ходила к директору, грозилась написать в газету. Обошлось. Правда,после этого происшествия,когда что-нибудь случалось в классе, ее одноклассники спрашивали:" Пойдешь жаловаться бабушке"?
 Вот опять я себя перебила, никак не доберусь до мысли. Так вот. Аня  читает в интернете мои  писульки. Не понравилось. Говорит –слишком грустно. Наверное, она права, я веселое забываю быстрее, тяжелое дольше помнится. Сейчас Лиза гостит у меня, ей уже 20 лет. В 180-ти см. 55 килограммов  прелестей.  Посылаю ее фото.
Что-то расписалась я. "Кончаю, стыдно  перечесть". Целую, пиши. Майя.

Письмо вернулось.Адресат умер.
 


Рецензии
Здравствуйте, Майя!

Дочитав письмо, увидел Вашу подпись - и поначалу растерялся, что переступил невидимую этическую черту и "влез" в личную внутрисемейную переписку, пусть и с разрешения автора. Невозможно же чужую жизнь комментировать!

Но в этом открытом для всеобщего обозрения письме есть такая трогательная - не на показ - привязанность к своим рассеянным по миру близким, такие сотни раз пройденные знакомыми и друзьями типовые ситуации, что письмо перестаёт быть строго личным, становится бесхитростным этнографическим свидетельством рубежа ХХ и ХХI веков, в чём его ценность и прелесть.
Тут я и понял: личное письмо Вами опубликовано, как сколок нашего времени.

Спасибо, Майя, за открытость и эту публикацию!

Здоровья всем ветвям и веточкам Вашего семейного "дерева" и всего Вам доброго!
С уважением

Юрий Фукс   16.07.2016 17:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий.Вы правы. Письмо - это форма. Раньше мы писали много писем.
Даже романы были эпистолярные.Спасибо за внимание и ответ!
Всякого благополучия Вам!

Майя Уздина   16.07.2016 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.