Переносное движение

В курсе теоретической механики движение разделяется на переносное и относительное. Представьте, что вы в самолете и решили сходить попудрить носик. Ну и что из этого, скажете вы, встал и спокойно пошел по коридору. Сделал свое дело, и так же без проблем вернулся в свое кресло. Какие сложности-то? А такие: самолет-то, по салону которого вы шпацираете, летит с сумасшедшей скоростью, а значит, и вы вместе с ним летите как пуля. А вы этого совершенно не замечаете.

Мало того, Земля при этом вращается вокруг своей оси, ее поверхностная скорость на экваторе равна примерно  1677 км/час. А еще она вращается вокруг Солнца и в этом движении ее средняя скорость по орбите равна еще 30 км/сек (!). И Солнце с сумасшедшей скоростью летит внутри Галактики, и сама наша Галактика с еще большей скоростью летит в Метагалактике. А та сама как молния рассекает кромешную тьму в межгалактическом пространстве. Что происходит в более обширных общностях, ведомо только очень продвинутым космогонистам. В общем, мы с вами непрерывно летим с такой скоростью, что сравнение с пулей, что называется, ни в какое сравнение. Сравнить можно только со скоростью света. А мы-то на сеансе йоги, поджав ножки крестиком, всерьез думаем, что добились полного покоя.

Ничего подобного. Нет для нас покоя, даже на том свете. Такая вот механика. Мы просто не замечаем переносного движения, как не замечает его муха, сидящая на стекле окна в вагоне. Она, глупая, тоже думает, что наконец-то покой, и можно почистить лапки.
Не тут-то было: дернется вагон, и конец покою.

Относительное движение мы замечаем только тогда, когда оно ускоряется, или наоборот, замедляется. Люди только что беззаботно болтали в мчавшемся авто, но вот впереди неожиданно стенка бетонная, и они больше уже никогда ничего не заметят, и ни о чем не поговорят. Разве что с ангелами. Говорят, если бы планета наша вдруг так же вмиг остановилась, как тот автомобиль, последствия были бы куда страшней. Всё, живое и неживое, рассыпалось бы в порошок, в плазму, и вместо только что цветущей и благоухающей планеты возникла бы газовая комета с ледяным ядром.

Для чего такой предварительный экскурс в механику? Ну не ощущаем и не ощущаем, мало ли чего мы не ощущаем. Вот хорошей работы власти не ощущаем. Так привыкли к плохой, что и ее, впрочем, не замечаем. Крутимся, выживаем. И дети наши тоже хорошо жить не будут, если, конечно, не смоются из того места, где уже две тысячи лет все, кроме горстки проходимцев, «выживают» с хлеба на воду.

«Ага, он опять о политике», догадаетесь вы, и  опять будете неправы. Не о политике, черт бы ее побрал. Я хочу поговорить о техническом прогрессе.

Мы так привыкли к его головокружительной скорости, что думаем, что все, что нас окружает, существовало всегда, и будет существовать и дальше. Нет, конечно, старики, если хорошенько покопаются в памяти, припомнят, что чего-то не было при царе Горохе, а вот молодые уж точно скорости не замечают. Для них я и пишу.

Итак. Вспоминаю себя девятилетним пацаном. Вычитал в свежем номере журнала «Радио» как сделать детектор. Это самый примитивный электронный прибор, без которого нельзя сделать радиоприемник. Тогда лампы применялись только в передатчиках и представляли собой громоздкие сооружения с водяным охлаждением. Промышленные ламповые радиоприемники появились, правда, еще перед войной, но в войну их реквизировали, чтобы чего не надо не слушали, а после войны возвратить не догадались.

Словом «радио» мы тогда называли черный громкоговоритель на стене, который вещал по проводам и, конечно, всего одну программу. А хотелось… Как пел водяной в исполнении незабвенного Анатолия Папанова: «А мне летать охота!». В общем, хотелось в эфир.

Радиоприемник тогда представлял собой огромную катушку-вариометр, внутри большой катушки вращалась катушка поменьше, и того самого детектора. Не считая огромных размеров антенны и надежно закопанной в землю железной плиты с припаянным к ней проводом (заземление!), разумеется. Так вот, детектор (ей-ей не вру!) рекомендовалось делать из бритвенного лезвия и остро заточенного графитового стержня от карандаша. Нет, можно было еще сварить кристалл из то ли сурьмы, то ли мышьяка, и к нему отыскать чувствительную точку, но, сами понимаете, у нас ни сурьмы, ни мышьяка под рукой не было. За яд в доме запросто можно было на Колыму загреметь. Так что свой первый детектор я ваял из старой отцовой безопаски и карандаша 2Т.

А какая неземная радость была, когда в наушнике от негодной телефонной трубки можно было, если сильно напрячь воображение, расслышать: «Говорит Иваново, работает радиостанция РВ-31, передаем последние известия. Ткачиха Иванова Евлампия с фабрики имени Кирова перевыполнила план на 60%...»!
Я бы тогда на радостях, попадись они мне, зацеловал бы и ту ткачиху, и ее план, туды его в качель! Я тогда смутно представлял, что это за вещь такая, план, что всегда круглые сутки, за исключением с 12 ночи до 6 утра, по радио только о нем и говорят.

Вот такая техника была у нас еще ровно 60 лет назад. И была она только у избранных из «простых советских людей», у радиолюбителей, а остальные довольствовались уже упомянутой черной бумажной хрипящей тарелкой. Она обычно не выключалась, т.к. при включении нужно было долго настраивать звук, а это быстро надоедало. Так она и бубнила с перерывом на те с 12 до 6-и. Вспоминаю, когда мне доводилось ночевать у моего друга Вали Черкасова, никак я не мог уснуть до полуночи. Дело в том, что у них тарелка была, а нам наш ламповый приемник вернули. Был он когда-то до войны радиолой, но гебисты проигрыватель выдрали. Тогда это вообще было неслыханной роскошью. Душонка палача не выдержала.

Еще вспоминаю ту тарелку, когда нас уже классе в 6-м гоняли на принудработы в деревню Старово. Это за Иванцевом, где стояла огромная радиостанция-глушилка. Деревня оправдывала свое название на 200%: в городе мы уже слушали «Голос», а там еще кроме тарелок никакого радио не было. Как сейчас слышу голос старика-хозяина, обросшего огромной как у Карабаса-Барабаса бородищей, у которого мы были на постое: «Хрестьян… Надо ж, и там хрестьян!». Это он выслушал по тарелке фразу про борьбу христиан Палестины. За коммунизм, разумеется. Тогда, если верить нашему радио, за эту хреновину боролись все, от грудных детей в Кордильерах до старух-гейш в районе Фудзиямы.

А сейчас? А сейчас ни в какое сравнение. Телевидение со «спутником» на 60, а то и 80 каналов, кино на DVD, телефоны мобильные, да всего и не перечислишь! И всего каких-то полвека. Никакой Жюль Верн предсказать не мог, даже его воображения не хватало. А прогресс вон, гляди, летит как курьерский поезд.

Да что там полвека. Я вот когда институт наш задушили, взял на память пачку дискет с программой Word. Тогда это для компьютерного спеца, которым я намеревался стать от безысходности, была огромнейшая ценность. Попробуй теперь «ценность» эту не только продать, но даже просто подарить, - только посмеются. А прошло всего-то 13 лет. Ощущаете скорость? И сами компьютеры так изменились, что тот мой отделовский 286 XT с системой DOS смотрится рядом с современным многоядерным под Windows-7 как каменный топор троглодита на фоне Большого андронного коллайдера.

Летит птица-тройка… Правда вот атомная бомба появилась, незаконнорожденное дитя того же самого прогресса… Все за те же полвека, грубо говоря. Но и космонавтика тоже появилась. Сейчас и профессией-то такой никого не удивишь. Вот даже у меня родственник есть, Андрюша Архипов. Очень я его люблю, а вот он уж почти год как не кажется. В космонавтику мать… Кстати, интересные вещи рассказывает. Нет, не про полеты, это у нас в сознании уже стало общим местом, а про то, как казахи грабили Байконур, когда развалился СССР. Центр управления вымели начисто, там печатные платы были с позолоченными контактами. Платочка на миллион долларов, а золота в ней на червонец. Выплавляли. Он, Андрюша, тогда попросился в отставку. К чертовой космической матери. Такой вот «прогресс».

Кстати, о прогрессе. Даже казахи и то сейчас в юртах все блага цивилизации имеют. Не знаю, подвинулось ли что и в их мозгах… Вряд ли. Прогресс умственный, а тако же общественный, имеет куда более спокойный бег. Их соседи киргизы тоже из юрты в чум по «Билайн» говорят, но как приходит нужда резать горла узбекским детишкам, дикарь в них пробуждается моментально. Никакой «Билайн» с «Евровидением», к сожалению, пещерного человека очеловечить не может. В этом господа большевичишки здорово ложанулись. Им казалось, построй метро в «Тхабилиси», и они перестанут выпускать кишки друг другу. Нет, не додумали Маркс с Энгельсом. Про других авторов «братской бескорыстной дружбы народов при развитом социализме» я умолчу, их интеллектом побрезговал бы даже киргиз. Кстати, не хочу обижать киргизов, и среди них хороших людей хватает. Наши олигархи – куда большее зверье, чем тысяча озверевших киргизов.

А тройка мчится, и глазу открываются все новые, неожиданные дали… Вот телевидение уже через пару лет станет и трехмерным, и цифровым. Уйдет в прошлое понятие «помеха». Это сейчас как мимо проезжает машина, экран трясется. А при «цифре» ему на это будет наплевать, хоть ты рядом карьерный самосвал заводи.

Интернет скоро и у нас станет как в Европе. Купил комп, включил, а Интернет уже там. Wi-Fi сеть называется. Как сотовая сеть работает. Не бесплатно, разумеется, нужно авторизироваться у провайдера и платить, но как удобно-то! Никаких тебе тарелок, «мобил», проводов, живи хоть в трейлере, путешествуй по свету, а Интернет всегда с тобой.

И это только по части электроники, развившейся из когеррерного приемо-передатчика Попова и того моего детектора из «писки».
А если глянуть шире, дух захватывает. Автомобили на электричестве, а электричество из ветра, автоматические вокзалы и железные дороги под землей, роботы-домохозяйки…

Это видно уже сейчас. Уже сейчас в Германии можно и работать, и заказать все, что угодно, не выходя из дома. Интернет становится новой Вселенной, и уже все менее и менее виртуальной. А система навигации, которая уже сейчас приведет вас куда угодно, введи только адрес? Недалеко тот час, когда и водитель не потребуется. Садись в машину и наслаждайся видами из окна. Кстати, тогда и вечная русская проблема пьянства за рулем, а также присущего особенно нам лихачества на дорогах, решатся сами собой. Может, и сами мы поумнеем, когда руля не будет… Так недалеко и до декларируемого нашим президентом электронного правительства. Настоящего, в котором чиновников не будет. Тогда и взятки с мэрскими дворцами в Австрии канут в Лету.

Размечтался я больно. Уж чиновников-то вывести стократ труднее, чем неуязвимых никаким ядом тараканов с клопами. Это племя неистребимо. Они любую электронику научат брать взятки и красть из бюджета. Нет, тут природа предел нашей теме поставила. Такой, как упомянутый выше бетонный забор поперек автобана. Налетит наш прогресс на такую преграду, - и разлетятся во все стороны его конденсаторы с сопротивлениями вкупе с транзисторами и тиристорами. Против человеческой природы не попрешь…

Валентин Спицин.


Рецензии