клф нло н. бодров Зеленая тетрадь глава14

- Ага-а...,- расцвел улыбкой Лыков, - Ну наконеец- то !- Кирилл Николаевич, словно гимнаст на брусьях поднялся жимом о подлокотники и, пнув ногой тяжелое кресло, вышел из- за стола, -  Здравствуй- здравствуй, Огорошкин В.Н. Тебя, оказывается еще труднее поймать, чем меня. Имей совесть, Марина два раза резер-вировала тебе время в моем графике...
   Он хлопнул Крепощенова по плечу, усаживая за низкий столик в углу. Знакомая кожаная мебель, хрустнув, приняла однокашников в свои объятья. Кирилл нажал кнопку селектора:
- Марина Евгеньевна, кофе два раза, пожалуйста. Мне без сахара. С водой. Хоп.
- Хоп, Кирилл Николаевич, - ответили из приемной.
- Что это у вас, все «Хоп» да «Хоп»? Я еще в прошлый раз заметил.
- А-а, не обращай внимания ,- улыбнулся глава издательства ,- Фишка такая. Сейчас модно... В каждой конторе свои «прибабахи»...
- А где ж твоя рыба? Н-ну, селедка ...- Крепощенов скосил глаза на аквариум, -...Другие, вроде, на месте, а этой нет...
- Ксифазия декоративная. Xiphasia setifer,- уточнил название хозяин кабинета, - А-а, сдохла. То ли водо-проводная вода попала, то ли корм некачественный... Да, надо будет - еще одну заведем. Не проблема... Ну, рассказывай. Ты- то, ты- то как?
   За окном широкими энергичными штрихами валил мокрый снег. Точно маляр белил стену противоположного дома, а стена все не закрашивалась. Валентин неожиданно заметил, что ему приятно смотреть на это мельтешенье светлого отсюда, из кабинетного полумрака.
- Во, валит...- невпопад сказал он, - Как в детстве перед Новым Годом... Помнишь, Киря, праздник... улица... потом каникулы... снежная крепость за вашим домом возле «Красной стройки»...
- Что валит? - перехватил направление взгляда Лыков, - А-а... в смысле, снег... Ну да-а... конечно, помню... Золотое время было...
   Друзья помолчали.
-... Так, ты где этот дурацкий псевдоним выкопал? Что за Огорошкин? Сейчас никого ничем не огорошишь. Тут у нас один Павел Данко есть. Данко! Звучит!? Звучит... А Скворцов знаешь, как свои критические статьи подписывает? Александр Линч... Ха-ха-ха, мол, авторы, готовьтесь... А ты- что- то вялое: «О-горош-кин». Может, сменить вывеску?
- Что? Какую вывеску? - снова отвлекся на прекрасное выпадение осадков Валентин, - А-а, в смысле, псев-доним... Не-ет. Поздно уже что- то менять. Как ни верти, а 39- это возраст. Багаж упакован. Его нужно только донести.
- Да-а, - подтвердил издатель и протянул сигареты, - Кури...
- Нет, спасибо... Слушай, ты же меня насчет книжки вызывал. Давай к делу. Кстати, сколько у меня времени?
- Что? Какого времени? А-а... Времени... Да ничего... Сиди - не дергайся. Время есть. На улицах с этим чер-товым снегопадом не проехать. Говорят, даже трамваи встали....
- Угу, - кивнул головой фантаст, - Я до тебя от площади пешком добирался.
- Пешком?! Я уж и забыл, что такое ходить пешком. А времени - вагон. Марина все встречи отменила. График свободный.  Кто будет звонить- она сама потолкует, - он наклонился к селектору, - Марина Евгеньевна, что там с кофе?
- Хоп, Кирилл Николаевич.
   Через минуту две микроскопические чашки, кофейник и вода стояли на столике...
- Так я что позвал- то тебя, - сказал босс, - Тут Скворцов... да и другие всякие про твои творенья все уши прожужжали. Думаю, мы могли бы издать твою повесть, эту... «Атланты Вселенной». Так называется?
   Валентин улыбнулся и пожал плечами.
- Последнее название «Берегите лес». А вообще- то, я уже ни в чем не уверен. Ни в заголовке, ни в содер-жании. Видишь ли, Киря... Кирилл...
- Не-не-не...про эту абсолютно нелитературную галиматью из серии «Лозунги Зеленого Патруля» я тоже наслышан. Не о ней речь. Давай вернемся к той, где космический корабль, где посадка на неизвестной плане-те...
- Знаешь, я боюсь, что первоначальный текст восстановить будет... ну, невозможно. Помнишь, я просил тебя, чтобы ты сам прочитал? Мне было любопытно, что ты увидишь в этой зеленой тетрадке.
   Кирилл встал. Неспеша прошелся по кабинету.
- Стоп. Я чего- то не понимаю. Что переделывалось и как переделывалось, личное дело автора Я предлагаю тебе издание твоей фантастики. Той, где космос и дальние миры. А ты вместо вопроса о гонораре предлагаешь мне напечатать лозунги по охране природы. Так?
- Н-ну, не совсем... Но это было бы, как сказать... разумно, что ли... Беречь Природу - наш гражданский долг.
- Не-не-не. Эта ахинея совершенно не представляет художественной ценности. И никому не нужны эти призывы, эта пропаганда. Кто это будет читать? Кто покупать? Лесник Витя? Кстати, мое условие издания твоих «Атлантов» такое: ты уничтожишь эту дурацкую рукопись с пионерскими призывами и перестанешь посылать угрозы редакторам моих журналов и вообще, прекращаешь всю эту экологическую смуту с дряз-гами и хождением по кабинетам. Ну, не унизительно, Валь?
- В смысле, угрозы?
- Волкодавов, так тот второй месяц в своем издании носа не кажет. Взял зачем- то отпуск... без содержания.
- Волкодавов?! - изумился Валентин и отставил остывшую гущу, - «Эпистолярный жанр»?
- Да-да-да...,- мой передовой редактор. Твоя дурацкая угроза поставить «чурку вместо головы» произвела на тонкую душу неизгладимое впечатление. По большому счету ты мне всю деятельность... как бы это подели-катнее...
- Это не я, - машинально открестился Валентин, - Это Огорошкин. Его работа.
- О-ой, Ва-аль, ну, хватит, - Лыков снова забрался в свою «баррикаду» с монитором, папками и флажками и теперь выглядывал оттуда, постепенно стеклянея взглядом и голосом. – Ну, прекращай дурачиться. Мы взрослые люди. Крепощенов – Огорошкин - Иванов- Петров- Сидоров, мне это абсолютно « по- барабану».
- Да нет же... Это другой Огорошкин. Похититель псевдонима.
- Валентин, ну, я тебя прошу. Мне до этих ваших богемных разборок..., честно...Ты- не ты- этот-другой... я же не следователь, хотя все нити ведут к тебе. Кстати, он считает тебя литературным маньяком, - книгоиздатель улыбнулся, словно ребенку, - А в наше время это чревато с уголовной точки зрения. И документальные подтверждения есть.
- О-бал- деть, - сказал Крепощенов.
   Включился селектор и голос Марины Евгеньевны сообщил:
- Извините, Кирилл Николаевич, звонил Погосян от Ветрякова. У него через час самолет. Ему нужен прин-ципиальный ответ по хвойным породам
   Лыков пощелкал клавиатурой компьютера.
- М-м-м... Скажите «да», Марина Евгеньевна, только на февраль - март. Хоп?
- Хоп, Кирилл Николаевич.
   Хозяин кабинета снова уселся рядом и подлил черного напитка.
- Ты только не думай, что мне издавать некого. Авторы в очередь стоят. И, прости, не ностальгия по детским играм заставляет... Это сделка, Валь, просто сделка... Ты прекращаешь посещения официальных зданий со своей тарабарщиной. Я издаю твою вещь. Сейчас ты выступаешь как некий аномальный элемент. Элемент, который вносит хаос в работу моей машины. Моей империи, если хочешь. Я ведь не просто издаю книги  и журналы. Я даю работу тысячам людей. Лесозаготовки. Деревообрабатывающие комбинаты. Строительные фирмы. Торговые дома. Химическая и лакокрасочная промышленность. И все эти колесики вертятся, крутятся, шуршат. То есть, это я их кручу. А у меня в последнее время итак с заготовкой древесины  проблемы. В Перми, вон, целый участок работу «завалил». И вдобавок ты со своими «кричалками» бучу поднимаешь. Общественный, никому не нужный резонанс, которого, кстати, и нет... Сейчас все заняты тем, как заработать. Никто ведь откликнулся на твои заповеди...
- Это не мои... не я...
- Да, ладно, соглашайся, Валь. Выиграют все. И ты, и я, и читатели. Может, я в дальнейшем решусь тебя «раскрутить». Есть у меня ребята- мастера по рекламным кампаниям. Ну, давай своих Атлантов заодно с Кареатидами. Ты пораскинь мозгами.
    Валентин пожал плечами. Побарабанил пальцами по подоконнику. Стремительные снежинки за окном достигли размера пуговиц и писатель - фантаст скосил взгляд вдоль щек, чтобы рассмотреть кому - же там внизу достается по шапке...
- А что! Я не против... Тем более, что лозунги...
- Вот и славненько. Вот и чудненько...- обрадовался Кирилл, - Думаю, можно за основу взять типовой договор.
- Только...- сказал Валентин.
- Что «только»?- Лыков замер, словно гончая на охоте, - Никаких «только».
- ...Текст первоначальный утерян... точнее, каким- то образом сам....
- Тьфу- ты! Я- то думал! - он радостно рассмеялся, - Да у меня целый штат «борзописцев»! Такие рвачи! Получают построчно. И причем, пишут по- настоящему. Мне иногда в руки попадается. Прости, в отличие от твоей, крепкая, динамичная проза. Не любителю чета. Ни длиннот, ни накладок. Ты только сюжетик набросай. 20-30 строк. Да подпиши.
- То есть, как?
- Да я же говорю, для воплощения твоего замысла есть люди более профессиональные. Проверено. Думаешь зря я им плачу? С тебя название и фабула.
   Кирилл снова вызвал приемную.
- Марина Евгеньевна... По автору типовой бланк, пожалуйста. И коньячку грамм по 100. Хоп?
- Хоп, Кирилл Николаевич.
- Ну, - приобнял друга за плечи книгоиздатель ,- Значит, «Берегите лес» забыли ?
- Угу. Только «Атлантов» напишу я сам. Снова. Восстановлю по памяти.
- Ноу проблем. Хоп?
- Хоп. - машинально ответил Крепощенов
   «Кар-р! Кар-р!»- надрывалась на крыше соседнего здания одинокая ворона.


Рецензии