Трубы Иерихона

В этой истории, рассказанной в библейской «Книге Иисуса Навина», есть все, чтобы считать ее одним из самых первых в мировой литературе авантюрных романов. Есть в ней кровь и смерть. Есть цари и полководцы, разведчики, проникающие во вражеский стан, и, конечно же, красивейшая  женщина  того, древнего мира. Есть и тайна, над которой до сих пор бьются  «сыщики» - ученые-археологи.

Место событий, происходящих в этой истории, - город  Иерихон . Сегодня это название, чуть измененное, - Иерихо - носит небольшой городок в Палестинской автономии. А 2,5 тысячи лет назад  Иерихон  был столицей одного из царств на земле Ханаанской, которую Бог предназначил евреям. Сюда, в эту землю, и вел своих соплеменников-рабов Моисей. Однако ему самому не было суждено ее увидеть.

Умирая, Моисей назначил преемника. Новым вождем народа стал его ближайший сподвижник Иисус Навин - Йешуа бен Нун, как называет его еврейская Тора. Иисус и привел евреев к реке Иордан, на противоположном берегу которого стоял  Иерихон , запиравший дальнейшую дорогу в вожделенную страну: текущую молоком и медом землю.

Разведка в действии

Город был окружен мощными крепостными стенами. Их толщина, по оценке археологов, достигала от 1,5 до 4 метров. Взять такую крепость штурмом представлялось невозможным. Но Иисус не пал духом. Он тайно посылает в  Иерихон  двух разведчиков с наказом «высмотреть землю и город». И, как написано в Библии, юноши-разведчики «пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались у нее ночевать».

Но, похоже, у царя иерихонского была неплохая контрразведка. Ему тут же доложили о появлении еврейских лазутчиков. Царь послал сказать Раав: «Выдай людей, пришедших к тебе». И тут завязывается главная интрига этой истории. Раав заявляет посланцам царя, что к ней и впрямь приходили какие-то люди. Она не знает, кто они и откуда. Но когда спустились сумерки и настало время закрывать ворота города, эти люди ушли неизвестно куда. «Гонитесь скорей за ними, - советует Раав, - и вы догоните их». Но едва посланцы царя скрылись, блудница прячет разведчиков в снопах льна, разложенных для просушки на кровле. 

Иерихонцы гонятся за юношами по дороге к Иордану до самой переправы. Но, естественно, никого не догоняют и решают продолжить погоню утром следующего дня. Разведчики Иисуса еще не легли спать, когда к ним явилась Раав. Состоявшийся между нею и юношами разговор приводится в Библии очень подробно.

Раав начинает с объяснения, почему она изменила своему царю и городу. Оказывается, блудница уже знала, что Бог евреев отдал им эту землю. И теперь пришельцы навели ужас на жителей  Иерихона  и вселили в их души робость. Их сердца и вовсе ослабли, когда они узнали, что ради своего народа Бог иссушил перед ним воды Чермного (Красного) моря, когда египтяне гнались за своими бывшими рабами. «От этого, - сказала Раав, - ни в ком не стало духа против вас». 

Взамен за ее милость она потребовала от них поклясться своим Господом, что и они, евреи, после взятия города проявят милость, сохранив в живых всю ее семью. Разведчики клянутся, что, если Раав спасет их и выведет из города, они тоже окажут ей «милость и истину». Но только каким образом вывести их из города, если его ворота уже закрыты?

В ответе блудницы и в ее действиях есть, на взгляд автора этих строк, разгадка одной из тайн, связанных с иерихонскими трубами: Раав пообещала спустить разведчиков по веревке через окно, ибо, как сказано в Библии, «дом ее был в городской стене, и она жила в стене». Еще Раав предупредила юношей, чтобы те три дня отсиживались на близкой горе, потому что ушедшие за ними в погоню столько времени будут их искать. Юноши, в свою очередь, наказали ей во время штурма выбросить из окна красную веревку, чтобы еврейские воины не тронули ее семью.

Теперь - совершенно по законам жанра - действие вдруг переносится на противоположный берег Иордана, где расположились евреи. И главным действующим лицом становится их вождь Иисус Навин. 

Вернувшись к своим, разведчики доложили Иисусу Навину о страхе жителей города перед евреями. Сказали, как покажет дальнейшее, и о роли Раав, и о своей клятве помиловать ее семью.

Совет Господа

Через три дня Иисус призвал «надзирателей» за войском, которым повелел подготовить отряды к сражению. Собрав весь народ, он сообщил ему Господню волю: евреи должны встать под стенами  Иерихона . Около сорока тысяч вооруженных людей перешли воды Иордана, а за ними Иисус вывел и остальной народ. Свой стан он разбил на восточной стороне  Иерихона . Город при виде неприятеля наглухо заперся, никто не выходил из него, никто не входил. И тогда-то, как утверждает Библия, Господь сказал Иисусу: «Вот, я предаю в руки твои  Иерихон  и царя его, и находящихся в нем людей сильных». И объявил, что для этого следует сделать.

В течение шести дней все способные носить оружие должны раз в день обходить город, а семь священников - нести семь труб перед ковчегом Завета. На седьмой же день надо обойти город семь раз и трубить в эти трубы. И когда они зазвучат в седьмой раз, весь народ должен дружно воскликнуть. Тогда стена города обрушится до основания и евреи войдут в город, каждый со своей стороны. Иисус сообщил своим людям о Господней воле.

Когда на седьмой день после звука труб и восклицания народа стены и впрямь рухнули, «сыны Израилевы вошли в город и предали заклятию мужей и жен, молодых и старых, и волов, и овец, и ослов истребили мечом». Но Раав и всех ее родных юноши-разведчики «вывели и поставили вне стана Израильского». Всех их, завершает этот эпизод Библия, Иисус оставил в живых, и Раав «живет среди Израиля до сего дня»...

Здесь в каноническом тексте Библии имя Раав встречается в последний раз. Ее дальнейшая судьба остается загадкой. Загадкой остаются и слова «живет среди Израиля до сего дня»...

Тут следует напомнить, что в основе христианского Ветхого Завета, в который входит и «Книга Иисуса Навина», лежит священная для иудеев Тора, якобы продиктованная Моисею самим Господом и дополненная несколькими книгами пророков. Однако существует две Торы: Письменная и Устная. Последняя родилась в результате пересказов и комментариев еврейских мудрецов.

Когда Иерусалимский Храм был разрушен во второй раз, духовные наставники иудеев, предвидя рассеянье народа и опасаясь гибели веры, решили Устную Тору записать, чтобы ее знали и новые поколения. Эта запись, называемая Талмудом, содержит в себе удивительно красочные рассказы, некоторые из них повествуют о событиях, описанных в «Книге Иисуса Навина», украшая их интересными и важными деталями. В Устной Торе нашла свою разгадку и тайна дальнейшей жизни блудницы Раав. Однако об этом чуть позже.

Поразмыслим пока над тайной иерихонских труб: могли ли они вместе с восклицанием всего народа до основания разрушить неприступные стены  Иерихона ? Не верящие в библейские чудеса ученые полагают, что стены эти и впрямь все одновременно рухнули, но причину видят в землетрясении. Мнения разошлись только по поводу времени подземного толчка. Одни считают, что случилось это в пятнадцатом веке до нашей эры, другие - в тринадцатом-двенадцатом веках.

Но, на наш взгляд, тайна может иметь и другое объяснение, которое содержится в самой «Книге Иисуса Навина». Были ли стены  Иерихона , несмотря на их толщину, действительно мощными? Вспомним, как сама Раав объясняет разведчикам, что «дом ее находится не внутри города, а в самой городской стене». Можно предположить, что таких жилищ в этой стене было немало. Для городских бедняков они были вроде пещеры с тремя уже наличествующими стенами и кровлей. 
Естественно, бедняки должны были обустраиваться в наиболее толстых частях стены. Их норы изъедали ее, лишали монолитности, ослабляли. Звуковые волны, испускаемые трубами и способные, как известно, разрушить серьезные препятствия на своем пути, встретили не такое уж мощное сопротивление. 

А тут еще то самое одномоментное дружное восклицание всего народа! Было ли известно древним евреям такое природное явление, как резонанс, неведомо, но нетрудно предположить, что оно сыграло свою роль. Не исключено, впрочем, что, выслушав отчет разведчиков, в котором непременно должен был содержаться рассказ о состоянии городских стен, Иисус воспользовался этими знаниями о резонансе, для пущей убедительности приписав свое решение Господу.

«Первая леди» израильтян

А теперь вернемся к Раав, которую мы оставили на страницах библейской «Книги Иисуса Навина». Авторы уже записанной Устной Торы не могли не заметить, что Иисус Навин явно проявлял о ней заботу. И всем своим воинам вообще, и юношам-разведчикам, которые побывали у Раав, он приказывает сохранить ей и ее родным жизнь и вывести из опасного места. Авторам Устной Торы показалось, что за этим должны были стоять особые чувства полководца к блуднице. Его интерес к ней, по их мнению, вначале имел чисто деловой характер. Раав была женщина не простая, ее «клиентами» были цари всей Ханаанской земли, обещанной Богом евреям (в то время в Ханаане был 31 царь). Поэтому, утверждается в одном из рассказов, она могла многое поведать разведчикам о противниках.

В другом рассказе Устной Торы говорится о том, что блудница была одной из трех самых красивых женщин на свете. Первой была Хава (Ева), соблазнившая Адама, второй - жена Авраама, Сара. Третьей - Раав. В конце концов, по утверждению авторов Устной Торы, Иисус Навин женился на блуднице. 

Однако красота Раав и даже польза, которую она принесла евреям, авторам рассказов представлялась недостаточной, чтобы оправдать страшный грех полководца, который, будучи евреем, осмелился жениться на язычнице, да к тому же блуднице. И вот под пером еврейских мудрецов Раав из продажной женщины превращается то во владелицу некой лавки, торгующей съестным, то в простую буфетчицу, 
а то и в респектабельную хозяйку постоялого двора...

С профессией - ладно, разобрались. Но тем не менее Раав остается «гойкой» (нееврейкой). Сделать из нее, как мы бы сказали сегодня, «первую леди» израильтян - это нарушение основ иудаизма. Но и ему мудрецы нашли оправдание. Оказывается, Раав вовсе не из трусости помогла разведчикам. К моменту их появления ее душа уже готова была очиститься от языческих суеверий. Все, что она испытала в предыдущей жизни, что узнала от прежних своих клиентов, уже совершило в ней переворот. Она почувствовала, что нет языческих богов, существует лишь Единый и Всесильный Бог евреев. Появление еврейских юношей-разведчиков стало толчком к тому, чтобы новое знание превратилось в действие. Таким образом она осуществила «гиюр» - установленный иудейским законом обряд обращения в еврейство, причем еще до встречи с Иисусом. И потому не было никаких препятствий для их законного брака. 

И сказано в Устной Торе, что этот брак был счастливым не только для них, но и для всего народа. Полководец и блудница стали прапрародителями великих пророков и великих царей, включая Соломона и Давида... 
 

Михаил БРИМАН
бракиразвод.рф


Рецензии