Возвращение к истокам. Гл. 1-я. Спустя годы

Памяти моего отца
   
 
       Глава первая. Спустя годы


       Много лет я не заглядывала в письма моего отца Осыховского Владимира Александровича. К ним вернуло событие от 18-го ноября 2009 года, когда на одном из социальных сайтов я встретила сестру Нину – младшую из дочерей его второго брака. Ещё раньше, в 2007 году в Интернете, нашла сведения о представителях старшего поколения нашего рода, – это были дети моего прадеда из села Молчанова Томской области, репрессированные Сталинским режимом в 1937-38 годах, – публикацию о них обнаружила в книге Памяти. Выяснилось, что это были два моих двоюродных деда и одна двоюродная бабушка.

       День, когда Нина написала письмо, стал для меня  знаковым. «Здравствуй, Тамара! – были её слова. - Я – Нина, есть ещё Валя и Вера; Люся умерла. Ты – наша сестра?» Эти слова обрадовали меня и опечалили одновременно. Обрадовали, потому что часто вспоминала о сёстрах, а вспоминая, сожалела, что не общаемся. Опечалили из-за безвременно ушедшей Люси.
       Через несколько дней я позвонила Вале в Томск и Вере в Приморский край, с Ниной и племянницами наладила общение по электронной почте.
      
       Забегая вперёд, скажу, что виртуальная встреча с Ниной явилась прелюдией к реальной не только с ней, но и с двумя другими сёстрами. Эта встреча состоялась в Томске в начале августа 2011 года. Тогда же, посетив Томский государственный архив, я узнала некоторые подробности о репрессированных родственниках, в том числе – несколько позже – и о нашем дедушке Александре Эдуардовиче Осыховском. Выяснилось, что за оскорбление «вождя народов» он был арестован в городе Новосибирске, где проживал тогда с семьёй, и осуждён на пять лет лагерей с последующим поражением в правах на три года (статья 58-10). В пересыльный пункт Дальлага дедушка прибыл шестого августа 1938 года, последние же несколько лет находился в лагерях Кемеровской области, но его дальнейшая судьба так и осталась неизвестной. Остаётся добавить, что весь положенный срок дед отсидел в лагерях от звонка до звонка, а двое его братьев и старшая сестра были расстреляны в 1937-38 годах в Колпашевской тюрьме Томской области. Впоследствии все были реабилитированы.

       Мой отец родился 5 апреля 1924 года в городе Томске. После окончания Кыштовской* средней школы в мае 1942 года был призван в ряды Советской армии, в это время ему только что исполнилось восемнадцать лет. После годичной учёбы  в Белоцерковском военном подготовительном училище, эвакуированном из Украины в Томск, командиром отделения в звании гвардии сержанта отец попал на фронт на Полтавское направление, но 18 сентября 1943 года в бою за важную высоту был ранен в левое бедро, левое плечо и правую часть грудной клетки. Ранение оказалось настолько тяжёлым, что дальше воевать он не смог. За этот кровопролитный бой папа был награждён орденом Отечественной войны II степени.
       Около трёх лет отец лечился в госпиталях, перенёс одиннадцать операций, и,получив инвалидность второй группы, так и остался с несгибающейся и укороченной левой ногой до конца своей недолгой жизни.
       С 1953 года, после окончания Томского учительского института, проживал в посёлке Стрежевой** Томской области, работал в восьмилетней школе преподавателем физики и математики.
       С мамой папа познакомился в 1944 году, тогда же вступил с ней в брак, а в 1945 в сентябре родилась и я. К сожалению, через неполных два года родители расстались.

* Село Кыштовка – районный центр на севере Новосибирской области. В это время отец с братом и своей мамой (моей бабушкой) проживал там.
** В настоящее время город нефтяников.

       Но вернёмся к встрече с Ниной.
       Это событие всколыхнуло мою память так остро, что я тут же захотела перелистать отцовские письма и прикоснуться к нашим с ним разговорам, улыбкам и горестям. Сожалею, что не расспросила отца подробнее о его собственной жизни и жизни наших родственников, проживавших не только в Томской области, но также в Латвии и в Польше.
       Не скрою, мои детские и отроческие письма к отцу часто носили претензионный характер. В них я нередко высказывала свою боль по поводу нашей с братом безотцовщины и теперь думаю, что эти откровения давались ему нелегко. Но в те времена моя личная боль была превыше всего, и о боли других я не задумывалась.
       Папы больше нет. Он умер 14 февраля 1966 года в возрасте неполных сорока двух лет, я тогда жила в Казахстане и училась на втором курсе политехнического института. О его смерти написала Люся, – он умирал на её глазах. Умирал трудно и мучительно. Возраст отца на момент его кончины совпал с возрастом дедушки на момент его ареста: обоим было по сорок два, моему брату – единственному сыну отца – на момент его трагической гибели в 1994 году исполнилось сорок семь лет. Ощущение такое, что наш род по этой линии кем-то прерывается.
      
       Жаль, что папа ушёл так рано, потому что большего друга и советчика, чем он, у меня никого не было. Мне захотелось сделать выборки из его писем и написать воспоминания о нём, отобразив некоторые моменты его и моей жизни. Письма легче всего было привести с соблюдением дат по хронологии, – так ярче, на мой взгляд, можно было отобразить дух того времени. Копий своих я не оставила, кроме двух, – их я процитирую ниже.
     Хрупкие пожелтевшие листочки с почерком отца несколько дней лежали у меня на столе, – я читала их и перечитывала, перечитывала и вспоминала...
      
       Сколько помню себя в детстве и юности, столько и знаю, что отсутствие отца я переживала тяжело. Казалось, жизнь обделила меня чем-то важным и необходимым. Я часто спрашивала себя, почему судьба преподнесла мне этот непростой «подарок» и неужели так будет всегда? Не понимала, из-за чего это случилось и кто виноват. Но настало время, и этот ужасный жизненный выверт я попыталась исправить единственно для меня приемлемым способом: я написала отцу письмо, и оно дошло, хотя было отправлено почти «на деревню дедушке».
       Поскольку адреса его я не знала, но страстно хотела протянуть к отцу ниточку родства – хотя бы по переписке, – то своё первое письмо написала в Александровский районный отдел народного образования Томской области, потому что знала, что мой отец работает учителем в школе одного из посёлков этого района. В то время я жила в Новосибирской области, училась в седьмом классе Кыштовской средней школы, и было мне тринадцать лет. Адрес РОНО подсказала мама.
       Письмо переслали отцу, и он ответил. Мы стали писать друг другу, и в каждом его письме звучал один и тот же мотив: «Я помню о вас».


http://www.proza.ru/2011/12/04/51


Рецензии
Тамара, спасибо. Боль Ваша мне понятна - я тоже росла без отца. И тоже не понимала - почему? Я знаю так мало о нём. Не спросила, не спрашивала... А теперь поздно. Моего отца тоже уже нет, давно.
Успехов Вам. С уважением,

Елена Полякова 2   03.12.2011 00:35     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Елена.
Слава богу, - у меня остались письма отца и две встречи с ним. И знаете, долго думала - публиковать ли свои воспоминания о нём, а потом решила, что стоит. Ведь из таких личных воспоминаний и состоит наша жизнь, и подчас она характерна для большинства люденй. Сейчас вот - после большого перерыва - поддерживаю отношения с сёстрами от папиного второго брака, и обо всём об этом будет в продолжении. Если будет время и желание - приглашаю.

Тамара Костомарова   03.12.2011 11:24   Заявить о нарушении
Спасибо. Зайду обязательно.

Елена Полякова 2   03.12.2011 11:26   Заявить о нарушении
Прошу прощения, - в слове "людей" допустила описку.

Тамара Костомарова   03.12.2011 11:35   Заявить о нарушении