Воля к жертве ч. 86

§86. Воля к жертве

   Вопреки известному категорическому утверждению немецкого мыслителя Фридриха Ницше о повсеместном и постоянном руководстве миром волей к власти должна не только возникнуть, но и возобладать воля к жертве.
Прежде, нежели деятельная жертвенность будет доведена до непременной, едва ли не органической душевной потребности, проявляющейся помимо мыслительного процесса, ей будет необходима волевая посылка, заключенная в усилии доброты.
Сказано в Евангелии:«Царство Божие силою берется».

   Действительно, Царство Небесное достигается совокупностью положительных жертвенных побуждений и установлений, заключенных в ортодоксальных правилах и христианских этических нормах.
Однако другой великий германский мыслитель утверждает, что: «…свободная воля есть ближайшая причина зла виновности и затем зла наказания…»  1

   Итак, наряду с волей к жертвенности, существует жертва свободной воли или, иначе говоря, человеческого своеволия, которое провозглашается западным либерализмом наиболее действенным фактором социального бытийствования, политической активности, научного и художественного творчества, а также позитивной и необходимой экономической  деятельности, направленной первоочередное обеспечение насущных потребностей. Особенно опасным является внушение своеволия подрастающим поколениям, поскольку размываются этические нормы и правила.

  Система запретов, на которые опираются традиционные общества в своем существовании, если не отрицают полностью, то значительно ограничивают своеволие, которое приводит к  разнодействию во многих сферах бытия человека и общества.
Разумное полагание на Божью волю, в основе которого лежит смирение, есть не только умопостигаемое, но зримое воплощение воли к  жертвенности.

  Одним из важнейших правил жизни Православного человека есть отсечение своей воли.
Вот что говорит об этом преподобный авва Дорофей:«Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим; тогда, делая, повидимому доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем»  2

Литература
1 Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла //Соч. в 4-х томах. Том 4.-М.:Мысль,1989.-С.325

2 Поучения аввы Дорофея.-М.:Правило веры,1995.-С.85


Рецензии