Нашим же салом нам же и по мусалам

Лауреат Нобелевской премии по физике за 2010 год, гражданин Нидерландов российского происхождения Андрей Гейм заявил, что не собирается возвращаться в Россию, и что не намерен принимать участие в проекте «Сколково».

Как заявил А.Гейм радиостанции «Русская служба новостей», он «не знает и знать не хочет» о намерении России пригласить его поработать в Сколкове.

«Меня это никак не интересует. У меня нет российского гражданства, я гражданин Голландии, там у вас люди что - с ума посходили совсем?» - сказал он, комментируя сообщения о том, что его и его коллегу Константина Новоселова, разделившего с ним Нобелевскую премию, хотят пригласить к участию в проекте «Сколково».

По словам ученого, он не собирается возвращаться в Россию, потому что ему очень комфортно в Великобритании, а жители Лондона даже чем-то похожи на москвичей.
На родине, добавил он, его называли жидом и фашистом, и только в Голландии назвали русским. В общем, гудбай Раша, мачеха наша.

Накануне, 5 октября Нобелевский комитет в Стокгольме назвал А.Гейма и К.Новоселова лауреатами Нобелевской премии по физике 2010 года. Оба они являются выходцами из России, однако в настоящее время работают в Великобритании, в университете Манчестера. Нобелевская премия присуждена им за «новаторские эксперименты, касающиеся двумерного материала графена». В Нобелевском комитете поясняют, что «графен - это модификация углерода, являющаяся лучшим известным проводником тепла». Считается, что использование графена позволит вывести электронику на принципиально новый уровень, совершить небывалую по масштабам техническую революцию..

А.Гейм заявил «Русской службе новостей», что графен мог быть создан и в России, однако «шансы его создания были 1 из 1000 - по сравнению с тем, что можно было сделать за границей».

По этой причине физик и принял решение уехать работать за границу. «В Англии я понял, что в течение 6 месяцев там можно сделать то же самое, что в России в течение 10 или 20 лет. И для экспериментатора, которому нужна аппаратура, средства для исследований, условия работы здесь и там были настолько различные, что даже вопроса не стояло, оставаться или нет. Оставаться в России было для меня все равно, что жизнь потратить на борьбу с ветряными мельницами, а работа для меня хобби, и тратить свою жизнь на мышиную возню абсолютно не хотелось», - рассказал Нобелевский лауреат.

А.Гейм родился в Сочи в 1958 году. Он является подданным Нидерландов. Окончил Московский физико-технический институт, получил степень кандидата физико-математических наук в Институте физики твердого тела АН СССР, работал научным сотрудником в Черноголовке, затем в университетах Бата (Великобритания), Копенгагена и Ноттингема. С 1994 по 2000 был профессором нидерландского университете Неймегена, с 2001 преподает в Манчестерском университете. В настоящее время он руководит Манчестерским центром по «мезонауке и нанотехнологиям», а также он глава кафедры физики конденсированного состояния.

К.Новоселов родился в 1974 году в Нижнем Тагиле. Он закончил Московский физико-технический институт, затем защитил диссертацию в университете Неймегена. Новоселов является научным сотрудником Манчестерского университета и Лондонского королевского общества.

В России рады, конечно, выдающемуся успеху своих соотечественников, проживающих за рубежом, правда, не без солидной доли горечи. В частности, вице-президент Российской академии наук Геннадий Месяц сказал «Интерфаксу» во вторник: «Могу только высказать восхищение. Русский гений может пробиться даже в Манчестере».

Другой видный деятель отечественной науки, лауреат Нобелевской премии 2000 года Жорес Алферов выразил уверенность, что исследования А.Гейма и К.Новоселова, за которые они получили Нобелевскую премию по физике, приведут к прорыву в электронике. «Замечательные ученые провели прекрасную работу, графен позволит создать массу новых явлений в электронике», - сказал Ж.Алферов «Интерфаксу» во вторник. Он отметил, что А.Гейм и К.Новоселов воспитанники советской физической школы - исследовательского центра в Черноголовке. «Увы, российским учеными их назвать нельзя, поскольку они живут и работают в Великобритании», - уныло добавил Ж.Алферов.

В общем, как говорит пословица, нашим салом нам же и по мусалам. Уехали, и возвращаться не думают. А что здесь делать, переквалифицироваться в продавцы-консультанты? Спасибо матери с отцом, спасибо Физтеху с Черноголовкой, но ученому родина там, где комфортно работать.

Во времена СССР, когда успешно функционировала огромная система НИИ, еще куда ни шло, были и ученые, были и изобретения. Конечно, и тогда открой границу, многие бы убежали, а уж про сейчас и говорить нечего. НИИ удушили, старые кадры перемерли, а новые так и не пришли. А дети рождаются, университеты худо-бедно делают из них «заготовки» специалистов. Для кого? Промышленности нет, кроме магазина работать негде. В общем, иностранцы рукоплещут. Еще одна русская революция, и все, у кого имеются мозги, убегут туда.

Вот в свою очередь руководство университета Манчестера объявило, что приветствует присуждение его сотрудникам А.Гейму и К.Новоселову Нобелевской премии по физике. «Это потрясающая новость. Мы рады, что работа Андрея и Константина, посвященная графену, была оценена на высшем уровне Нобелевским комитетом в 2010 году. Это прекрасный пример фундаментального исследования, основанного на научной любознательности, и обладающего практической, социальной и экономической пользой для общества», - говорится в заявлении ректора университета Нэнси Ротвел.

Такая вот реакция в Интернете на успех бывших, увы, наших соотечественников. Обсуждение новости, так сказать, «в чистом остатке». Но новость эта породила много эмоций в среде интеллигенции России. Об этом и хотелось бы поговорить.

Конечно, оба лауреата – представители российской школы физики, кто спорит. Но стать теми, кем они стали, они смогли, только покинув родину. Здесь им ничего не светило. И вообще, талантливые люди не могут реализоваться у нас и вынуждены эмигрировать. Я это знаю не понаслышке, у нас в семье таких аж двое, и одна из них – моя родная дочь. Историю ее переезда в Германию я не просто наблюдал, а тяжелейшим образом переживал.

Окончив университет, она помыкалась в поиске работы, но тщетно. Все, что ей могло предложить Иваново, это работа в местном Телекоме за более чем скромную зарплату безо всяких перспектив.  Ее однокашники дружно шли в продавцы на рынок, там по деньгам было несравненно лучше, но университетские знания становились бесполезны. Можно было бы поехать батрачить в Москву. Сначала кем попало, а потом можно было устроиться по специальности. Но нужно было копить на квартиру, а это совершенно неразрешимая проблема, т.к. с одной стороны нужно платить за съемную квартиру огромные деньги, а с другой – стоимость кв. метра в Москве ужасает даже состоятельных иностранцев. Москва при всей ее патриархальности и отсталости является одним из самых дорогих городов мира. Редко кто, работая честно, становится счастливым обладателем московской квартиры. Многие знакомые дочери в итоге возвращались назад. Москва как коллектор «бегущих мозгов» не выдерживает никакой критики. Там нужны не мозги, а безжалостность, наглость и нахрап, - качества, которые у гениев можно обнаружить крайне редко. Разве что это гений криминала. Вот такие становятся олигархами и строят себе жилье на Рублевке. Москва, по словам вице-спикера Госдумы В. Жириновского, - рай для коррупционеров, бандитов и ворья.

Хотя в столице и остались еще научные учреждения, и, вроде бы, можно в них устроиться, но они в таком ужасающем состоянии, что не представляют никакого интереса для таланта из глубинки. В Москве можно сделать карьеру модели, но никак не ученого или руководителя промышленности. С последней там такая же напряженка, как и у нас. Москва – тоже большой вещевой рынок вперемежку с торгово-развлекательными центрами. К тому же немаловажным является высокая степень криминализации столичной жизни. В общем, «эмиграция» в Москву отпала как бессмысленная трата времени.

На идею уехать в другую страну дочь натолкнул опыт нескольких ее сокурсников. Мы с матерью, надо сказать, были резко против. Что ни говори, а недавняя советская пропаганда заложила-таки в наши мозги химеру, что за границей живут люди с песьими головами, которые спят и видят, как бы нас всех завербовать в шпионы, а заодно и в проститутки. Но видя, что здесь вообще беспросветно, скрепя сердце, согласились.

По подсказке бывалых друзей она в Интернете вышла на кадровое агентство в Германии. Министры и директора фирм, как и следовало ожидать, там не требовались. Требовались домашние учительницы. Но условия были хорошие: полное содержание и курсы немецкого языка. Правда, контракт всего на год. За время контракта нужно было поступить в университет, иначе возвращайся несолоно хлебавши. Ну, дальнейшее я уже описывал. К сожалению, сейчас бесплатного образования там уже нет, что очень затрудняет натурализацию эмигранта-интеллектуала. Поэтому сейчас иммиграция в той же Европе будет прирастать больше за счет нечувствительных к этой теме азиатов и африканцев. В наши дни Гейм с Новоселовым уже не смогли бы получить статус постоянного жителя. Разве что кто-то взял бы их на постоянную работу. Но ведь у молодого человека на лбу не написано, что он будущий лауреат... В общем, впечатление такое, что там нам рады, но не очень.

Такова дорога в страну Эмиграцию. То, что тебя кто-то пригласит, такие времена канули в Лету. Это нужно прославиться еще здесь, а для этого, сами понимаете, торгуя шмотками на рынке, нет никаких шансов. Очень трудная жизнь выпала на долю нашей нынешней молодежи. Но кто все это осилит, устраиваются там неплохо. По крайней мере, некоторые становятся вот Нобелевскими лауреатами.

Надо сказать, событие это лишний раз подтверждает, что в русском народе еще не иссякла жизненная сила, он еще может сказать свое веское слово. Пусть за границей, но может.

Жалко, конечно, что дебилеет от этого страна. Какое уж там Сколково, хватило бы кадров хотя бы на простую работу. Отвыкли мы работать, привыкли на рубль пятаков, много и сразу. Квалифицированного рабочего днем с огнем не сыщешь. Я уж не говорю о специалисте высокого уровня: очень уж снизился уровень нашего образования, да и какого инженера вырастишь в стране, где нет промышленности? Где ему набираться практики?

В общем, поздравим ребяток с премией, и еще раз попрощаемся с ними. Мы лишились их навсегда. А вкупе с ними страна постепенно лишается и будущего. Надеяться не на что, олигархическо-гебистский режим не покинет нас, пока не высосет все соки, а при нем ни о какой науке говорить не приходится. Только о трубах.

Валентин Спицин.


Рецензии