ДрБ Любовь не по-Фромму или сбылась мечта идиотки

***
 - Хорошо, отложим этот разговор, - спокойно сказал Дэвид.

Отложил на год, когда Марина уже начала удивляться - расхотел? Нет, он не расхотел. Когда она приехала к нему в очередной раз, сделал предложение. Она согласилась. К тому все шло. Он был нежен, серьезен и влюблен. Она хотела замуж.  Еще до встречи с ним поняла:  жить,  «не опираясь на партнёра» , не по ней. Опереться, помня свой опыт, особенно не расчитывала, но просто, чтобы был!  Как сказала ее овдовевшая родственница, выходя замуж во второй раз, «в нашем возрасте быть одной неприлично!» Не прилично, не комфортно, не уютно, не престижно, не… невдобняк.

Был у Марины своего рода комплекс неполноценности: в замужестве провела тридцать лет, а была ли хорошей женой? Мамой была, женой – нет. А так хотелось побыть заботливой, нежной женой, для которой радость и спокойствие мужа важнее всего...Нет, конечно, не важнее всего на свете, но составляют смысл...Нет, это слишком сильно сказано...В общем.  Хорошей. Женой.  Хотелось.  Побыть.

И в Англию очень хотелось.

Бессонными ночами, правда, (как же измучали они ее - эти ночи бессонные!) мысли были совсем другими, не об этом ей думалось. Войти в жизнь другого человека - вот о чем думать надо, вот что страшит. Ведь оба не молоденькие уже. За жизнь столько нажито всего – от привычек до принципов. Твоему миру угроза, но и ты вторгаешься, значит – или ты или тебя... Страшно. И еще…Замуж выходят по любви. Так, как любила Мартина, она любить уже не сможет - это место все еще занято. 

Наступал день. Настроение менялось: «Любовь, как пишут, многолика. По крайней мере, любовь - страсть уже есть. Ты хочешь сказать, что тебе это не нужно?! К тому же, существует и любовь-забота, и любовь-действие. Отец Виктор об этом говорил, и психолог Фромм когда-то писал. В прошлом веке».

Давно, в свой первый приезд в Лондон, Марина, привлеченная названием, купила тоненькую книжку  «The Art of Loving»  на английском. Пролистала. Рассуждения автора о любви как спасении от тотального одиночества казались верными, но общеизвестными и слишком многословными. Начала читать  - соглашалась со всем.  Да, Фромм прав, что многие не понимают, что любовь – это деятельность, нужны душевные силы, воля, терпение, чтобы не просто «впасть» в любовь, но и уметь находиться в этом состоянии долгое время с пользой и радостью для себя и для другого. Да, многие думают, что дело только в том, чтобы найти настоящий «предмет», а остальное приложится. Все верно. Но мысли Марины при этом снова и снова возвращались к «предмету»... Какое счастье, что он ей встретился, и они оба впали-таки в состояние любви. О возможной, вернее для нее невозможной, «деятельности» в союзе с ним думать себе запрещала – только душу травить. Потому пользы для себя из умной книги Фромма Марина не вынесла.

- Любить по-Фромму у тебя, душа моя, не ли получится по причине отсутствия начальной стадии процесса, - сказала Марина своему отражению в зеркале и добавила, - тогда пусть это будет брак по хорошему  и умному расчету!

Вот ведь как выкручивается женщина, когда ей очень хочется замуж в страну своей мечты!

***
Декабрь 2002

Получив визу от многолетнего директора музея  - «Очень жаль! Не возражаю» -  и сдав квартиру, Марина прилетела в Англию, где через двенадцать дней, как того требовал закон, она и Дэвид подали заявление на регистрацию брака. Этому предшествовал получасовой разговор представителя городского совета с каждым по отдельности.

Перед самым Рождеством Марина вышла замуж за Дэвида по туристической визе, что в то время  хотя и не приветствовалось, но допускалось. 

Выбрали небольшой уютный ресторанчик. Заказали столик на шестерых. Вернувшись из ресторана, поставили будильник на три часа ночи, проснулись и сонные поехали в Home Office . На страшном ветру в колоссальной очереди, где Марина и ее муж были почти единственными людьми с белой кожей, они мерзли до полудня, наконец их впустили, и через полчаса улыбчивая чернокожая девушка выдала Марине ее паспорт с жирной черной печатью - видом на жительство в Соединенном Королевстве. Измученные, но счастливые поехали домой. Пока ехали, усталость как рукой сняло, хотелось продолжения праздника, хотелось есть. До ночи просидели в экзотическом тайском ресторанчике. Так начиналась задуманная ими тихая семейная жизнь.


Рецензии