Глава 4

С прошлого посещения Профессора Вахрушева прошла почти неделя. Прочитав мне пространную лекцию о правилах общения, он, даже не назначив следующего визита, выставил меня вон. Информация, донесенная до моих ушей, очень удивила меня. Удивила не столько своей новизной, сколько тем фактом, что органично укладывалась в мои внутренние представления. Было такое впечатление, что отрывочные знания, которые я не знала, а интуитивно «ловила» из эфира, сначала выстраиваются в стройный ряд, сами собой тасуются, а затем  раскладываются по полочкам в моей бедной, перегруженной всякой ерундой, голове!
А ведь,  и правда, как можно не увидеть, при внимательном рассмотрении, что сказки разных народов странно похожи друг на друга! Разные, казалось бы, персонажи, имеют порой настолько одинаковые черты и манеру поведения, что диву даёшься!  Единственное, наверное, чем можно объяснить подобное сходство,- это единый источник возникновения всех этих народных сказаний…  Удивительно, но факт: во всех уголках мира есть предания о ведьмах, колдующих с помощью произношения заклинаний, или об оборотнях, в полнолуние превращающихся из людей в волков! В общем, есть о чем подумать на досуге!
Ну, а что касается СЛУШАНИЯ, как уважительно назвал процесс восприятия звуковой информации Профессор, так тут уж я просто снимаю шляпу! Всю неделю, я честно пыталась следовать советам Учителя и держать паузу в разговоре, дав собеседнику возможность полностью высказаться. Результат меня весьма порадовал. Как не странно, за эту прошедшую неделю я намного большее узнала о своем персонале, чем за несколько лет тесного общения! Оказалось, например, что официантка Вика очень уж неровно дышит к бармену Евгению…  Что другая моя девчонка все никак нее может найти побудительной причины, чтобы заставить себя выйти замуж…Что, по мнению наших посетителей, наш шеф-повар Пал Палыч,- лучший из лучших, и место ему,- вовсе не в моем скромном заведении, а в лучших ресторанах Парижа…
Однако, самым ярким моментом прошедшей недели стало посещение моего скромного заведения представителем местной пожарной инспекции. Игорь Иванович (так звали нашего инспектора), частенько посещал наше кафе и своим присутствием вносил некую нервозность в нашу работу. Ну что ему, например, стоило, просто сделав свою «проверку», встать и свалить? Так нет! Он зачем-то начинал бродить по подсобке, вечно что-то высматривая, вынюхивая, да еще с видом вселенской тоски! Разумеется, я его не выставляла вон, - не хватало еще, чтобы из-за моих капризов он разобиделся и закрыл кафе!
Вот и на этой неделе, пришел этот товарищ, как всегда, не вовремя, и, как всегда, некстати! К слову сказать, Игорь Иванович, был субъектом крайне неприятным. Нет, я вполне допускаю, что в обычной жизни общение с ним было вполне удобоваримым. Должно быть, в кругу друзей и близких, это был милейший и приятнейший субъект, любимый муж и отец, воркующий по вечерам с детишками! Однако, когда этот господин облачался в форму и приступал «к исполнению», в глазах его зажигались сигнальные значки в виде английской буковки s, перечеркнутой дважды.  Во время наших с ним встреч, у меня в голове крутилось только два вопроса: когда он свалит, и сколько мне это будет стоить.
Каждый раз, когда в проеме открывшейся двери появлялся его круглый животик, я, постаравшись набрать в легкие побольше воздуха, задерживала дыхание. Вот уже несколько лет  я имею честь периодически принимать в своем кабинете это должностное лицо, но до сих пор с трудом удерживаюсь от смеха. Дело в том, что более несуразного мужика я еще не встречала. Сложно даже вообразить, как могут сочетаться в одной фигуре неимоверно толстый живот и тонюсенькие, длинные ножки, наводящие на мысли о кузнечике. На фоне несуразного тела, отсутствие шеи уже не так поражает, зато абсолютно круглая голова с вечно красным лицом, как сигнальный маяк, светит, наверное, даже во тьме! 
Эта особа мужского пола была вечной моей головной болью. Виновато прокрадываясь в кабинет, он каждый раз, присаживаясь на кончик стула, начинал сбивчиво пороть всякую чушь! Я терпеливо слушала и мысленно просила Высшие Силы послать мне терпение и не выплеснуть зануднейшему Игорю Иванычу кофе в его красную, вечно лоснящуюся физиономию. Спасало меня только то, что я делала это мысленно. Внимая этому представителю власти, я представляла, как сладкий напиток, щедро сдобренный сливками, сплошным потоком летит в его круглое лицо, предательски затекая за тугой воротник форменной рубашки. Кофе я, разумеется, представляла себе не горячим и обжигающим (все-таки, я не настолько кровожадна), а слегка теплым, но удовольствие, которое я получала, было от этого не меньшим!
Наверное, я не сильно бы переживала, если бы Игорь Иваныч, без лишних проволочек, забрав очередной «взнос» в копилку благосостояния своей семьи, немедленно удалялся! Так нет! Этот чинуша воображал, что имеет фантазию! Ему непременно нужно было дать мне понять, в чем я, собственно, накосячила и почему должна платить! Ну, а так как мозги в его голове давно уже окостенели, то каждый раз я выслушивала один и тот же набор дежурных фраз. Я сильно подозреваю, что сам Игорь Иваныч чувствовал себя тоже крайне неловко, а потому говорил медленно, словно извиняясь. Время, проведенное с ним, можно было приравнивать к каторжным работам, а потому я всегда с щенячьим восторгом закрывала за ним дверь в конце визита.
В этот раз, появившись на пороге моего кабинета, инспектор, как обычно, бочком протиснувшись в широкий проем двери, просеменил к моему столу. Уложив потрепанную папку, всем своим видом свидетельствовавшую о бедственном положении ее владельца, на мое рабочее место, он присел на краешек стула.
-Э-э-э. Здравствуйте, Мария Александровна, - нерешительно протянул он, уставившись взглядом куда-то в окно. – Вот, пришел опять вас проверить.
-Здравствуйте, Игорь Иванович!- С чувством ответила я. – Проверяйте!
Воцарилось молчание. Более идиотскую ситуацию сложно было себе вообразить. Я молчала потому, что ждала его слов,- таковы были правила игры. Он молчал потому, что не знал, что сказать. Я почти физически чувствовала, как шестеренки в его голове скрипят, медленно поворачиваются, но мыслей на поток не выдают! Я тоскливо смотрела на мучающегося от недостатка слов инспектора, как вдруг мне на память пришел прошлый урок. Хулиганская мысль «поиграть в психологию», а заодно и проверить правильность вахрушевской теории, прочно засела в голове. Терпеть больше не было сил и я, твердо решила «раскрутить» на разговор Игоря Ивановича.  Вдохнув очередную порцию воздуха, я, набравшись наглости, спросила:
-Игорь Иванович, у вас что-то случилось?
-Э-э-э. А что, заметно? – смущенно поинтересовался мой посетитель.
-Да, вы какой-то грустный сегодня, не как обычно! - Нахально соврала я.
-Да, я давно грустный в вашем кафе! – Обреченно отмахнулся он.
-Это почему: «в вашем кафе»? – Мне стало уж совсем любопытно.
-Знаете, я уж несколько лет хожу к вам, - решился мой собеседник, помолчав с минуту. – И все не могу открыться. Сижу тут, что-то сочиняю, а мысли совсем о другом!
Меня как горячим воздухом обдало! «Бли-и-ин! Он что, влюбился? Господи, этого мне только не хватало! Что я теперь делать-то буду! – Начала я истерить про себя, стараясь внешне сохранить хотя бы видимость спокойствия. – Караул, помогите! Так, спокойно, буду сидеть, молчать и внимательно слушать! Куда кривая вывезет»! Я, не открывая рта, ободряюще улыбнулась Игорю Иванычу, поощряя его высказаться.
 -Я, видите ли, когда первый раз в ваше кафе пришел, так покой и потерял, - понесло милейшего инспектора. – Видите ли, я не женат, и никогда не был. А вот теперь уже несколько месяцев страдаю, ночами не сплю… Все думаю, как открыться.
Вновь повисла напряженная пауза, которую я, памятуя наказ Учителя, не нарушала. Молчание далось мне тяжело. «С одной стороны,- рассуждала я, - необходимо выслушать до конца своего собеседника, а с другой,- что мне с его признаниями потом делать? Замуж, что ли, за него, из жалости, выйти?» 
Наконец, инспектор вновь заговорил, нервно теребя в руках носовой платок, невесть откуда появившийся в его руках. Он открывал передо мной всю свою жизнь, наверное, так же, как я открывала свою перед Профессором. По мере того, как я слушала, я все более проникалась сочувствием к этому немолодому уже, закомплексованному человечку, с его практически детским, каким-то наивным восприятием мира!  Наконец, поток его слов иссяк, и в кабинете воцарилось гробовое молчание.
-Словом, уважаемая Мария, помогите мне! – Наконец, отчаянно выкрикнул он, беспомощно взмахнув руками.
-А чем? – Обалдело поинтересовалась я, никак не предвидя такой поворот событий. – Замуж, что ли, за вас выйти?
Игорь Иванович недоуменно посмотрел на меня.
-В каком смысле? – Испуганно пролепетал бедняга, растягивая слова, - нет, нет, не надо замуж! Я вашу повариху, Катеньку, давно люблю! Еще, знаете ли, со школы…
С моих плеч словно сбросили груз весом, по меньшей мере, в тонну. «Слава тебе, Господи! – С чувством произнесла я про себя, мысленно перекрестившись.- Оказывается, этот товарищ безответно влюблен в мою повариху, а я то, дуреха, уж размечталась, что именно я являюсь предметом его воздыханий! Спасибо за то, что миновала меня чаша сия!» Едва я успела прочувствовать восхитительную легкость, как взамен ей накатил приступ дикого веселья. Ясно отдавая себе отчет в том, что смех в данной ситуации выглядел бы не только глупо, но и оскорбительно, я всеми силами пыталась сдержаться и не заржать во все горло. Спасенье принесла все та же чашка с кофе. Схватив ее со стола, я судорожными глотками попыталась «залить» рвущийся наружу смех. Слава Богу, через несколько мгновений я смогла справиться с ситуацией и спокойно взглянуть на новоявленного Ромео. Этот бедолага сидел, понурившись, и, казалось, ничего не замечал вокруг, погруженный в свои мысли.
-Игорь Иванович, так чем я могу вам помочь? – Спросила я, искренне желая успокоить этого несчастного.
-Даже и не знаю. Мне ужасно неудобно, но надежда только на вас, Мария, – решился, наконец, он. – Может, вы спросите Катерину, как она ко мне относится?
-А почему вы сами не можете? – Мягко спросила я, не желая еще больше ранить еле живого от смущения мужика.
-Я, видите-ли, ухаживал за ней в школе, - пояснил он обреченно,- да и после школы, тоже… Только, когда я в армию ушел, она замуж вышла. Я так и не женился, вот! А пару лет назад, увидев ее в вашем кафе, сон потерял. Узнал, что она давно живет одна, в разводе. И хочу подойти, и боюсь… А вдруг она смеяться надо мной начнет? Скажет, мол, старый дурень, вспомнил былое! Молодость взыграла!
Игорь Иванович снова замолчал. Почему то теперь он не казался мне смешным и глупым, даже не смотря на свою карикатурную внешность. За невзрачной личиной, оказывается, скрывались чувства, глубине и постоянств которых мог позавидовать любой романтик! Любовь, которую многие годы носил в себе этот немолодой уже мужчина, вызывала уважение. Я подумала, что если бы не мой Учитель, научивший меня слушать, я так бы и не узнала, что под форменной рубашкой докучливого чиновника скрывается большой и ранимое сердце. Он, скорее всего, так и остался бы для меня занудой, периодически приходящим «снимать дань»..
Однако, рассуждения рассуждениями, но надо было что то делать! Чувство природного сострадания, не позволило бы мне пройти мимо этой проблемы. «Хочешь, не хочешь, а придется разруливать эту ситуацию, - подвела я итог в своей голове, нажившей себе приключений. – Помогу бедняге, чем смогу!»
-Знаете что, Игорь Иванович? – решилась я, - идите ка вы домой и приходите завтра, хорошо? А я подумаю, что можно сделать, ладно?
 Инспектор покорно поплелся к двери, забыв на столе свой нелепую папочку. Уже на середине пути, словно вспомнив что-то, он вернулся к столу, сгреб папку рукой и уставился на меня немигающим, беспомощным взглядом.
- Мария, а, может, я вам телефон оставлю и когда что-то решиться, вы мне позвоните? – робко попросил он.
-Да оставляйте уж! - Милостиво согласилась я, чувствуя спинным мозгом, что опять вляпываюсь во что-то не совсем приличное.
Едва за инспектором закрылась дверь, я, решив не откладывать дело в дальний ящик, позвонила на кухню и попросила Пал Палыча прислать мне Катерину. На пять минут. Шеф, видимо, отвлеченный моим звонком от чего-то архиважного, недовольно что-то пробубнил, но повариху прислать обещал. Не прошло и двух минут, как в мой кабинет влетела запыхавшаяся и испуганная Катерина.
-Вызывали, Мария Александровна? – С порога выдохнула она.- Вы не верьте, не брала я домой эту проклятую рыбу, испортилась она, я и выбросила, забыв актировать!
-Только рыбы мне не хватало! – Почти прокричала я, стараясь поскорее остановить поток извинений. – Я с вами по другому поводу поговорить хочу… Да вы присаживайтесь, не стесняйтесь!
Я помолчала минуту другую, собираясь с мыслями, а затем, красочно и ярко, стала описывать душевные порывы, обитающие в голове нашего инспектора. Говорила я так, что сама себе удивлялась: слова самого романтического и глупого содержания лились из меня, как из рога изобилия. Описав все мыслимые и немыслимые страдания, выпавшие на долю несчастнейшего Игоря Ивановича, я плавно перешла к нежным чувствам, кои питал к нашей поварихе инспектор.  Катерина поначалу молчала, как воды в рот набрала, но по мере моего повествования, лицо ее становилось все краснее и краснее, а маленький рот медленно растягивался в смущенную улыбку. Наконец, поток моих слов, а вместе с ними, и мыслей, иссяк, и я облегченно замолчала.
-Ой, даже и не знаю, что сказать, Марь Санна, - пролепетала ошарашенная Катенька. – Я ведь его тоже давно люблю! Увидела его, аж сердце зашлось! А подойти не могу,- я ж его, дура этакая, из армии не дождалась, черт попутал! Всю жизнь потом жалела!
-Ну, Слава тебе, Господи! – Второй раз за сегодняшний день я поблагодарила Всевышнего и схватила трубку, чтобы набрать номер, заботливо оставленный инспектором перед самым моим носом. – Взрослые люди, а ведете себя, словно дети малые!
Что происходило дальше, я помню смутно, так как, выполнив свой долг и позвонив Игорю Ивановичу, я от избытка нахлынувших чувств, продефилировала в бар и выпила, ничуть не смущаясь, огромный бокалище алкогольного мохито. Наш бармен, Женька, слегка шокированный моим странным поведением, подозрительно посмотрел на меня из-за стойки, но ничего не сказал. Я же, не обращая внимания ни на него, ни на шушуканье персонала, шнурующего туда-сюда за моей спиной, категорично потребовала «долива» алкоголя.
Выпитое пойло немного успокоило мои расшатанные нервы, и я расслабленно поплелась в свой кабинет. Совершенно понятно, что работать я уже больше не смогла бы, а посему единственное, чего мне хотелось, - это прилечь на мягкий диван и выспаться. Тем более, что вечером мне предстояло ехать домой. За рулем!
Проспаться, мне, однако,  не удалось. Стоило мне только войти в свой кабинет и свалиться на диван, стоящий слева от двери, как зазвонил мой сотовый. Вставать не хотелось, тем более, что голова уже начала мутнеть, а тело тяжелеть. Телефон, однако, все надрывался и надрывался. Навязчивая мелодия так настойчиво проникала в сознание, что, мало-помалу, начала вызывать раздражение. Пришлось встать и, рискуя свалиться прямо на пол (ноги уже совершенно не слушались и заплетались, как у ребенка, только что научившегося ходить), направиться к столу. Насколько я помнила, именно там я бросила свой сотовый утром. С превеликим трудом добравшись до телефона, я схватила его и отправилась по тому же пути обратно, на диван. Экран сотового высветил незнакомый номер, и я, совершенно не представляя, кто это может быть, открыла свою «раскладушку».
-Але, - постаралась я ответить как можно четче, плюхаясь на подушки,- я слушаю вас!
-Мария, это Вахрушев, – раздался на том конце линии знакомый голос. – У тебя все в порядке? Голос какой-то странный!
-Все обалденно, Сергей Анатольевич, - честно призналась я. – Просто выпила немного. От избытка чувств!
-Чтоооо? – Видимо, не поверил своим ушам Профессор. – Так ты пьяная, что ли? Что случилось, дорогая?
В голосе Сергея Анатольевича звучала такая неподдельная тревога, что мне, даже с моим замутненным алкоголем сознанием, стало стыдно. И не только за то, что заставила волноваться за себя уважаемого человека, но и за тот вид, в котором внезапно пред ним предстала!
-Ничего особенного, - попыталась я оправдаться, с трудом подбирая слова, – Просто я попробовала сегодня действовать по вашей методике и результат меня просто ошеломил. Как оказалось, я ничего вокруг себя не замечала! Ну, то есть, не знала ничего об окружающих! Вот!
-Надеюсь, никаких неприятных сюрпризов это тебе не принесло? Ну, кроме желания напиться? – Явно посмеиваясь, спросил Вахрушев.
-Нет, все нормально! – Бодро ответила я заплетающимся языком. – Совсем наоборот! Мне в результате этого пришлось свахой выступать, вот как! И, знаете ли, весьма успешно!
-А, понятно, - облегченно произнес Профессор смеющимся голосом. – Ты, очевидно, от радости так «набралась»? Тогда все понятно! Я, собственно, звоню тебе для того, чтобы пригласить к себе.
-К вам? – Опешила я. – Но я не могу!
-Да не сейчас, - успокоил мен мой собеседник. – Приезжай, например, на следующей недельке, хорошо? Я уж подготовил для тебя новую методику. Попробуем ее, ладно?
-А что за  методика? – С любопытством спросила я, пытаясь сориентироваться в своих разбегающихся в стороны, как тараканы, мыслях. – Об чем будет идтить речь?
-Я научу тебя кое-чему новому, постараюсь вывести тебя на другой уровень. – Уже серьезнее, попытался объяснить мне профессор. – Мы с тобой испробовали многие психологически «штучки» и, по моему, пришла пора показать тебе что-то более серьезное.
-А,- протянула я, зевая, - подопытная мышка созрела для окончательного эксперимента. Я хоть, после него, выживу?
-Так, видимо, пора прекращать наш разговор, - уже явно смеясь, произнес Учитель. – У тебя уже конкретно крышу сносит, мышка ты моя! Единственное, что тебе сейчас нужно, - это выспаться и понять, что алкоголь ни к чему хорошему привести не может! Давай, клади трубку и засыпай! Ты мне еще нужна в полном здравии и в чистом сознании. Поняла?
-Есть, - гаркнула я в трубку. – Будет сделано! До завтра, шеф!
-До встречи, дорогая! И спокойной ночи! – Пожелал мне Вахрушев и отключился.
Поскольку я разговаривала по сотовому, лежа на диване, мне не нужно было устраиваться поудобнее, чтобы заснуть. Я захлопнула крышку телефона, отшвырнула его подальше от себя, за подушки и закрыла глаза.
Потихоньку я начала засыпать… Мысли испарялись в неведомую даль, уступая место сладкой неге. В сознании осталась только одна, вытеснить которую не смогла даже лошадиная доза алкоголя: если бы я не научилась СЛУШАТЬ, то два человека в этом мире остались бы несчастными! Прав был Профессор, - мы сами, своими действиями, можем менять мир, делать кого - то счастливее! Нужно только быть немного внимательнее к окружающим, немного добрее!


Рецензии