Глава 3

Очередное посещение профессорского кабинета началось не совсем обычно. Я, за прошедшие визиты, уже привыкла, что уважаемый Сергей Анатольевич просто слушает мои излияния, лишь изредка вставляя краткие, порой ничего не значащие, а порой и просто уточняющие, комментарии. Вот и в этот раз, уже на пороге кабинета, я раскрыла рот, чтобы, наскоро поздоровавшись, вывалить очередную порцию волновавшей меня галиматьи. Побоявшись выглядеть слишком невежливой, с трудом заставила себя выдержать паузу и не защебетать прямо у двери. Слова так и рвались наружу мощным потоком! Однако, едва я устроилась в своем обычном кресле, как Профессор, не дав раскрыть рта, опередив меня, заговорил сам:
-Здравствуй, дорогая! - Знаком он дал понять, чтобы я его не перебивала. – У меня к тебе предложение. Наше общение пора уже выводить на новый уровень! А посему, давай-ка проведём нашу встречу по другому сценарию. Мне кажется, что пришло время научить тебя кое-чему.
Сергей Анатольевич Вахрушев сидел за своим столом и выглядел очень презентабельно. Черный смокинг и белоснежная манишка, более уместные на каком-нибудь приеме, только подчеркивали важность момента. Видимо, он, действительно был на какой-то светской вечеринке и не успел переодеться. Очевидно, у него просто не нашлось на это времени! Мне стало неловко. Такой занятый человек, как Профессор, милостиво выделял в своем расписании часок-другой для моей скромной персоны, а я вечно трындела перед ним о всякой ерунде!
-Ну, да, разумеется! – Промямлила я, машинально разуваясь, садясь в кресло и поджимая под себя ноги. – Да, конечно, я с удовольствием Вас послушаю.
-Вот-вот, мне и нужно  научить тебя слушать. Это очень важно! Без этого умения невозможно никакое развитие личности!- Учитель пристально  посмотрел прямо мне в глаза, крутя в руках какую-то ручку.
-Да неужели? – улыбнулась я.
- Нет, не улыбайся, я не шучу,- поспешно добавил он, заметив, что серьезность мою как рукой сняло. – Ты, видимо, считаешь, что умеешь слушать? Поверь, это не так!
-Мне кажется, Сергей Анатольевич, что слушать могут все. Ведь каждый человек приходит в этот мир с умением не только слушать, но и думать, и рассуждать и делать выводы! Разве не так? - Мне казалось, что я говорю прописные истины. Стало даже как-то неудобно.
-Да, неужели? – Улыбнулся мне Профессор. – А вот сейчас, например, ты готова слушать меня? Нет, ты, конечно, из уважения ко мне будешь сидеть и делать вид, что внимаешь мне с открытым сердцем. В этом я ничуть не сомневаюсь, ведь ты воспитанная девушка. Но, давай откровенно, ведь тебе хочется самой говорить, а не меня слушать, да? Ты, пока я произношу свою тираду, будешь про себя думать, что именно ты вывалишь на меня, когда я закончу, не так ли?
-Ну, наверное, в чем-то вы правы! – Согласно кивнула я головой. – Так, и как же я могу научиться, со вниманием, относиться к собеседнику? Мне казалось, я и так, изо всех сил, стараюсь это делать и никогда никого не обижаю!
-Ага, но внутренне ты все равно сосредоточена на себе, любимой! – Поправил меня Сергей Анатольевич. – И вообще, мало кто из людей, обладающих ушами, умеет слушать! Это только кажется, что если человек открывает рот, то он умеет говорить!
- Ага, а еще люди открывают рот, для того, чтобы есть! - Попыталась я пошутить.
-Вот именно, открываем рот, чтобы взять! – Проигнорировал мою иронию Вахрушев. – Почему, например, плачет младенец? Да потому, что он хочет, требует что-то для себя! Кричит, ручками пытается что-то ухватить…
Вот и получается, что мы рождаемся только с идеей что-то взять, отобрать, в конце концов. Мы наполнены эгоизмом, как чаша с ядом. И стоит нам что-то недополучить, как чаша наклоняется, и яд этот выливается в виде агрессии к миру и людям. Поверь, все мы приходим сюда именно с этой эгоистической концепцией. Для живых существ с иным взглядом предназначены иные миры…
Профессор замолчал, прикрыл глаза, погрузившись в размышления. Пальцы его автоматически перебирали деревянные бусины на четках, а с губ слетали неведомые слова. Я сидела тихо, боясь пошевелиться и нарушить таинство момента. Мое желание в очередной раз выговориться, как рукой сняло. То, что говорил Учитель, было и необычно, и интересно. Мне вовсе не приходилось «заставлять» себя слушать его! Наоборот, я ловила каждое слово, словно манну небесную! Он как будто показывал мне знакомый мир с другой, оборотной стороны, куда до этого момента не проникал мой взгляд. Почти физически я ощущала, как разум его пытается подобрать слова, чтобы доходчиво объяснить мне важные истины. Окаменев в напряженном молчании, наблюдала за его лицом. Постепенно, складки на лбу разгладились, глаза приоткрылись, и Учитель вновь заговорил:
-Так вот, Мария. Цель нашей сегодняшней беседы, - научить тебя СЛУШАТЬ. Как ты полагаешь, для чего необходимо уметь правильно это делать?- Он говорил со мной, как с ребенком,- терпеливо и мягко.
-Наверное, для того, чтобы лучше усваивать информацию,- ответила я, не раздумывая.
-Правильно,- чтобы СЛЫШАТЬ. Понаблюдай как-нибудь за двумя разговаривающими людьми. Когда один из них говорит, чаще всего, второй не столько слушает, сколько ждет, когда ему дадут возможность  самому высказаться. А внимание к собеседнику в этой ситуации,- лишь простая вежливость. Ну и, как думаешь, много можно вынести из подобного разговора? Да ровным счетом ничего! Ну, разумеется, это в том случае, если собеседник не сумеет заинтересовать тебя своей речью. А это, как ты понимаешь, возможно только в том случае, если разговор будет касаться твоих интересов. ТВОИХ, а не его! Ну, или, в крайнем случае, ваших общих!
Правильная же концепция такова, что если тебе Судьба послала собеседника на твоем Пути, значит, какой-то опыт ты должна от него получить. Не важно, умен твой визави, или нет… Богат или беден… Может даже, он плохо говорит на твоем языке и ты с трудом его понимаешь… Все это неважно. Видишь ли, Вселенная очень гармонична и у Бога нет времени и желания разбрасываться на ненужные встречи, ситуации. Каждый человек, каждый опыт,- это урок для нас, понимаешь? А как же мы можем усвоить этот урок, если, не слушая, перебиваем Судьбу, говорящую устами нашего собеседника? Кто знает, может, в какой-то момент, через очередного идиота, несущего очередную чушь, Высшие силы дают нам знак, способный изменить всю нашу жизнь?
-Так что, я должна развешивать  ушки перед всеми, кого встречу,  что ли?- Попыталась я резюмировать все сказанное Учителем.- Это ведь бред,- ходить и слушать всех и вся в надежде, что через них мне будут какие-то неведомые Знаки Судьбы? И вообще, может, я не пойму эти знаки, даже если и услышу?
-Не стоит передергивать, дорогая моя! Во всем нужна мера. Важность ситуации можно определить по степени твоей эмоциональной вовлеченности. Вряд ли ты что-то важное поймешь, когда тебя просят в автобусе передать мелочь на билетик, хотя, и тут возможны варианты. Совсем другое дело, когда нас заинтересовывает разговор или собеседник, а тем паче,- когда выводит из равновесия сама тема беседы. Если тебя вывели из равновесия, - это верный признак, что ты сама «втянута» в ситуацию! И в этот момент важно удержать внутри себя равновесие и не сорваться на спор! В споре победителей не бывает! Как говорили наши предки, «Слово серебро, а молчанье,- золото»!
-То есть, нужно молчать и слушать? – Спросила я. – А если человек болтает всякую белиберду, да еще и с умным видом? Он же просто бесить меня будет! И не нужно ему возражать, что ли?
-А смысл в твоих возражениях какой? – Ухмыльнулся Учитель. – Ты хочешь самоутвердиться, что ли? Тебе это действительно надо?
-Да нет, - честно призналась я, - просто иногда хочется поставить зарвавшегося наглеца на место! Если он, например, несёт очевидный бред!
-Да полно-ко! – Махнул рукой Сергей Анатольевич, - Разве может разозлить тебя человек, «несущий очевидный бред»? Конечно, может, но только в том случае, если этот бред затрагивает вопросы, которые тебе небезразличны! Иное дело, когда тебе наплевать на саму тему беседы! Ты просто посмеешься над глупым человеком, и забудешь! Ну, или отмахнёшься от него, как от назойливой мухи, и все! Например, тебя же не бесят детки, с интересом рассказывающие, как пекарь выращивает батоны на деревьях? Ты или просто похихикаешь, либо попробуешь объяснить, в чем они не правы, так? И не будешь же, с пеной у рта, доказывать малышам, что они недостаточно умны? Вот и получается, что «задевают» нас только наши собственные  «горячие темы»! В этом и есть разница в общении, дорогая моя! Так вот, единственный правильный выход в ситуации «неприятного общения», - это подумать, а почему это тебя так затрагивает поднятая тема? Или сам человек? Не потому ли, что и в тебе самой есть какие-то похожие проблемы? И, кстати,- хорошо бы уметь отстраняться, если кто-то втирает тебе что-либо, недостойное твоих ушей. Например, не стоит слушать непристойности и мат. И вовсе не потому, что это не принято в обществе, а потому, что пошлость, например, опускает энергетику к нижним чакрам, а мат - вообще сильно оскверняет… Знаешь, в некоторых восточных культурах, до сих пор принято полоскать рот после ссор и ругани, чтобы снять осквернение! Да, а как ты полагаешь, почему какие-то слова принято произносить, а какие-то нет?
-Вопрос культуры? – Спросила я, в свою очередь. – Так сложилось исторически?
-Не совсем, - покачал головой Профессор, - хотя, в каком-то смысле, ты права. Дело все в том, что звук имеет воздействие на окружающий мир. Звуковые воздействия, вообще, самые сильные из всех известных. Вспомни, хотя бы: «Вначале было слово, и  слово было БОГ»! Все творение началось со звука! В современном мире, к сожалению, сильно недооценивают энергетику звука. А вот, например, в древности, хорошо знали, что звуковыми сочетаниями можно даже убить. Возьмем, к примеру, всем известные проклятия. Можно верить в них, можно не верить, но  они действуют!  Или, заговоры от болезней? Миллионы людей, на протяжении долгих лет, используют лечебные заговоры и выздоравливают! Разумеется, очень важно, и кто, и в какое время произносит эти заговоры, но это вовсе не умаляет силы самого звука! Кстати, народные сказания прямо нам намекают на возможность менять мир, да управлять пассивной материей с помощью звука!  Помнишь, например, заклинания из сказок? Сказала Баба Яга мантру, и взлетела на ступе! Пошептал Старик Хоттабыч на волос из бороды, и сотворил чудо!
-Так вы хотите сказать, что заклинания эти реально существовали? – Не поверила я своим ушам. Передо мной сидел человек с мировым именем, учеными степенями  и говорил ТАКОЕ!- Это же сказки!
-Да, сказки! А откуда они берутся, по-твоему? – собеседник мой был невозмутим до неприличия,- Сложно выдумать такое, чего в принципе не может быть. Нет, и Бага Яга, и Кощей - вполне реальные персонажи. Только в настоящее время место их обитания,- не наше измерение. Помнишь,- живут они «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве»? Это, к твоему сведению, номер их измерения! Но, давай об этом позже, хорошо?  А то мы отклонились от темы разговора.
-Ну,  все-таки, интересно, а в нашем мире колдуны и чудеса тоже существуют?
-А ты еще не поняла?- С усмешкой спросил мой визави.- Как ты полагаешь, все, что происходит в последнее время с тобой, можно объяснить с точки зрения банального рационализма? Нет, все это, конечно, более чем рационально, - поправил он сам себя,- но кажется ли это таковым тебе?
-В общем, действительно, в последние дни я уже стараюсь не анализировать происходящее, просто впитываю информацию и принимаю все, как есть.- Согласилась я.- Мне кажется, что если я все начну анализировать, то сочту сама себя сумасшедшей. Вокруг меня крутиться такое, чего в принципе быть не может. Вот, например, взять, хотя бы, наши с Вами встречи. Просто прихожу, выговариваюсь, изредка выслушиваю Ваши замечания, а жизнь-то меняется! Психология, как я поняла, страшная сила! Раньше мне всегда чего-то не хватало. «Зимою лета, осенью, - весны!» А теперь, я как-то спокойно принимаю все, что со мной происходит. В результате, проблемы на работе сами собой рассасываются, люди вокруг стали доброжелательны! Вот и получается, что Вы, своими психологическими штучками, творите чудеса с моей жизнью! Словом, вы самый настоящий колдун!
-Насчет колдунов... Ведь как нас не назови, суть от этого не измениться, правда? – С усмешкой выдал Профессор. - Вот представь себе ситуацию: в глухую деревушку, где-нибудь в джунглях Амазонки, попал врач с набором лекарств. Лекарства эти команда докторов везла в джунгли, какой-нибудь миссии (например, «Красному Кресту»). В дороге что-то пошло не так и вертолет начал падать… В результате падения все погибли... Все… Кроме одного врача. Ну, например, смог он вовремя спрыгнуть с падающего вертолёта и, зацепившись за ветки раскидистых деревьев, смягчил свое падение на землю и отделался небольшим испугом. Подобрало его, к примеру, местное племя, привлеченное шумом падающего вертолёта. Любопытные аборигены сбежались на место крушения и, обнаружив полуразрушенный вертолет с несколькими погибшими, подобрали единственного выжившего. Поскольку до этого момента никто и никогда не падал на головы этих диких племен с неба, сей факт произвел на них ошеломляющее впечатление. Ну, и, разумеется, никому в голову не пришло его съесть. По каким причинам, нам в данном случае не интересно. Может, они решили, что выживший доктор,- посланник Богов, а, может,- что это существо из мира Духов. Или, им просто стало любопытно, что будет дальше.  Или, на худой конец, доктор оказался слишком костлявым, и они решили его откормить…Мотивы, в данном случае, нам не столь важны…
Опять же предположим, что вертолет не сгорел, и наш доктор смог выудить из него целый арсенал лекарств. Таскал он в селение медицинские препараты мешками, изумляя местную публику, да складывал их в уголочек выделенной ему хибарки. Очевидно, что аборигенам было совершенно не понятно, зачем этому странному товарищу блестящие блистеры с таблетками и бутылочки с какими-то жидкостями. Вполне возможно, что они даже смеялись над ним и с любопытством наблюдали за странными пристрастиями.
  Так вот, перебазировал наш доктор лекарства в свой убогий шалашик. Что, спрашиваться, дальше будет он делать в этом племени? Да, разумеется, делать свою работу! То одному поможет, ранку перевяжет, то другого от укусов насекомого спасет… Мало-помалу, становиться он местным лекарем. Все его уважают, и жизнь его становиться более-менее удобной. Если его до сих пор не скушали, то уж теперь он точно может рассчитывать на благосклонность своих нынешних соплеменников!
И вдруг, представь, любезная моя, что нежданно-негаданно, приходит из джунглей эпидемия чего-то там, очень опасного, и грозит унести на тот свет кучу народу. В племени паника. Жрец, памятуя, что в преданиях описаны подобные последствия гнева Божия, совершает магические обряды, которые, в силу объективных причин, не помогают… Обряды обрядами, а микробы микробами…
И вот, наш герой выходит на передний план и раздает всем, ну, например, антибиотики. От отчаяния, вождь племени разрешает своим подданным принять их. Народ благополучно вылечивается, восприняв свое выздоровление, как чудо из чудес! Не беда, если несколько человек, все-таки, уходит в мир иной. Всегда можно списать маленькие неудачи на волю Всевышнего, не так ли?
Вот и скажи мне, пожалуйста, кем будут считать нашего, довольно рядового, доктора в этом диком племени, столь неожиданным образом приобщившегося к достижениям цивилизации?  Да для них, он непременно станет идолом! Ну, на крайний случай, посланником Божьим! И, уж, в самом крайнем случае, его будут считать колдуном! Тем более, что все памятуют, что свалился он с неба, с большой железной птицы! И, как ты полагаешь, какова дальнейшая судьба этого заблудшего путешественника? Если, его, конечно, не найдут и не заберут на очередной железной птице домой?
-Я так полагаю, будет он местной достопримечательностью, к которой на поклон ходит и стар, и млад,- начала я рассуждать. -  Вполне возможно, что выдадут за него лучшую девицу и поклоняться будут и ему, его потомкам. Скорее всего, даже начнут подражать его привычкам и внимать ему, как оракулу.
-Да, правильно! – Согласно кивнул Вахрушев. – И все потому, что произошедшее выглядит для непосвященного человека, как чудо! А наш доктор, нежданно-негаданно, превратился в глазах большого количества народа, в могущественного колдуна! Какова историйка, а?
-Да уж, как то я в этом ракурсе жизнь не рассматривала, - протянула я. – Не знаю, даже, что и сказать. Получается, что вокруг нас полно чудес, которые глубоко научны. Просто, видимо, иногда не хватает знаний, чтобы объяснить их, так ведь?
-Вот именно! Перефразируя известное выражение, - «чудеса существуют независимо от нас и наших знаний о них»! Ты должна понять, что вещи и события вокруг тебя не всегда могут быть такими, какими кажутся тебе, понимаешь? И я хочу предостеречь тебя от слишком поспешных суждений, о чем бы они ни были! Задумайся о моих словах и не суди, с наскоку, ни о ком и ни о чем! Остерегайся штампов, дорогая! И основываясь в своих суждениях на собственный опыт, знания, никогда не забывай слушать чужое мнение!
-Да, видимо, мне придется как-то пересмотреть свою жизненную концепцию, - задумчиво протянула я. – И поостеречься делать выводы.
-Замечательно, что ты задумалась над этим вопросом, - пристально глядя мне в глаза, произнёс Профессор, - но речь сейчас не об этом. Вернемся к теме нашей беседы, дорогая! А то, мы ушли далеко в сторону, а времени остается не так уж много! Так вот, я бы хотел, чтобы ты вышла на новый уровень взаимодействия с окружающими людьми. Это позволит тебе больше получать от общения с ними!
-Что за «новый уровень»? – Озадаченно спросила я.
-Вот давай обсудим, - слегка наклоняясь ко мне, предложил Сергей Анатольевич, -  при разговоре с человеком, из каких источников ты получаешь информацию?
-Ну, вербально, - ответила я. – Потом, визуально, из жестов, взглядов. Ну, и эмоционально, конечно!
-Правильно, молодец, - похвалил меня Учитель, – хорошо «нахваталась» из популярной психологии! Давай-ка мы с тобой сейчас обсудим вербальную информацию, хорошо? С остальным все более-менее понятно… Итак, запомни, - более успешен не тот, кто постоянно говорит, а тот, кто умеет слушать! Когда ты говоришь, ты ничего нового для себя не открываешь, а вот слушание может дать тебе море информации для размышлений. В потоке чужих излияний, очень часто можно подчерпнуть что-то важное и интересное для себя.
-Да, это интересно… А, все-таки, если человек говорит ерунду, да еще пытается спорить? Просто уходить?
-Видишь ли, тот, кто вступил в спор, уже его проиграл! Это закон, заруби его себе на носу! Переубедить собеседника, который не хочет слушать, а хочет только говорить,- нереально. Доводы он слушать не готов, а если ты его «задавишь» эмоционально, то посеешь в нем неприязнь к себе. Именно поэтому, нужно высказывать свою точку зрения только собеседнику, который готов слушать ее и принимать. Все остальное,- напрасный труд, ведущий к ссоре. Кроме того, существуют и темы, которые не стоит обсуждать с собеседником, не разделяющим твою позицию. Это,  например, вопросы, касающиеся религии, каких-то важных жизненных установок и тому подобных вещей. В этом случае, ваш разговор ни к чему хорошему не приведет. Каждый останется при своей позиции, а, кроме того, очень легко «свалиться» на уровень элементарных оскорблений! Поэтому, если ты видишь, что твой собеседник желает подискутировать на «скользкую» тему, просто не давай ему этой возможности. Скажи ему, что уважаешь его точку зрения, но имеешь иной взгляд на вопрос и не готова это обсуждать. Так, по крайней мере, ты сможешь сохранить хорошие отношения между вами и не породишь негативных связей. Так ведь? Научись размышлять, а затем поймешь, и как общаться!
-Да уж, тут есть над чем подумать, - согласилась я. – Я, ведь, действительно, привыкла с пеной у рта доказывать свою позицию по различным вопросам, различным людям. А вот зачем, мне сейчас совершенно не непонятно! Наверное, чтобы потешить свое самолюбие и показать, что я умнее? Какой кошмар! Пожалуй, мне придется в корне пересмотреть свое поведение с людьми. Ну, вы меня и озадачили!
-Ну, вот и хорошо! – Радостно подытожил Профессор. – Я именно этого и добивался! Как только ты начнешь работать над собой, совершенствоваться, так и мир вокруг тебя начнет меняться! Я очень надеюсь, что через некоторое время у тебя не останется никаких проблем в общении. Люди, почувствовав на интуитивном уровне твою искренность и доброжелательность, будут поворачиваться к тебе своей лучшей стороной. Кстати, а ты, когда-нибудь, замечала, что человек кажущийся тебе наиприятнейшим субъектом, вызывает в ком-то другом жгучую неприязнь?
-Было дело, - честно призналась я. – У меня была одна приятельница, Ольга. Замечательная девчонка, добрая, честная, всегда готовая помочь!  Но, почему-то, меня очень часто предостерегали от общения с ней, причем совершенно разные люди. Говорили, что она эгоистична и зла! Я ни тогда, ни сейчас, не понимаю, как она могла вызывать в ком-то такое мнение о себе!
-А ларчик просто открывался! – Пошутил Профессор. – Просто в тебе не было к ней неприязни и она, интуитивно, поворачивалась к тебе своей лучшей стороной! Вот так! Конечно, это не всегда работает, и может потребоваться вагон времени, чтобы вытащить из человека что-то хорошее, но усилия в этом направлении всегда будут вознаграждены!
-Интересно, - согласилась я. – Но не всегда на это есть время… Гораздо проще научиться «фильтровать» общение и окружать себя только приятными людьми.
-Если ты считаешь, что это возможно, то ты слишком наивна, дорогуша, - в очередной раз, усмехнулся Профессор. – «Неприятными» субъектами судьба нас учит и лечит, а потому и избежать общения с ними невозможно! По определению!
Сергей Анатольевич мельком взглянул на часы. Я тоже, не удержавшись, посмотрела на свое запястье. Стрелка приближалась к восьми вечера, и явно пора было «сматывать удочки». Я подумала, что претенциозный наряд моего собеседника говорил не о том, что он забыл его снять, а о том, что ему только предстоит посетить какое-то важное мероприятие. Тем более, что вечернее время, как нельзя лучше, к этому располагало.
-А теперь я тебе предлагаю домашнее задание. – Нарушил затянувшуюся паузу Вахрушев. -  Когда будешь разговаривать с кем-нибудь, прежде чем ответить, сосчитай до трех! Кажется, что это просто? Как бы не так! Попробуй и поймешь, почему я это от тебя требую!  Это маленькое упражнение продемонстрирует тебе самой, как велико желание, не дождавшись окончания мысли собеседника, вставить своё мнение! Ты увидишь, что сама не умеешь слушать!  Это будет для тебя хороший урок! А теперь, я вынужден попрощаться. У меня еще некоторые дела на сегодня запланированы. – Сказал Сергей Анатольевич, вставая со своего кресла. - Удачи тебе, дорогая, в твоих упражнениях! И до свидания! Уходя, захлопни, пожалуйста, дверь!
Учитель стремительно вышел их кабинета, оставив меня в некотором замешательстве. Было очевидно, что он вышел за грани нашего обычного общения и попытался заставить меня по-иному взглянуть на окружающий мир. Эксперименты с моей психикой привели к тому, что я стала меняться, открывая в себе неведомые, дотоле неизвестные, даже мне самой, грани. Странное ощущение, что мне дали подсмотреть из-за угла иную, параллельную действительность, не покидало меня весь оставшийся вечер.
.


Рецензии