Русские евреи
Раздваиваясь мысленно и вслух.
Теряюсь в раздвоении духовном:
Еврейская душа и русский дух
Живут во мне в соитии греховном.
Игорь Губерман
В Израиле Запад соединился с Востоком. По этой причине ментальность коренных израильтян отличается от ментальности западного человека. Впрочем, от восточного, тоже. Как известно, смысл этого понятия не в том, что мы думаем, а как мы думаем и чувствуем. Так вот коренные израильтяне думают иначе. А порой и чувствуют тоже не так, как мы, бывшие советские или, если хотите, русские, евреи.
Это я понял сразу, как только ступил на многострадальную землю своих предков. Буквально после первых же контактов даже с русскоговорящими израильтянами понял, что их поведение и реакция на одни и те же события довольно резко отличаться от того, к чему я привык с детства.
Как любой социальный феномен ментальность поддаётся коррекции. Но это очень медленный процесс. Почти четверть века я живу на исторической родине. Однако не могу сказать, что моя ментальность радикально изменилась. Я даже не всегда уверен, что правильно понимаю ментальность моих ивритоговорящих друзей и приятелей.
С ивритом у меня уже давно нет особых проблем. Тем не менее мыслить я продолжаю по-русски. Правда, прогресс наблюдается: русские афоризмы применяю при разговоре на иврите только тогда, когда подворачивается аналогичный ивритский. В противном случае частенько попадал впросак. Переведу, вроде бы, смешной русский анекдот, а реакции нет. В лучшем случае удивление.
В Израиле не раз на собственной шкуре убеждался, что приобретённые в стране Советов атрибуты порядочности, израильтяне, особенно те, что университетов не кончали, порой воспринимают как признак слабости и неуверенности в себе. Здесь, на исторической родине, я очень быстро понял, что во всём надо строго блюсти меру. Или, как у нас говорят, пропорции. В том числе в скромности и прочей интеллигентности.
Или ещё один пример из того же жанра. Взятки в Израиле не в ходу. Но то, что в России делается за деньги, в Израиле неплохо получается по блату. Правда, на Святой Земле это понятие не несёт в себе сугубо негативного смысла.
Даже в анкетах, которые мне несколько раз приходилось заполнять при приеме на работу я встречал такой пункт: «Кто из работников нашего предприятия может вас рекомендовать?» Израильтяне постоянно опираются в своей жизни на друзей, знакомых, товарищей по школе, армии, университету и т.д.
Если протекция не вываливается за рамки закона, то как негатив её не воспринимают. Впрочем, одного блата, чтобы получить приличную работу в Израиле маловато. Как правило, претенденты на ту или иную должность проходят ещё и весьма серьёзный тест.
В лучшем случае по блату тебя могут принять на работу. Но удержаться там – проблема сугубо личная. Правда, если имеется, крепкая «волосатая рука», то, как говорили когда-то в Одессе, это уже две большие разницы. К сожалению, такой руки я, дослужив до пенсии, так и не нащупал.
И ещё. В Израиле действительно жить довольно опасно. И главным образом потому, что со временем хорошо начинаешь понимать, что на внешнюю помощь еврейскому государству, вряд ли можно рассчитывать. А потому оно рассчитывает только на собственные силы.
Военные эксперты давно сошлись в консенсусе, что Армия Обороны Израиля (АОИ) по вооружению и боевой мощи является четвертой в мировом рейтинге. Тем не менее она страдает одним очень серьёзным недостатком. А именно – не в состоянии вести длительную войну.
Израиль угодил в политическую западню, которую арабы и вся мировая общественность называют «мир в обмен на территории». За мир с Египтом израильтяне заплатили Синайским полуостровом. Его агрессор потерял в ходе Шестидневной войны, которую начал с самыми серьёзными намерениями - «сбросить евреев в море»
Теперь «миролюбцы» пытаются заставить Израиль отдать Голанские высоты Сирии. Другому агрессору, союзнику Египта по той же войне. Произойди такое, еврейская страна полностью утратит всю глубину обороны.
Как хорошо известно, военным, да и не военным специалистам, в таких условиях вести современную мобильную войну практически невозможно. Тем более, что АОИ не может себе позволить проиграть ни одно крупное сражение. В противном случае евреи и в самом деле могут угодить в море.
В Израиле полно плюсов. Перечисливать не буду. Они известны всем, кто интересуется. Но и минусов порядочно. Причём не только в банковских счетах. Большинству репатриантов на исторической родине, как многие думают, приходится начинать с нуля. Это не совсем так. Точнее, совсем не так.
Начинать приходится с ненавистного минуса. С нуля у нас начинают жизнь на родине только привезённые младенцы. Они действительно не обременены необходимостью что-то сравнивать, от чего-то отвыкать, чему-то переучиваться.
Я уже отмечал, что ментальность поддаётся корекции. Но очень медленно. В советской школе я практически ничего не узнал из еврейской истории. Зато основательно изучил русскую историю, литературу, да и всю русскую культуру. Что касается еврейской, то советская власть её у меня похитила.
Тем не менее лет до пятнадцати вполне сознательно ассоциировал себя с русским народом, хотя и хорошо знал, что – еврей. Тем более – с семьёй братских народов, в которой все нации и народности, как утверждали большевики и коммунисты, были равны. Правда, как и во всякой семье, в семье народов имелись старшие и младшие. К какой категории относили евреев, сказать не могу. Однако точно знаю, что даже далеко не к средней по коммунистическому рейтингу.
Писатель Эфраим Севела, детство которого прошло в «центре еврейской цивилизации» довоенном Бобруйске, талантливо с типично еврейским юмором описал анекдотичную ситуацию, когда его еврейские сверстники евреями себя не считали.
В этом городе, евреи и неевреи, всегда говорили на двух языках: русском и идише. Семья Севелы по части языка была не совсем типичной для еврейского населения Бобруйска. Внутрисемейным разговорным языком являлся у них русский. А вот на улице Эфраим чаще всего говорил на идише.
Севела так пишет об этом: «Евреем я себя не считал, а идиш был для меня всего лишь одним из языков, которым пользовалась улица». Вот, собственно, таким образом во многих еврейских русскоязычных семьях в годы советской власти начинала формироваться ментальность русских евреев.
Все это время среди некоторой части еврейского населения шёл процесс осознания своей, если можно так выразиться, «двукультурности», т.е. одновременной принадлежности и к русской, и к еврейской культуре. Так в СССР сложилась новая еврейская общность, родным языком которой является русский.
Репатрианты, прибывающие в Израиль с постсоветского пространства, не нарушают общности русских евреев. Я бы даже сказал наоборот. Они способствуют тому, что эта общность все более и более осознается.
Не случайно евреев из России здесь называют русскими. И определённая логика в таком названии, бесспорно, присутствует. Слово "русские" действительно наиболее точно характеризует нашу ментальность. Или, если хотите, менталитет.
В Израиле сформировалась, и уже давно существует еврейская литература на русском языке, русские газеты, журналы, русское радио. До 90-х годов прошлого века аудитория у них была невелика.
Однако с началом массовой эмиграции евреев из СССР положение резко изменилось. Масса людей присоединилась к потребителями информации на русском языке. Правда, ивритоязычные СМИ изредка обвиняют новых репатриантов из стран СНГ в обособленности. Предостерегают от создания "русского гетто".
Острослов Игорь Губерман как-то написал: «евреи эмигрируют в Израиль, чтоб русскими почувствовать себя». И всё-таки русско-еврейская идентичность в Израиле уже не воспринимается как некая ущербность. Напротив, многие русские евреи не только не порывают связь с великой русской культурой, но и передают её своим детям и внукам.
Подавляющее большинство русскоязычных израильтян, даже те, кто в совершенстве овладел ивритом, продолжает мыслить на русский лад. За редким исключением все они, как правило, вне службы общаются по-русски. Продолжают считать этот язык родным.
В России, как и во многих других странах мира, где проживают евреи, уже много веков подряд происходит необратимый процесс их ассимиляции. В Израиле же наоборот – наблюдается интенсивная интеграция русских евреев в состав еврейского народа.
Этот процесс обозвали у нас абсорбцией. Он зависит от множества факторов. Скорость его предсказать невозможно. Можно только надеяться, что процесс этот будет вечным. Как вечно будет существовать еврейское государство на земле, которую Всевышний обетовал евреям.
Свидетельство о публикации №211120400052
Артем Кресин 21.08.2016 19:59 Заявить о нарушении