Монах Герберт

Монах Герберт (Папа Сильвестр II) (ок. 950 - 12 мая 1003).
Герберт Орильякский, Герберт из Орильяка, Герберт д'Ориллак.
Gerbert d'Aurillac
Silvester PP. II, Silvester Secundus.

Его нередко называют Гербертом Реймсским.
Он принял имя Сильвестр II, в память о первом Сильвестре - советнике императора Константина.
Считается прототипом гётевского Фауста.

Сочинял стихи и музыку, писал литературные произведения и философские трактаты.


*****

Жизнь.

Детство провёл в монастыре Св. Жеро в Орийяке, где позже принял постриг и стал монахом. Учился в Испании у епископа Вика Ато, знатока математики. В Кордобе (столица халифата; библиотека насчитывала до полумиллиона рукописей; самое крупное европейское книжное собрание того времени едва ли имело тысячу книг) и Севилье знакомится с трудами арабских учёных. С успехом изучает магию, астрологию и алхимию. В Риме папа Иоанн XIII рекомендует его Оттону I Великому, императору Священной Римской империи. Герберт становится воспитателем будущего императора Оттона II (970). Возвращается Западно-Франкское королевство, возглавляет церковную школу в Реймсе (972-982). Настоятель аббатства Боббио (983). Возвращение в Реймс. Архиепископ Реймса (991-996/5). После 996-го находится при дворе императора Оттона III. Архиепископ Равенны (998-999). При помощи Оттона III папа римский с 2 апреля 999 года по 12 мая 1003 года под именем Сильвестра II. Первый папа, родившийся во Франции.

Очищает Церковь. «Были осуждены симония и сожительство священников с женщинами. Епископами могли становиться только люди с безупречной репутацией».

Мятеж против императора в Риме. Изгнание папы (1001). Равенна. Два неудачных похода Оттона на вечный город. Во время третьего император умирает (1002). Вскоре умер и Сильвестр, пред тем добившийся возвращения в Рим. Захоронен в часовне Святого Иоанна.


*****

Наука.
«Слава реймсского ученого гремела по всей Европе; лучший германский диалектик, Отрих, бросил ему вызов, и философы сошлись на открытый диспут (тема была самая абстрактная - «о классификации наук») в городе Равенне. Диспут продолжался целые сутки, пока слушатели - Оттон II и его двор - не изнемогли окончательно, и император волевым решением прекратил дискуссию».


В Реймсе собирал списки ученых книг со всей Европы.

Ввёл в обиход арабские цифры, за что был обвинен римлянами в колдовстве.
(Поражал современников вычислениями в уме, что с помощью римских цифр делать было достаточно трудно).

В Испании знакомится с абаком (прообраз счётов). Написал о нём трактат.
(«В Реймсе Герберт… устраивает гигантский абак в одной из пристроек кафедрального собора»).

Описал астролябию.

Конструирует «монохорд» - «инструмент с одной струной в пифагорейском духе, и по нему изучал соотношения длины струн и высоты звуков».

По Уильяму Малмесбери «построил в Реймсе чудесную гидравлическую машину (орган?), которая с помощью воды сама исполняла и играла волшебные мелодии».

По Дитмару он «одарил город Магдебург часами, которые отмечали все движения света и время, когда звезды восходят и заходят».

«По легенде за три года до избрания Папой он построил в Магдебурге самые первые в истории механические башенные часы. В действие они приводились весом тяжёлых гирь».
(Ни часы, ни описание их устройства не сохранились.
Варианты:
Конструкция представляла собой не механические, а водяные часы с каким-то дополнительным устройством.
Зубчатое колесо с автоматическим спуском. При вращении колеса под тяжестью гири зубцы периодически освобождали язык колокола, тот срывался и сообщал людям, что еще один час прошел).

По Ноде он «сделал такое изобретательное исследование латуни, что Уильям Малмесбеури отнес его к Магии».

Онуфрий сообщает, что «в библиотеке Фарнезе он видел книгу по геометрии, составленную Гербертом».


«Преподавая в реймской школе риторику, он советовал ученикам не выпячивать красоты стиля, а скрадывать их, что шло вразрез с тогдашними вкусами, колеблющимися между варварской примитивностью и ученой цветистостью; но главная его заслуга на этом поприще - перенос центра тяжести обучения с грамматики на диалектику. Из этого впоследствии выросла вся традиция европейской схоластики».


*****

Чародейство.
Пользуясь фавором у двух французских королей и трех императоров, он не нуждался в том, чтобы продаться дьяволу ради кафедры архиепископа Реймса и Равенны, а в последующем и папского престола.
По Ноде.

«Те, кто никогда не слышал о кубе, параллелограмме, додекаэдре, альмакантре, вальсагоре, альмагриппе, кафальземе и других понятиях… думали, что все это духи, вызываемые Гербертом».


Источники клеветы.

«Платина, скандальный хронист папства (Платина был библиотекарем Ватикана; он писал свою историю пап по приказу Сикста IV), воспроизводит клевету Мартина Полония на Сильвестра II».

«Мартин Полоний, веря которому Платина повторяет такие сказки, заимствовал их у некоего Гальфрида и Жервеза, автора хроник, о котором Ноде говорил: «Величайший сочинитель сказок и самый известный лгун, который когда-либо держал перо в руке»».



Легенды.

В Испании Герберт был учеником арабского чародея. Решает украсть книгу, в которой тот хранил все свои секреты. Чародей начинает что-то подозревать. Герберт соблазнят дочку своего учителя, «которая, без ума от любви, опоила отца, достала ключ от потайного сундука и вручила хитрецу магическую книгу». Герберт сбегает, прихватив книгу с собой. Чародей пускается в погоню на коне, скачущем быстрее ветра, и с псом, «который мог учуять все, что находилось над землей, под землей, над водой и под водой». У местечка Марторель Герберт обнаружил погоню. Добегает до моста и повисает под ним «над землей, ни под землей - ни над водой, ни под водой». Пёс теряет след, чародей возвращается ни с чем, а Герберт становится владельцем книги заклинаний.

Потом с помощью этой книги он вызвал дьявола, тот дал ему магические познания, а после всегда сопровождал в образе черного лохматого пса. Герберт становится одним из источников легенды о докторе Фаусте.


Он получил свое папство, играя в кости с сатаной.
(Вариант – в этом ему помогла демоница Меридиана)
(Вариант варианта – «у него якобы на протяжении всей жизни была любовница-демон по имени Меридиана, которая удовлетворяла его ненасытную страсть и обеспечивала его материальным богатством»).


У Герберта была говорящая голова («бронзовый оракул в виде головы») – её ему вручили «Девять неизвестных» (вариант – «дар» дьявола) - мистическое и всемогущее индийское тайное общество. Умела отвечать «да» или «нет» на общие вопросы.

С помощью головы Герберт узнал, что умрет, отслужив мессу в Иерусалиме.
(Вариант - по договору, заключённому с дьяволом, если Герберт отслужит мессу в Иерусалиме, то дьявол явится за ним. «Он умрет только в Иерусалиме, до которого, как это должно было пониматься, он никогда не должен был дойти»).
Паломничество в Святую землю отлаживается.
Однажды после мессы, отслуженной в одной из римских церквей, ему стало плохо - выяснилось, что эта церквушка посвящена Св. Марии Иерусалимской, а в народе называется просто «Иерусалим».

Просит своих кардиналов разрезать его тело на куски и разбросать по римским колодцам (вариант – разбросать по городу), надеясь, что бессмертную душу он как-нибудь отвоюет самостоятельно.
(Вариант. Дьявол напал на папу прямо во время службы, выцарапал глаза и отдал их для забавы демонам. Раскаявшись, Сильвестр повелел отрубить себе руку и вырвать язык).

(По Платине:
«Он стал папой, как было обещано, но однажды, когда он служил мессу в римском храме, он серьезно заболел и, вспомнив, что храм, в котором он служит, посвящен Святому Кресту Иерусалима, понял, что дело идет к концу. Он потребовал, чтобы в церковь принесли постель и, собрав кардиналов, публично признался, что вступил в сделку с демонами. Далее он объявил, что его тело надлежит положить на колесницу из сырого дерева, которую должны вести черная и белая девственные лошади, что им следует идти своим путем без управления и что его останки должны быть преданы земле там, где лошади остановятся. Колесница проследовала таким способом через Рим и остановилась перед Латераном. В этот момент послышались громкие крики и стоны, после чего наступило молчание и состоялись похороны»).


*****

Легенда продолжается.

На могиле монаха выбиты слова:

ISTE LOCVS MVNDI SILVESTRI MEMBRA SEPVLTI VENTVRO DOMINO CONFERET AD SONITVM
«Здесь покоятся бренные члены Сильвестра, который встанет по звуку при приходе Господа».
Папа Сильвестр II восстанет из мертвых, когда Господь придет во славе своей, под звуки трубы Судного дня.

По Платине:
«Могила Сильвестра пророчески покрывается слезами при приближении заката каждого папы, кости Герберта дрожат и сдвигаются, когда один из них должен умереть»
(перетолковка надписи: «грядущий Господь был переосмыслен как новый папа, а звуки - как грохот костей»).

«Его могила постоянно сочится влагой перед смертью выдающегося человека. Если готовится к смерти очередной папа Римский, то могила начинает так сильно сочиться, что влага превращается в поток и образует большую лужу».

«С того времени более шести веков подряд каждый раз накануне дня смерти первосвященника, словно предвещая его кончину, стучат кости Сильвестра и плита на гробнице его покрывается кровавыми слезами».


Ноде:
«Это чистый обман и явная ложь - мнимые чудеса на могиле Сильвестра II - их никто никогда не видел».


«В середине XVII века при перестройке Латеранского собора гробница Сильвестра II была вскрыта. Согласно легенде, тело папы казалось еще живым и благоухало, тление совсем не коснулось его. Но вдруг луч света озарил тело, адское пламя вырвалось из него, освещая все вокруг, и тело превратилось в пепел, остались только серебряный крест да папский перстень».


*****

Эпилог. Оболганные «историей» (частью или полностью).

Предание о Крите. Минос. Афины.
Из этого примера видно, как опасно навлечь на себя ненависть города, у которого есть прозаики и поэты.
Плутарх.

Тиберий.
За свою жизнь он изведал чуть ли не все мыслимые несчастья, а после смерти угодил под перо Тацита.
В. Дюрант.

Симон из Гиттона.
Это был первый враг христианства или, скорее, первая личность, к которой христианство отнеслось как к врагу. По отношению к нему не останавливались ни перед религиозными подлогами, ни перед клеветой, лишь бы его обесславить.
Э. Ренан.

Юлиан Отступник.
Это был человек великий и редкостный, запечатлевший в своей душе наставления философии и почитавший обязанностью руководствоваться ими во всей своей деятельности.
М. Монтень.

Ричард III.
Все новейшие исследования и источники приводят к следующему заключению: Ричард был даровитейший и гениальнейший человек тогдашней Европы.
Т. Грановский.

И т.д.


*****


Рецензии