Когда румыны станут русскими
Мне, молдаванину, хорошо известно как можно дышать русским лёгким. Чтобы не слишком загружать текст эстетическими метками и остаться верным первому обозначенному ориентиру, скажу, немного утрируя, что фильмы Михалкова и всё то, качественное, что снималось в России, особенно до распада Страны Советов, было главной духовной пищей молдаван. Фильмы Шукшина, Тарковского, Климова и Рязанова, как яркое явление и сконцентрированное выражение русской культуры, стало для молдаван отражением того времени, в котором они жили, а также поводом для сомнения. Я остановился на кино, а не на литературе, музыке или театре, не потому, что это для меня более веский довод, как можно предположить, а потому, что оно по определению является синтезом вышеперечисленных искусств. Кино представляет собой творческую память в процессе всего художественного развития. Одна из отличительных особенностей русской культуры заключается в максимальной, может быть, даже чрезмерной открытости и распахнутости. Мы, как и новые поколения молдаван, продолжаем оперировать в своей обыденной жизни для более яркого выражения своих мыслей анекдотическими сценами Петьки и Василия Ивановича, Штирлица, Шурика, Афони и Доцента, а также крылатыми выражениями из кинолент «Калина красная», «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит» или «Покровские ворота».
Теперь я попробую подышать румынским лёгким. Попробуйте и вы! Что чувствуете? Я думаю, если бы вы пробовали вдохнуть искусственным органом, то у вас бы были ощущения куда полнее и ярче. Дело в том, что мир пока не знает, что такое румынское кино. Есть кино американское, есть английское и французское, есть советское кино и индийское. Но нет румынского, и это факт. Это не грех и даже не недостаток, а черта молодой нации, молодого неокрепшего румынского киноискусства и неокрепшей румынской культуры. Это, конечно, не значит, что у румын вообще нет кино. Наоборот, неплохие румынские фильмы были удостоены премий на разных зарубежных кинофестивалях. Но дело не в том, плохие или хорошие румынские фильмы. Дело в том, что мир вряд ли уже будет жить румынскими фильмами. И вряд ли жизнь молдаван будет в них отражена, так как поезд массовой культуры уже далеко ушёл. И тем, кто ведёт этот поезд, уже неинтересны маргинальные явления, им глубоко плевать на то, какие цветы цветут далеко от магистрали, пусть даже эти рельсы ведут в абсурдное будущее.
Это правда, что из-за частого навязывания нам чужих правил культурного поведения, судя о наших соседях, румынах, я очень субъективен. Но вместе с тем, мне кажется, я говорю понятным языком о вещах, не таких уж далёких по времени и для понимания. Ведь такая приманка для молдаван, как «шенгенская виза», - это не бухарестское культурное изобретение. Я выскажу мысль, которой вряд ли зааплодирует кто-то из великих россиян или румын. Нам, конечно, не хватает для выживания своего неразвитого молдавского культурного лёгкого, хотя оно более чем на половину русское, чем молдавское. Что касается второго, боюсь, что ни россиянам, ни тем более румынам не подоспеть со своим донорским легким. Теперь за такие операции по пересадке платят богатые, т. е. европейцы и американцы. Символы новой культурной революции не обязательно искать в недрах Интернета. Когда я писал этот текст, я как раз пользовался самыми простыми инструментами новой культуры. И она, может быть, к сожалению, не русская и не румынская. Получается, что для второго культурного легкого идентификация предопределена: на его контейнере будет красоваться этикетка космополитизма или глобализации. А трёх легких будет многовато для нашей не очень зрелой молдавской нации. Говоря современным языком, мы такие «кредиты» не освоим.
Примитивный спор между молдаванами и румынами о том, кому принадлежит тот или иной поэт, тривиален. Творческий человек создаёт в первую очередь для себя и уже потом для всего мира, а не для какой-то отдельной нации. А стало быть, никто не мешает нам считать древнего поэта Овидия своим, и не только потому, что он был сослан, как и Пушкин, в наши края.
Люди всегда стремятся к новым культурным достижениям, и им абсолютно безразлично, чья печать будет стоять на сертификате происхождения: румынская или русская.
Свидетельство о публикации №211120501137
Поскольку, хоть я и не молдаванин, но знаю молдавскую музыку, мультфильмы, киностудию "Молдова фильм"...так получилось в СССР-е.
...давайте посмотрим, что насчёт "глобализации", как второго элемента самоутверждения Молдовы..?
Дело, по-моему, в том, что глобализация не есть орган (лёгкое), но есть "качественный состав международного воздуха" - т.е., она есть среда обитания...
И тут видите ли, Валериу, какая петрушка получается - и России, оказывается, недостаточно одного "русского лёгкого" для жизни в объективных условиях глобализации - вот, тянемся к Евразийскому строительству - и это правильная тяга...
Я убеждён, что Молдова может сделать выбор в пользу России, Белоруссии, Казахстана и Евразийства - в такой сплотке на новых условиях молдавская культура и государственность двинется дальше...
...а румыны, мне кажется, Штефану чел Маре покорённого Бухареста не простят и первородства государственно-культурного Молдове не забудут...
Юрий Сарычев 15.12.2011 18:12 Заявить о нарушении
Валериу Реницэ 16.12.2011 11:10 Заявить о нарушении
Юрий Сарычев 16.12.2011 17:40 Заявить о нарушении
Валериу Реницэ 17.12.2011 09:24 Заявить о нарушении
http://www.inosmi.ru/moldova/20111213/180220654.html#comm
Юрий Сарычев 19.12.2011 15:52 Заявить о нарушении
Валериу Реницэ 20.12.2011 08:13 Заявить о нарушении
а про Вашу боевую биографию - по-моему, так это и Вы делали не меньшую честь Воронину (понимая и честь приглашения с его стороны Вам), работая с ним какой-то период (светлого его творческого) времени...
Юрий Сарычев 20.12.2011 09:34 Заявить о нарушении
Валериу Реницэ 20.12.2011 18:47 Заявить о нарушении
Юрий Сарычев 06.07.2012 15:34 Заявить о нарушении
Валериу Реницэ 07.07.2012 14:38 Заявить о нарушении