Луллий

Раймунд Луллий (ок. 1235 - 1315).
Лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull, кат. Ramon Lull.
Менее правильно Раймонд Луллий, Раймон Луллий, Раймон Лулл, Рамон Льюль.

Поэт, философ, миссионер.

У меня были жена и дети; я был достаточно богат; я вел светскую жизнь. От всего этого я с радостью отказался ради блага людей и ради несения святой веры другому народу.
Раймонд Луллий

74. «Скажи, безумец, что было раньше, сердце твое или любовь?»
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

«Он изобрел философскую... систему, помогающую убеждать нехристиан в истинности христианства; он основал миссионерские колледжи; и сам пошел к мусульманам и стал им проповедовать...»

Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus).

«Его историю излагают романы и легенды, в которых он выглядит бесстрастным подобно Абеляру, посвященным подобно Фаусту, алхимиком подобно Гермесу, человеком раскаяния и учения подобно св. Иерониму, скитальцем подобно Вечному Жиду. Наконец, он представляется мучеником подобным св. Стефану, и тем, кто прославился смертью, почти как Спаситель мира».

1. Спросил Любящий Возлюбленного (Господа) своего, не выше ли сил его сила любви; и ответил Возлюбленный, что в любви-то любовь Любящего и набирает силу.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****
*****

Ранние годы.

97. Спросили Любящего, кто он родом? - «Из рода любви». - «Откуда ты родом?» - «Из любви». - «Кто родил тебя?» - «Любовь». - «Где родился ты?» - «В любви». - «Кто взрастил тебя?» - «Любовь». - «Чем живешь ты?» - «Любовью». - «Как зовут тебя?» - «Любовь». - «Откуда идешь ты?» - «От любви». - «Куда идешь ты?» - «К любви». - «Где пребываешь ты?» - «В любви»…
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

Родился в городе Пальме, на острове Майорка (ранее остров был мусульманским) в семье королевского сенешаля. Юношей пребывал в качестве королевского стольника при Арагонском дворе. Оцениваются его научные и литературные таланты. Рано женат, дети. Много любовных приключений. Возвращение на Майорку.


*****
*****

Перелом.

Вариант 1.
29. Встретились Любящий и Возлюбленный (Господь) его, и сказал Любящий: «Ты можешь молчать, подскажи мне лишь взглядом, и сердцу моему будет ясно, что я должен для тебя делать».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


32-й год жизни. Раймонд сочиняет эротическую песнь. Видение распятого Христа - он увидел «Спасителя, висевшего на Своем кресте, кровь капала с Его рук, ног и лба, а глаза с укором были устремлены на него». Потрясение. Через неделю Луллий возвращается к своей песне. Видение повторяется. Луллий даёт Христу обещание начать новую жизнь.

Возникают сомнения - «Как могу я, нечестивый и порочный, вступить в святую жизнь?» Чувство вины заставляет Луллия отказаться от богатства и знатного положения. («Он отложил значительную сумму денег, чтобы обеспечить жену и детей, а оставшееся - по традиции Франциска Ассизского - раздал бедным»). Луллий посвящает свою жизнь служению Богу.


100. Свет из жилища Возлюбленного прорывался в жилище Любящего, дабы вытеснить тьму и наполнить его блаженством, скорбью и горькими думами. И выбросил Любящий из своего жилища весь скарб, дабы наполнил его собою Возлюбленный.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

177. «Скажи, безумец, есть ли у тебя деньги?» Ответил: «У меня есть Возлюбленный». - «Есть ли у тебя деревни, замки, графства и герцогства?» Ответил: «У меня есть чувства, мысли, слезы, желания, муки и печали, и не сравнятся с ними империи и царства».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****

Вариант 2. Алхимический.

«Жил когда-то при дворе испанского короля молодой поэт и философ Раймондо. Однажды он влюбился в прекрасную даму. Увы, у красавицы был ревнивый муж. Как-то ночью он подстерёг влюблённых и поразил их кинжалом, её - в грудь, его - в спину. Раймондо выжил, но, едва оправившись от ран, ушёл жить отшельником в хижину. Как-то в грозовую ночь пламя в камине вспыхнуло белым светом. В самом сердце огня появился Саламандр и сказал: «В своём теле я ношу Философский камень – нечто такое, что ищет мудрец. Если оно будет выделено из меня, это будет самым сладчайшим отдыхом для израненной души»».


*****

Вариант 3.
76. Если не делятся тайной любви своей, мучаются и страдают, а делясь любовью, то и дело впадают в неистовство. Вот почему в любом случае Любящий терпит мучения.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


«Донна Амброзия Элеонора ди Кастелло слыла прекраснейшей из дам при дворе Якова I Арагонского. Раймонд ходил за ней тенью, посвящал стихи. А она отказала ему не то что в любви – даже в бескорыстном служении её красоте».
Раймонд изнывает от любви.
«Видя, что пылкого влюблённого не унять, Амброзия послала ему записку. Окрылённый Раймонд собрал свои лучшие стихи и помчался на зов. Донна встретила Луллия в комнате, ярко освещённой свечами:
– Будет справедливо, если вы лучше узнаете красоту, которую воспеваете в стихах.
Откинув мантилью, она опустила край платья. Её грудь была изуродована раком. Страшные рубцы уходили вниз – дальше под платье...»

249. Любовь опустошила сердце Любящего, дабы вселиться в него и обосноваться в нем…
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

Луллий потрясён раздавлен…

38. Рыдал Любящий, и пел песни Возлюбленного своего, и говорил он, что любовь в сердце влюбленного стремительнее, чем промельк луча или гром в небе; что потоки слез животворнее, чем воины морские, и что не так снега озарены белизною, как стоны любовью.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

«Он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство)».

(«Уход блестящего молодого человека в отшельники наделал много шума в свете. Говорили, что привыкший с детства к исполнению всех своих желаний юноша не вынес холодности красавицы. Раймонд в своей хижине всё глубже погружался в мрачные мысли. Он раскаялся в прежнем образе жизни, голодал, истязал себя и однажды ночью ему привиделся...»)


46. Возжелал одиночества Любящий, и удалился он от всех, дабы быть наедине со своим Возлюбленным и быть одиноким среди людей.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****
*****

Период отшельничества.

12. «Обезумевший от любви, почему ты перестаешь быть самим собой, пренебрегаешь деньгами, отказываешься от соблазнов этого мира и живешь, окруженный всеобщим презрением?»
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

41. Глазами раздумий, страданий, рыданий и вздохов пожирал Любящий Возлюбленного своего; глазами благоволения, милости, сострадания, милосердия и великодушия взирал Возлюбленный на Любящего. И воспевала птица эту блаженную встречу взглядов.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

139. Забыл Любящий все, что ни есть в этом мире, дабы разум мог воспарить и познать Возлюбленного, которого он всеми своими чувствами жаждет превозносить и созерцать.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****

Разумные основания веры.

Годы в религиозных размышлениях. Попытки разумного обоснования веры – считал, что с неверными следует бороться не мечём, а словом.
(«Вижу множество рыцарей, идущих в Землю  обетованную  морем думающих,  что они  смогут захватить ее силой оружия, но в конце они все будут уничтожены прежде, чем смогут овладеть желаемым. Поэтому мне кажется, что нужно ...пытаться ...завоевать Землю обетованную любовью и молитвами, пролитием наших слез и крови»).
(Истина - одна: истинное для веры не может быть противно или чуждо разуму, и, следовательно, всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами).


19. Вопрошал Любящий разум и чувство, кто из них ближе к Возлюбленному его, и те пустились бежать, и достиг разум Возлюбленного его раньше, чем чувство.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


По Луллию разумное доказательство не создаёт веры, а только придаёт ей общие основания, благодаря которым она может быть сообщаема другим.
Разум показывает возможность и необходимость того, чего действительность даётся верой.


103. Договорились память и воля вместе подняться в горы к Возлюбленному, дабы окрылился разум и дабы в любви к Возлюбленному росла любовь.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Примеры.
«Догмат Троицы имеет за себя, как «необходимое основание», то соображение, что для Бога более достойно или более соответствует его совершенству вечно заключать в себе самом адекватный предмет познания и любви (в лицах Сына и Духа Св.), нежели нуждаться в таком предмете или искать его вне себя.
Творение мира объясняется тем, что сообщение бытия другому выражает более совершенную степень могущества, мудрости и благости, нежели ограничение себя одним собственным бытием».


90. Сказал Любящий Возлюбленному своему, что несть числа тем дорогам, по которым тот проникает в его сердце и предстает перед его взором; несть числа именам, которыми он его величает, и лишь любовь, источник всех его радостей и печалей, едина.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Три мысли, приписываемые Луллием откровению свыше:

1. Создание метода или искусства, с помощью которого можно было бы вывести всякие истины
(прежде всего - истины христианского вероучения; одно из следствий – логическая машина).
2. Мысль об образовании, об местах, где разумно укреплялась бы вера (92. Удалился Возлюбленный от Любящего, и Любящий, напрягая память и разум, искал Возлюбленного, дабы вновь полюбить его. И обрел Любящий Возлюбленного, и спросил его, где пропадал тот. Ответил: «В провалах твоей памяти и во мраке твоего разума») и где осуществлялась бы подготовка для несения веры неверным (например – изучение восточных языков).
3. Мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.

Вся последующая жизнь Луллия в той или иной степени является попыткой их, мыслей, осуществления.

332. Пытался Любящий в своем воображении облечь телесными формами и живописать облик Возлюбленного, а разумом пытался познать его духовную сущность, в то время как чувствами видел его во всем сущем и благоговел перед ним.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****

«Круги». Логическая машина Луллия.

«...Луллий, после долгих часов ночного бодрствования и молитв, поднимаясь на гору Ранда на острове Майорка, испытал «просветление», увидев на листьях кустарника проступающие буквы. Ветви с листьями под воздействием дуновения ветра качались, образуя все новые и новые сочетания «букв». Так возник, по словам самого создателя, прообраз логической машины».

123. Озарила любовь тучу, что сгустилась меж Любящим и Возлюбленным, и засияла она, как луна в ночи, звезда на заре, солнце средь бела дня и прозрение в сознании; и сквозь эту ослепительную тучу говорили друг с другом Любящий и Возлюбленный.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

32. Сказал Любящий: «Сокровенные тайны Возлюбленного моего - для меня мученье, ибо, если я познаю их в своих творениях, о знании своем я молчу и держу от людей его в тайне».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

198. Любящий так любил своего Возлюбленного, что верил каждому его слову, и так хотел он его понять, что каждое слово его наделял особым смыслом. Поэтому любовь Любящего была на полпути между верой и разумом.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


«Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей».


«Этот логический механизм состоял из нескольких подвижных концентрических кругов, разделённых поперечными линиями на отделения («камеры»), в которых в известном порядке обозначались общие понятия или основные категории всего существующего».

Луллий выделил и расположил в определенном порядке всеобщие определения или чистые категории, под которые подпадают все предметы («Эти круги в совокупности своей обнимали всю область возможного знания: один из них заключал основные атрибуты божества, другой - логические категории, третий — метафизические и т. д., до права и медицины включительно»):
9 абсолютных предикатов
9 относительных предикатов
9 субстанций
9 акциденций
9 вопросов
9 моральных добродетелей
9 пороков

7 кругов с определениями вращались, совмещались, давали определение каждому из предметов.

Вследствие концентричности кругов, подразделения каждого из них занимали определённое положение относительно тех или других подразделений прочих кругов, а вращая их так или иначе, можно было получать множество новых, более или менее сложных комбинаций, в которых Луллий видел новые реальные истины.

+++++

Несколько иначе описывается эта система историком логики. Семь концентрических кругов разбивались на 4 фигуры. Первая из них (внешняя обойма) содержала 9 абсолютных субъектов (например, «величина») и столько же абсолютных предикатов («быть величиной»), вторая – 9 относительных предикатов (вроде «быть различным» или «находиться в отношении взаимного исключения»), третья комбинировала абсолютные предикаты с относительными, порождая «суждения», а четвертая, допуская сложение и замещение терминов, формировала «силлогизмы». Таким образом, понятия разной степени общности располагались на различных кругах и вращением сочетались с предикатами. Предполагалось, что можно найти такое распределение субъектов и предикатов схоластики, чтобы их механические сочетания смогли не только выразить сумму наличных знаний о мире, но и открыть новые отношения между понятиями, а значит и вещами нашего мира.
Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. М. Наука. 1967. С.132.

И.И. Лапшин (вслед за П. Жане) выстраивает следующую конструкцию. Всякая вещь, как и ее противоположность, или существует, или не существует; перечисляя все следующие отсюда логические возможности, получаем систему из 24 предположений. «Если мы представим себе циферблат часов, где каждая римская буква означает одну из названных комбинаций, и одну стрелку с двумя концами (…) , то оба конца стрелки, когда она пройдет полный круг, покроют концами все 12 цифр, чем как бы осуществляются механически все возможные здесь комбинации мысли».

+++++

69. Попытался Любящий объять мыслью все величие и всю необъятность Возлюбленного своего и не нашел в нем начала, средины и конца. И сказал Возлюбленный: «Что измеряешь ты, о безумец?». И ответил Любящий: «Сравниваю меньшее с большим, ущербность с совершенством, исток с вечностью и бесконечностью, дабы смирение, терпение, сострадание и упование надежнее угнездились в моей памяти».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Луллий прибегал и к другим наглядным способам пояснения своей системы, например к родословному древу понятий.


257. Засеял Возлюбленный сердце Любящего разными семенами, но проросло, взошло, зацвело и принесло плод лишь одно. Неясно лишь, стоит ли ждать от одного плода различных семян.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****
*****

Среди людей.

47. Под прекрасным деревом одиноко сидел Любящий. Спросили его проходившие мимо люди, почему он один. И ответил Любящий, что одиноким он стал, как только увидел их и услышал, а до этого был с ним его Возлюбленный.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


«В  лесу, наедине с Богом, далеко от мирской суеты, он встречает пилигрима, который, узнав об избрании им уединенного образа жизни, ругает Луллия за эгоизм и призывает идти в мир и нести другим людям весть о Христе». Луллий уходит в люди.


56. Воспарил сердцем Любящий на высоты, где обитает Возлюбленный, дабы не томиться любовью в пропастях земных. И пока пребывал он с Возлюбленным, взор его был полон кротости и блаженства. Но вернул его Возлюбленный на землю, дабы созерцал он его в муках и в печали.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

227. Отделились чувства от Любящего, и припали они к Возлюбленному; но замуровал Возлюбленный чувства в Любящем, дабы быть любимым и превозносимым.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****

Образование.

4. Слезами исходил Любящий, стеная: «Когда же рассеется мрак на земле, дабы затерялись дороги, ведущие в ад? А вода, что течет неизменно вниз, когда, изменив природу свою, потянется она в небо? И когда же, наконец, праведников будет больше, чем грешников?».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

136. Попросил Любящий бесценного Возлюбленного своего объяснить ему, как учить людей признавать его, любить и славить. И одарил он его благочестием, смирением, состраданием, скорбью, горькими думами, вздохами и рыданиями, и вложил он в его сердце бесстрашие, дабы прославлял он Возлюбленного своего, а в уста его - славословия в честь его Возлюбленного, а чувства его пропитал презрением к поношениям заблуждающейся толпы.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Центрами образования Луллий считал монастыри. При поддержке короля Иакова II Испанского в 1276 им основывается на Майорке монастырь «с тринадцатью францисканскими монахами и учебной программой, включавшей изучение арабского языка и географию миссий». Мечтает организовать подобные центры по всей Европе. И несмотря на игнорирование власть имущими несколько монастырей строятся. На Вьеннском Соборе добивается решения об изучении арабского языка в университетах Европы, что «привело, по его мнению, к началу диалога между христианами и мусульманами».


87. Подавлен был Любящий невзгодами и страданиями из-за наплыва горьких дум; и обратился с мольбой к Возлюбленному своему, умоляя его прислать ему книгу, в которой были бы описаны его черты, дабы нашел он в ней утешение. И прислал Возлюбленный эту книгу, и удвоились невзгоды Любящего и его страдания.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

105. Тосковал Любящий по Возлюбленному своему и послал к нему свои раздумья, дабы поделиться с ним своей радостью, которой он был обязан Возлюбленному и которая поддерживала его в течение долгого времени.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


«Написал около шестидесяти книг по теологии, большая часть которых адресована мусульманской интеллигенции».


*****

Врач.

245. Заболела любовь. Любящий лечил ее терпением, упорством, покорностью и надеждой; и выздоровела любовь.
Занемог Любящий; и лечил его Возлюбленный, напоминая о своих добродетелях и достоинствах.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Некоторые считают, что Луллий врачевал людей в память об Донне Амброзии - Раймонд вновь и вновь пытался спасти её, врачуя других.

88. Занемог Любящий от любви, и пришел к нему лекарь, который удвоил невзгоды его и страдания; и в тот же миг выздоровел Любящий.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Лечил людей Луллий и во время своего миссионерства в Северной Африке. «Со временем за ним закрепилась репутация странного, почти безумного, но очень искусного врачевателя. Он никому не отказывал в помощи. Лечил мусульман и проповедовал. За это его дважды высылали из Туниса. От смерти спасала лишь слава».

95. Сеял Возлюбленный в теле Любящего страдания, печали и невзгоды. Врачевал Любящий тело свое надеждой, благочестием, терпением и смирением.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


«Описание» его как врача-алхимика:
«– А что это, Луллий, у вас за вещица? – Кремер указал на тонкую пластину в кожаном футляре.
– Это мой талисман. Им я отмеряю унции целебных порошков.
На пластине Раймонд высек фигурку Саламандра и надпись: «С тобой я буду способен преодолеть все вещи и превратить всё грубое и безобразное в тонкое и прекрасное»».


«Спустя два с лишним столетия медицинские препараты Раймонда Луллия использовал в своей практике другой известный средневековый лекарь – Парацельс».


23. Захворал Любящий, и неотлучно был при нем Возлюбленный: и кормил его, как он того заслуживал, и поил он его любовью, и охранял терпеливо его сон, и одевал его смиренно, и поднимал его на ноги истиной.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****

Алхимик.
34. По горам, по долинам блуждал Любящий, и нигде он не мог обнаружить истинной преданности своему Возлюбленному. И тогда стал он спускаться все глубже, надеясь ее под землей обнаружить, раз на земле для преданности не нашлось места.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Отрицание.

Причисление Луллия к алхимикам «логическая ошибка» - «имя ars magna, ars universalis, которое он давал своему логическому методу, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир».

«Луллий не только не занимался алхимией, но осуждал её, как ложное и безнравственное искусство; между тем уже ближайшее потомство сделало из него алхимика по преимуществу».


128. Растет пропасть между людьми и Возлюбленным, и Возлюбленный мой обещает им блага и дары и грозит им воздать по заслугам. Но память и чувства презирают обещания и угрозы.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


«Согласие».
Я превратил бы море в золото, если бы оно было из ртути.
Слова приписываемые Луллию.

«Раймунд Луллий считается одним из величайших алхимиков всех времен; сравниться с ним могут только Василий Валентин и Эйреней Филалет».


Страстно увлёкся алхимией после встречи с Роджером Бэконом. Стремился овладеть «великим искусством» (ars magna) – универсальным способом открытия новых истин.
Английский король Эдуард II выманил его из Вены в Лондон, а затем держал в заточении, чтобы никто не перехватил его секрета получения философского камня.

Написал множество малопонятных алхимических сочинений.
Луллий: Меня не понимают потому, что читают не в надлежащем расположении духа и не с чисто философским стремлением к истине.

Мнение: «Почти все его сочинения на тему алхимии были объявлены апокрифами главным образом потому, что они были опубликованы посмертно. Его авторство стали оспаривать лишь после того, как он был причислен католической церковью к лику «блаженных»».


Всякую сотворенную вещь вам следует любить, потому что это есть повеление Любви.
Раймонд Луллий.


*****

Миссионерство. 1-я попытка. ~ 1292.
2. Долог и опасен путь, ведущий Любящего к Возлюбленному, и полон он жалоб, стенаний и горьких раздумий, и озарен он Любовью.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

80. Пел Возлюбленный о том, что далек Любящий от любви, если стыдится он превозносить Возлюбленного своего и если боится он прославлять его там, где того поносят; и далек от любви тот, кто досадует на лишения, а кто разочаровывается в своем Возлюбленном, не знает, сколь связаны между собой любовь и надежда.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

Луллий переходит от «слов к действию», от попыток обратить неверных словом в книгах к попыткам обратить неверных словом в реальности. Он отправляется в Северную Африку.

«Он уже был в порту Генуи, готовый отправиться в Тунис. Его вещи находились на борту корабля, а толпа сторонников готовилась прощаться с ним. И вдруг, в последний момент, «его охватил ужас», как он вспоминает позже; он почувствовал себя парализованным «при мысли о том, что может случиться в той стране, куда он отправлялся. Мысль о пытках или пожизненном тюремном заключении представилась ему так ясно, что он не мог сдержать своих чувств» и его вещи выгрузили, и судно отправилось без него. Почти сразу он раскаялся в своей слабости и решил плыть на следующем корабле, несмотря ни на что. Хотя его лихорадило, возможно, из-за нервного напряжения, он сел на корабль - и так началось его собственно миссионерское служение».


60. Задумался о смерти Любящий и затрепетал, пока не вспомнил о своем Возлюбленном. И стал он взывать к людям, которых видел: «Братья, любите, дабы не бояться ни смерти, ни испытаний, прославляя Возлюбленного моего».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

112. Брел Любящий по неведомым землям, надеясь встретить там Возлюбленного своего, и напали на него два льва. Испугался Любящий смерти, ибо хотел он жить, дабы служить Возлюбленному своему, и с мольбой обратился он к своему Возлюбленному, дабы скрасил он его кончину любовью и помогла бы она ему встретить смерть. И покуда взывал Любящий к Возлюбленному своему, смиренно приблизились к нему львы и осушили слезы, что текли по щекам его, и облобызали ноги ему и руки. И беспрепятственно продолжил он путь в поисках своего Возлюбленного.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


37. Спросили Любящего, не откажется ли он от Возлюбленного своего ради другого. И ответил он, и сказал: «Бывает ли что-то лучше и желаннее, чем величайшая благость, вечная, бесконечная в величии, могуществе, мудрости, любви и совершенстве?».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

44. Отчужденность и общность встретились и сразились, дабы воцарилось согласие между Любящим и Возлюбленным.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


Тунис. Отсутствие большой враждебности. Луллий вызывает мусульманских учёных на словесный поединок, обещая, что если ислам докажет свое превосходство, он примет его как свою веру. Выступление Луллия. Смешанная реакция – кто-то или принял его доказательства, или «проявил интерес к дальнейшим диспутам», но большая часть слушавших «осталась уязвлена словесной атакой». Луллия бросают в тюрьму. Побитие камнями и высылка из страны.

52. И познал Любящий, как схватили его, связали, терзали и убивали во имя любви его к Возлюбленному. И спросили мучители его: «Так где же Возлюбленный твой?». И ответил он: «В любви моей, безмерно выросшей, в стойкости, с которой я, благодаря ему, переношу мучения».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


(Причина «уязвлённости» (по Цвимеру). Примеры.
Луллий опирался на десять заповедей в качестве «совершенного закона Божия, а затем показал из их же книг, что мусульмане нарушают почти каждую из этих заповедей.
Луллий противопоставлял 7 основных добродетелей и 7 смертных грехов только для того, чтобы последовательно показать, насколько лишены мусульмане первых качеств и насколько погрязли в последних).

Тайно возвращается. Три месяца «подпольных» попыток «свидетельствовать об Учителе». Возвращение в Европу. Провел несколько лет в Неаполе, а оттуда отправился во Францию читать лекции и трудиться над созданием книг о своем новом методе, постоянно находясь в поисках добровольцев для планируемой им миссии.


*****

Миссионерство. 2-я попытка.
35. «Скажи мне, птица, песни которой полны любовью к моему Возлюбленному, за что терзает меня любовью к нему господин мой?» И ответила птица: «Если бы ты не терпел мук ради любви, то чем бы любил ты своего Возлюбленного?».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


1307. Луллию около 75. Он возвращается в Северную Африку (Бугий на востоке Алжира).
Опять бросает вызов мусульманским учёным, опять посажен в тюрьму, где шесть месяцев стражники «усиленно искушали его... всеми чувственными соблазнами, на какие способен Восток». Освобождение с запретом находиться в Бути. Возвращение в Европу.


*****

Миссионерство. 3-я попытка.
5. О, когда же дозволено будет Любящему умереть за Возлюбленного своего? А Возлюбленный, когда же увидит он Любящего зачахнувшим от любви?
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


1314. Луллию почти 80 (или за 80). Он опять в Тунисе. Луллию удаётся обратить несколько человек. Разочарование. «Вместо одного сарацина, обратившегося в христианство, десять и более христиан становятся мусульманами». Жажда мученичества («в среде францисканцев царила мания мученичества»).

Возвращение в Бутию, чтобы повидаться с небольшой группой обращенных и окончательно испытать себя. «Более десяти месяцев старый миссионер жил тайно, общаясь и проповедуя своим обращенным, пытаясь повлиять на тех, кто не был обращен... Наконец, устав от одиночества и мечтая о мученичестве, он в открытую вышел на рыночную площадь и сообщил, что он является тем самым человеком, которого они однажды изгнали из города... Он говорил с любовью, но смело и прямо... Исполненная фанатичной ярости, возмущенная его смелостью, не в состоянии ответить на его аргументы, толпа схватила его и выволокла за город; там по команде или, по крайней мере, с попустительства властей, 30 июня 1315 года он был побит камнями» и вскоре после этого умер».


36. Глубоко задумавшись, шел по дорогам Возлюбленного своего Любящий, и споткнулся он, и упал в тернии, и цветами они ему показались, устилавшими ложе любви.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

43. Любовью и надеждой стучался Любящий во врата жилища Возлюбленного. Внимал Возлюбленный этим призывам Любящего с умилением, благоволением, умиротворенностью и состраданием. Божественное и человеческое распахнули двери и вошел Любящий в покои Возлюбленного своего.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****

Алхимический вариант.

«Раймондо покинул родину. На Востоке он учился у величайших мудрецов, пока не превзошёл их. Он познал величайшую тайну алхимии – всё сущее связано, из всего можно получить всё. Из любого металла Раймондо мог выделить душу – золото... Прослышав о мудрости алхимика, его пригласил к себе английский король. Раймондо пообещал королю много золота, но при условиях: первое – не использовать благородный металл для роскоши двора и войны с христианскими королями; и второе – нести учение Христа в Азию. Король согласился. И дал алхимику для опытов просторное помещение в Тауэре. Там из 50 000 фунтов свинца, олова и ртути Раймондо отлил золото. Из него сделали 6 000 000 нобелей (каждый нобель – 3 фунта стерлингов). Говорят, эти монеты до сих пор хранятся в частных коллекциях.

Шло время, а король и не думал нести христианство в Азию. Двор купался в роскоши, а Раймондо был заточён в золотой темнице. Однажды ночью алхимик бросил серу в огонь, и в пламени возник Саламандр. Он сказал Раймондо: «В истинном философе дух столь велик и силен, что поглощает и питает телесную обитель человека. Твоё время пришло!» Алхимик схватил раскалённые щипцы голой рукой и прижал Саламандра к пылающим поленьям... Из тела Саламандра он собрал в реторту красный эликсир, пылающий в темноте, – философский камень. С ним алхимик прошёл сквозь стены Тауэра. Так Раймондо обрёл бессмертие.

Эта легенда до сих пор популярна на севере Испании».

*****

168. Заключен был Любящий в темницу любви. Горькие думы, желания и воспоминания заковали его в цепи и охраняли, дабы не убежал он от своего Возлюбленного; терзала его скорбь, а смирение и надежда его утешали. И умер Любящий, но предстал пред ним его Возлюбленный, и воскрес Любящий.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

*****

Эпилог.

73. «Скажи, безумец, почему замолчал ты и что смущает тебя и беспокоит?». И ответил он: «Дивная красота Возлюбленного моего, а также сходство радостей и страданий, приносимых любовью».
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

«Делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.)».

235. Любовь - это взбаламученное море, в котором лишь волны да ветер, но нет ни берегов, ни причалов. Гибнет Любящий в этом море, и вместе с ним гибнут его мучения и набирают силу его совершенства.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».

312. Сотворил Возлюбленный Любящего и стер его с лица земли. Воздал по заслугам Возлюбленный, отрыдал Любящий. Заново сотворил Возлюбленный Любящего и возвеличил его. Свершил Возлюбленный свое дело, и навечно остался Любящий рядом со своим Возлюбленным.
Раймонд Луллий «Книга любящего и Любимого».


*****


Рецензии