Имхотеп

Имхотеп (~ 2600 до н.э.)
Jy-m-htp «Пришедший в мире», «Тот, кто приходит в мире»; в греческой форме Имутес.
Имхотеп (иной раз записывал Immutef , Im - hotep , или Ii - em - Hotep )

Первый архитектор и учёный, известный в мировой истории.

Во время правления фараона Джосера третьей династии жил Имутес, который из-за своих медицинских навыков среди египтян имел репутацию Асклепиуса и который был изобретателем искусства строительства из тёсаного камня.
Манефон.

В жреческой мудрости, в сложении мудрых пословиц, в медицине и архитектуре этот замечательный человек эпохи Джосера стал настолько широко известен, что его имя никогда не было забыто. Он сделался вдохновителем писцов будущих поколений. Прежде чем приступить к работе, писцы лили на пол воду из сосуда.
Джеймс Генри Брэстед.

Имхотепа иногда называют «Леонардо Да Винчи» древнего Египта, но фактически он был ещё большим.

Есть ли другой, подобный Имхотепу?
Папирус Честер-Битти IV, период Нового царства.

«Выдающийся древнеегипетский зодчий, визирь и верховный сановник второго фараона III династии Древнего царства Джосера (2630—2611 до н. э.) и верховный жрец Ра в Гелиополе, позже обожествлённый и почитавшийся в качестве бога врачевания».

Его характеризуют «человеком, добившимся своего положения своими собственными силами».

Много лет египтологи сомневались в том, что Имхотеп был реальным человеком.


*****

Архитектор.

Спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса - Пирамиду Джосера (перед началом строительства было выбрано каменное плато с учётом веса будущего строения – чтобы оно не ушло под землю) - и архитектурный комплекс вокруг неё (Уильям Хейес: это «настоящий город по своей сути, запланированный и выполненный как отдельная единица и был построен из прекрасного белого известняка от близлежащих Мукаттамских Холмов»).

Считается, что строения в виде пирамид его изобретение.

«Он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё 3 мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до 6, и она достигла 61 м в высоту)».

«Первоначальная мастаба была квадратной в плане архитектурной постройкой высотою 8 метров с длиной ребра примерно 63 метра. После ряда перестроек мастаба стала похожей на лестницу, ведущей царя на небо. Однако, на этом Имхотеп не остановился. В ходе какого-то времени он вновь и вновь увеличивал размеры Ступенчатой пирамиды, увеличив общее количество мастаба до шести. В итоге окончательный размер пирамиды, состоящей из шести наложенных друг на друга мастаба, составил «121 метр в длину, 109 метров в ширину и 62,5 метров в высоту». Теперь Имхотеп вполне мог быть уверен, что бог Джосер Нечерихет спокойно доберётся по этой лестнице к своему отцу Ра».

Имхотеп чувствует, что он строит нечто более значительное, более важное, нежели гробницу для смертного человека. Творение в Саккаре – «охранная грамота» всего Египта в горнем мире, условие того, что боги и в дальнейшем не оставят страну и защитят её.
К. Жак.

По Жаку Имхотеп «изобретает способы резки камня, разрабатывает методы его перевозки и кладки».

Возможно, что Имхотеп является и изобретателем колонны в зодчестве.
Считается творцом храма в Эдфу.
(Легенда: план храма нашёл в «книге», упавшей с неба).

Предполагают, что строительство комплекса пирамид в Гизе велось по плану, составленного Имхотепом.


*****

Врач.

В жизни…

Канадский медик XIX века Уильям Ослер назвал Имхотепа отцом медицины и «первым медиком, чья личность выступает из тумана древности».
Имхотеп считается автором «папируса Эдвина Смита» - фундаментального медицинского труда.
(Относится к 1700-1550 до н.э.; основан на материалах, известных с Древнего или Раннего царства; в нём «впервые определяются реальные причины многих болезней»; в нём приведено более 90 анатомических терминов и 48 описаний травм).

Сэр Уильям Ослер: «…сначала он был врачом, это ясно из туманов старины. Имхотеп диагностировал и лечил более чем 200 болезней, 15 болезней живота, 11 мочевого пузыря, 29 болезней глаз, 18  кожи, а также волос, ногтей и языка. Имхотеп имел дело с туберкулезом, аппендицитом, подагрой и артритом. Он также выполнял хирургические операции и занимался  лечением зубов. Имхотеп получал лекарства из растений. Он знал расположение и функции жизненно-важных органов и обращение кровеносной системы».

Возможно основал школу медицины в Мемфисе.


После жизни…

«В его честь в Египте было воздвигнуто множество храмов и святилищ, ставших объектами паломничества людей, искавших исцеления» (храмы в Карнаке, Саккаре и т.д.).

«Имхотеп помогал людям и после своей смерти, к месту его почитания в Саккаре египтяне несли приношения в виде мумифицированных ибисов, а больные в надежде на исцеление приносили вылепленные из глины «модели» больных частей тела».

Великий храм в Мемфисе. К нему отовсюду стекались люди. «Они ему молились, жертвовали и затем проводили ночь в этом храме. Бог Имхотеп приходил к людям во сне и вылечивал их».

«Культ Имхотепа достиг своего апогея в греко-римский период, когда его храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле были заполнены толпами немощных и больных, стремившихся добиться исцеления, оставаясь на ночь в святилище».

Имхотеп послужил прототипом для греческого бога медицины Асклепия.


*****

Писатель.
Учёный-писец времени преемников богов, которые предсказывали будущее.
Папирус Честер-Битти IV, период Нового царства.


В жизни…

Манефон:
Имхотеп «занимался созданием книжной мудрости».
(Не дошло ни одной книги, ни одного высказывания).

Считался писцом священных писаний («себаит»).

Автор первого литературного поучения (известно как «Поучения Имхотепа»).

«Поговорки» Имхотепа стали началом развития фольклорной литературы Египта.


После жизни…

«Начиная свою работу, писцы Нового царства совершали возлияния в честь своих великих предшественников и богов, среди которых они чаще всего вспоминали Имхотепа»
(«они проливали несколько капель воды в чашечку для разведения красок»).


*****

Культ.
Имхотепа обожествили и ему определили специальную коллегию жрецов.
К. Жак.

«Первые признаки почитания Имхотепа как полубога встречаются уже через столетие после его смерти».

«В эпоху Нового царства (с 1552 г.д.н.э.) оформилось обожествление Имхотепа в качестве бога врачевания и покровителя целителей».

«В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет (Семат; его матерью называли и богиню Нут); Птах один из трех божеств, входящих в мемфисскую триаду богов). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор (богиня неба), Маат (богиня истины и порядка)… Позднейшая греческая традиция (начиная с V века до н. э.) отождествляла бога Имхотепа (называли его Имутес) с Асклепием».

«Его чтили наравне с Тотом (богом мудрости, создателем наук и иероглифов) – хранителем священной мудрости, и подобно Тоту иногда отождествляли с птицей-ибисом».

«Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды  располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума».

«Первыми христианами Имхотеп почитался как святой. Христианские римские императоры помещали надписи хвалящие Имхотепа на стенах египетских храмов».

Его имя встречается в герметических трактатах, в оккультных книгах. Он один из «вдохновителей» алхимиков (книга греческого алхимика Зосимы из Панополя посвящена именно Имхотепу).


*****

Жизнь.

Корпус герметических текстов:
Асклепий-Имхотеп родился в городке Крокодилополе.
(Крокодилополь – древнеегипетский город в Файюмском оазисе; в настоящем Мединет эль-Файюм).

Эпиграфические данные из Вади-Хаммамат (между 495 и 491 гг. до н.э.; записаны архитектором Хнумибра).
Описывается династия Хнумибра. «Начинает своё повествование он с имени Канефера, начальника работ Верхнего и Нижнего Египта. Затем следует сын Канефера – Имхотеп».
(Вариант: Скорее всего, он представитель какого-нибудь жреческого или чиновничьего рода).

До нас дошёл неполный список титулов Имхотепа.

По «современным Имхотепу источникам, он был управляющим царским двором, Верховным жрецом Гелиополя (город бога Солнца, один из важнейших священных центров) и начальником скульпторов и каменотёсов. По более поздним данным Имхотеп был, кроме этого, начальником припирамидного комплекса Джосера, чати и начальником жрецов».

Его высокое положение при дворе царя отражено в надписи на разрушенной статуе Джосера, где имя его стоит сразу вслед за именем фараона, и о нем написано: «Казначей Царя Нижнего Египта, Первый после Царя Верхнего Египта, Управляющий Великого дворца, наследственный господин, Верховный жрец Гелиополя, Имхотеп-строитель, скульптор, изготовитель каменных ваз...»

(По Жаку: «хранитель печати царя Нижнего Египта, первый после царя, управитель великого дворца, знатный по наследству, верховный жрец Гелиополя, плотник, ваятель, изготовитель каменных сосудов»).

По Жаку: титулы Имхотепа «подразумевали действительную и почти неограниченную власть, как светскую, так и религиозную».

Кроме того, Имхотеп «являлся также главным судьёй, главным смотрителем царских архивов, «распорядителем того, что приносит небо, земля и Нил», «распорядителем» всей страны, верховным магом, держателем свитка с формулами, обеспечивающими действенность ритуалов». Это – обязанности визиря, доверенного лица фараона, наделённого исполнительной властью. Имхотеп им не был, но он определил их круг обязанностей.

Имхотеп был верховным жрецом Анну и главным астрономом с титулом «глава наблюдателей» (за звездами).

Неизвестно, начал ли Имхотеп свою карьеру во время правления царя Джосера, или во время его предшественника Хасехемуи, но прославился своими делами он только при Джосере.

Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни.

Полагают, что он служил на протяжении правления четырех фараонов и жил до окончания третьей династии (2649 до н.э.).

Гробница Имхотепа не была обнаружена, однако считается, что она должна находится неподалеку от пирамиды Джосера, в Саккаре.
(некоторые исследователи полагают, что мастаба из Саккара № 3518 вполне может принадлежать Имхотепу).

В Саккар, к предполагаемому месту его захоронения, совершались паломничества, ему приносили подношения -- обычно обернутых в пелену и мумифицированных ибисов -- птиц, которые ассоциировались и с Имхотепом, и с Тотом, богом мудрости, письма и учености. Тысячи таких ибисов в глиняных сосудах были обнаружены профессором В. Б. Эмери (W.B. Emery) в некрополе священных животных к северо-востоку от комплекса Ступенчатой пирамиды.


*****

Эпилог.

Верховный жрец Гелиополя.
Его функции «ур мау» («Тот, кто видит Великого», то есть бога солнца Ра; «Великий среди видящих»). «Видеть по египетским понятиям означает создавать и воссоздавать мир, уметь распознавать божественные деяния в природе, постичь сияние бога света и воплотить божественный огонь в своих творениях».


*****


Рецензии