Под лежачий камень...

Конечно, приходя в магазин или платя по счетам, мы четко видим, лучше становится жизнь или хуже. Для этого не нужно сидеть вечерами при телевизоре, балдея от очередных водевильных откровений господ дуумвиров. Практика критерий истины, как говорил нынешний наш соотечественник Иммануил Кант.

Ушедший в прошлое 2010 год заставляет подводить итоги первого десятилетия третьего тысячелетия. Причем итоги эти можно оценивать как по формальным показателям (состоялось ли удвоение ВВП, как торжественно обещали, к примеру), так и по неформальным (решение основных проблем).

Действительно, формальные экономические статистические показатели могут представлять вполне хорошую картину, в то время как неформальные - давать картину совсем обратную, или, дипломатично выражаясь, неоднозначную. Может быть, заметим, и наоборот. Дискуссии на эту тему в мире в последнее время усиливаются. Что важнее?

А важно и то и другое. Все-таки об экономике, о социально-экономической сфере в целом невозможно судить, не опираясь на цифры (желательно, правда, чтобы это была достоверная информация, а в тех цифрах, что приводит официоз, сомнения очень даже имеются). Однако такой анализ должен быть дополнен и качественной оценкой. Такой оценкой могло бы стать сравнение того, насколько успешным оказалось за определенный промежуток времени решение основных проблем.

Итак, что выделялось в качестве основных проблем в начале 2000-х годов? Что волновало население и бизнес? Да и государство вынуждено было признавать обозначаемые тогда проблемы.

Первое: коррупция.

Второе: состояние ЖКХ.

Третье: надежность пенсионного обеспечения.

Четвертое: инфляция.

Итак, коррупция. Все свидетельствует об одном: эта зараза распространилась и углубилась так, что становится просто невыносимой для страны. И все это одновременно с признанием российскими властями приоритетности борьбы с коррупцией.

Как так получилось в процессе этой «борьбы», что уже даже rонтрольное управление администрации президента признало: только на госзакупках воруется около 1 трлн. рублей в год? Вот самые свежие данные: в министерстве умницы г-на Христенко за каждую денежную инъекцию с бизнесменов берут «откат» в размере от 30 до 70% от цены вопроса. Это данные не с потолка, а от конкретного предпринимателя из Иванова, рискнувшего покуситься на щедроты государства. Так у Христенко самое образцовое министерство, что же в других-то делается?

Это раньше высокопоставленных чиновников раздражали рейтинги восприятия коррупции организацией «Transparency International Россия», которые свидетельствовали об усугублении проблемы коррупции в стране. Теперь: у России 154-е место из 178 стран, и чиновники сами добавляют информации, свидетельствующей о провальности антикоррупционной политики.

Как вообще так получается, что борьба с коррупцией привела к ее усилению? Понимаю, это неприятный вопрос, но отвечать-то на него надо. У меня есть своя версия ответа. Однако хотелось бы услышать что-нибудь вразумительное и от властей, так рьяно борющихся с коррупцией. Считаю, что никакой истинной, стратегически выверенной борьбы с коррупцией у нас не велось и не ведется. Да, что-то там делается (публикация задекларированных данных о доходах, принятие разного рода документов, создание соответствующих органов и т. п.), но это так, «для галочки». Такие «красивости» для отчетов.

Хотите реально бороться? Начинайте с себя. Докажите, что высший слой чиновничества у нас абсолютно чистый, что их собственное и членов их семей имущество «нажито непосильным трудом».

Введите институт пожизненного декларирования доходов для высших чиновников и их родственников, причем, не только близких, но и пошире. Ведь латифундию на Канарах вполне можно записать и на тестя или внучатого племянника. Тогда госслужба не будет восприниматься как место, куда можно «сходить и подзаработать», обеспечив себя и своих детей, пра-правнуков и т. д. безбедным существованием на долгие столетия вперед.

Известно, что наши чиновники любят приводить в пример автора сингапурского чуда Ли Кван Ю. Но почему они забывают первый, самый главный принцип легендарного реформатора - чистая центральная власть?

Да что там сингапурские принципы, в России есть свои аналогичные поговорки-принципы - «рыба гниет с головы», к примеру. Наша «рыбная голова» - это слой высшего чиновничества, думаю, несколько сотен человек.

Однако возвращаюсь к успешным решениям проблемы. Здесь, в общем-то, все ясно и понятно: за 2000-е годы коррупции стало больше, проблема эта стала по-настоящему кричащей. В общем, даже не «двойка» - «единица», вот наиболее объективная оценка властям.

Вторая проблема: состояние ЖКХ - еще одна боль россиян. Вот цитата из рассматриваемой в настоящее время правительственной стратегии по улучшению инвестиционного климата в сфере ЖКХ: «из-за тотальной расточительности и воровства, отсутствия ясных целей» удельные эксплуатационные и инвестиционные затраты российских предприятий ЖКХ в три-четыре раза выше, чем в Европе.

И это еще скромно сказано, много больше, чем в четыре. Взять хотя бы гнусно знаменитые ежегодные «подарки» в виде абсолютно бесстыжих повышений тарифов на газ и электричество. И не на чуть-чуть, в пределах официальной инфляции, а дважды в год по 15%! И это гадит ни какая-то «управляющая компания Рога и Копыта», а само правительство, на словах борющееся с коррупцией. Сам «борец» занимается неприкрытым грабежом. Чистая центральная власть? Да ею и не пахнет!

Можно долго перечислять проблемы ЖКХ, но конец 2010 года, когда котельные взрывались, люди оставались без света, сосульки убивали людей и т. д., обнажая все лицемерие захватившей власть клики прохвостов, реалистично показал, что вывод опять же однозначен: состояние этой чрезвычайно чувствительной для граждан сферы остается вопиющим.

Несмотря на баснословные деньги, полученные государством благодаря взлету мировых цен на нефть в «сытые нулевые», инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства находится в неудовлетворительном состоянии; сама отрасль осталась по существу нереформированной; растущие тарифы на услуги ЖКХ даже отдаленно не соответствуют их качеству.

Или вот пенсионное обеспечение. Ну, здесь-то, казалось бы, явный, однозначный прогресс. Да, пенсии повысили в 2009-2010 годах существенным образом (за два года более чем на 70%). Это была такая, знаете ли, «фишка» российской антикризисной политики. Так примерно чиновники и говорили: никто в мире в кризисные годы так не поступал - мы сделаем. Кстати, когда говорят «никто в мире» (что действительно так), это серьезный повод задуматься, настолько ли правильно было так делать. В мире дураки, что ли, совсем ничего не понимают?

Нет, понимают они. Понимают пагубность подобной игры в популизм. Понимают, что по существу меры социальной поддержки - это не антикризисные меры, от которых экономика разворачивается к быстрому и уверенному восстановлению. Это меры по минимизации негативных социальных последствий кризиса. Разница есть, и она огромная между такими мерами и тем, как реально стимулировать экономику.

Те же пенсии можно повышать по-разному. Можно «махануть», а там, типа, разберемся. А можно сначала индексировать, но при этом создавать нормально работающую пенсионную систему, которая в средне- и долгосрочной перспективе обеспечит и большую прибавку, и, самое главное, устойчивость пенсионного обеспечения. Но этого сделано не было.

Увы, мы пошли по первому пути. Естественно, были вынуждены повысить социальный налог (теперь он в виде страховых платежей) с 26% до 34%, значительно увеличив тем самым налоговую нагрузку на бизнес с 1 января 2011 года. Поведение бизнеса в этом случае предсказуемо: он или уходит в тень, или вообще сворачивает свою деятельность. Ну и откуда в таком случае будут браться деньги на выплату пенсий?

И еще. Все уже обратили внимание, сколь настойчивыми становятся спекуляции на тему о повышении пенсионного возраста. Хотя все прекрасно понимают, что в стране со средней продолжительностью жизни мужчин 59 лет говорить об этом, по крайней мере, смешно. Это означало бы просто отказ от пенсионного обеспечения.
И все эти словоблудия имеют место быть потому, разумеется, что устойчивость пенсионного обеспечения в стране не только не повысилась, но реально снизилась. Острота этой проблемы пока не обнажилась полностью. Однако все к тому идет. Значит, и эта проблема за минувшее десятилетие не стала меньше, потенциально она стала гораздо больше. Объем трансфертов федерального бюджета в Пенсионный фонд будет только расти: 2011 год - 2,3 трлн рублей, 2012 год - 2,6 трлн рублей, 2013 год - 2,8 трлн рублей.

А между тем, причина провала принятой некогда с большой помпой пенсионной реформы на поверхности: в стране с такой высокой инфляцией, кстати, раздуваемой самим государством, когда за год цены практически удваиваются, ни о какой накопительной системе речи быть не может.

Наконец, инфляция. Мало того, что власть всячески скрывает истинное положение в этой области, говоря постоянно о мифических «9%», тогда как невооруженным глазом видно, что цены повышаются в разы, так еще ложь сопровождается неприкрытым потворством инфляции. Да что там потворством, государство и является тем единственным источником, который и раздувает инфляцию. С одной стороны повышая те самые тарифы, причем отнюдь не на 9%, а с другой повышая оклады чиновникам и «людям в погонах». Кто спорит, плохо, что у офицеров не всегда есть своя квартира, но почему такое рвение именно к армии, в которой, кстати, служат не только офицеры, и те, что не офицеры, живут в поистине спартанских условиях, иногда даже в нетопленных казармах? Уж не потому ли, что очень хочется, чтобы армия выступила против народа, когда насквозь прогнившую и завравшуюся власть призовут к ответу?

И инфляция не уменьшается, как обещало правительство, а наоборот, нарастает. Особенно это было заметно в прошлом году, когда цены на отдельные товары вообще сорвались с цепи, причем, товаров этих были полные склады и ссылки на неурожай есть просто разговоры в пользу бедных. Взять хотя бы тот же хлеб, который нещадно вывозился за рубеж, несмотря на галопирование цен на внутреннем рынке. Мафия политическая в сговоре с хлебной мафией набивали карманы за счет народа.

Но, может быть, не все так плохо с решением основных проблем? Да, не все так плохо. Вот, к примеру, число бедных в стране, якобы, стало меньше. Хотя и это вранье. Один студент по договоренности с телевидением попробовал прожить на «прожиточный минимум», и был вынужден прекратить эксперимент из-за угрозы развития дистрофии. Факт то, что ключевые проблемы остались нерешенными. Минувшее десятилетие с этой точки зрения оказалось просто потерянным. Жалко, досадно...

Вдвойне жалко и досадно потому, что все было в наших руках, точнее, в руках властей. Был и фарт в виде мировых цен на нефть, о которых в конце 90-х годов прошлого тысячелетия даже не мечтали. Не смогли, не сумели... Вернее, не захотели. Специально демонстрировали энтузиазм того самого лежачего камня, под который, как известно, вода не течет.

Валентин Спицин.


Рецензии