Слона-то ты и не приметил...

Вот и состоялось очередное послание Президента Федеральному собранию.

Не будем кривить душой, утверждая, что ждали его в России и в мире как манны небесной.
Все, кто хоть в малой мере симпатизирует России и желает ей добра, кому невыносимо глядеть на ее страдания, длящиеся столько, сколько она существует, - все понимали, насколько в этой теме трудно сказать что-нибудь новое, неожиданное, прорывное.

Сразу оговоримся, что не будем говорить о грустном. О принципиально не решаемом в рамках существующего клептократического общественного устройства. Оставим за скобками то, что государство наше не соответствует даже своей конституции: оно не демократическое и, уж тем более, не социальное. Не затронем огромное имущественное неравенство и дикую несправедливость в распределении доходов, когда 10% нетрудящихся забирают себе 90% заработанного трудящимися, из-за чего 60% населения России по всем цивилизованным нормам являются нищими и абсолютно бесправными.

Об этом уже сказано-пересказано, да и сам гарант это как-то стыдливо оставил за скобками. Поговорим больше об экономике. Абстрактно, так сказать. Ибо не переломив вышесказанное, - какая уж тут «Россия, вперед», - двигаться можно только ползком на кладбище.

Но подыграем хорошему человеку. Пусть он и занимает пока по данным Forbes всего лишь 43-е место по степени влияния (Путин 3-е), но лично мне симпатичен, - вам, думаю, тоже. Он хоть и применительно к подлости, но пытается говорить о неких реформах. Другие и этого не делают, молча хапают себе и хапают, готовясь к переезду в Лондон. Они, похоже, – хирурги, а ему досталась роль анестезиолога.

Итак, начнем, благословясь.
Уже добрую пару тысячелетий князья, цари, вожди, а теперь вот и президенты призывают к модернизации и называют конкретные сроки наступления начала сбора урожая ее плодов. Приснопамятный Никита даже доболтался в бытность до того, что обещал в 1980-м году коммунизм, т.е. Царствие Небесное на Земле. И даже пророчески тогда предрекалась та «архимедова точка опоры», которая обеспечит это чудо чудес. Кукуруза.

Подвела «царица полей», - потом, уже в том 80-м, шутили, что «вместо объявленного ранее коммунизма в СССР состоятся Олимпийские игры».

Ну, Никита был глупым неграмотным свинопасом, что с него возьмешь. Вот хоть Сталина развенчал и миллионы ни в чем не повинных людей из лагерей выпустил, - и за это ему огромное спасибо. А Дмитрий Анатольевич профессор, признанный ученый. Тут уж не до шуток. Ждали, конечно ждали. Не чуда, так хотя бы проблеска света в конце туннеля.

Однако, похоже, опять не дождались.
Проблемы России на протяжении истории практически не изменились. И главным врагом нашего процветания по-прежнему являются даже не коррупция и не лень с безынициативностью русских. Известно, что если речь заходит о незаконном отъеме чужой собственности и последующем алкогольном возлиянии – тут наши соотечественники по части инициативы дадут сто очков вперед любому иному народу. Хоть французам, хоть американцам. Но не по части производства. Почему так?

Главный враг России – ее климат. И, к сожалению, тут наш профессор еще явно не врубился. Слона-то он и не приметил.

Как и все до него, он говорит о необходимости инноваций и модернизации, предлагает для этого снизить налоги, установить систему льготных кредитов и т.п. Очень похоже на то, что говорили его предшественники от Петра I до Столыпина и Витте.

Но мы знаем, что несмотря на заметные успехи этих реформаторов, в конечном итоге все их реформы захлебывались, выдыхались, как бы налетая на непреодолимую стену. На то, что производить в России практически все что угодно, за что ни возьмись, - не выгодно.
Потому, наверное, у нас такое тощее предпринимательство и такое жирное воровство. Может, зря грешим на загадочный русский менталитет, может, и менталитет-то этот есть производная от того, что вложиться-то не во что. А украсть – широкий простор. При номенклатурных связях - вообще Эльдорадо. Вот только что генерал-губернатор Громов объявил, что «уважаемые люди Подмосковья» скупают недвижимость в Нью-Йорке кварталами. А что уж говорить про Москву.

Назовите мне хотя бы десяток идей, которые выгоднее развивать именно в России, а не в другой стране. Я лично нашел только три: фруктово-ягодное виноделие, ветроэнергетика и питьевая вода. Последняя, правда, под большим вопросом: при таком уровне загрязнения окружающей среды во всем мире как могут оставаться чистыми дождь и снег, выпадающие в нашей хронически несчастной юдоли? Второй пока не хватает для полного счастья сверхпроводящих ЛЭП. Ладно, пусть будут три. Но это же все равно неприлично мало. С таким потенциалом только от большого отчаяния можно решиться на инвестиции. Какой инвестиционный климат тут ни создай, - природный климат все твои старания все равно перешибет.

Если посаженные здесь помидоры уже в середине июля, прямо после цветения, чернеют от ночных заморозков, то как можно говорить об овощеводстве? Да, конечно, в теплицах помидоры выращивают даже в Анадыре, но какой ценой? Ее, цену эту, никакие льготы вкупе с жесточайшим энергосбережением не скомпенсируют. Помидоры турецкие все равно будут дешевле наших.
Если на каждый рубль, вложенный в производство, приходится тратить два на борьбу с климатом, то о какой экономике кроме сырьевой вообще может идти речь?

В мире нет стран с климатом, столь же суровым как наш, где существовала бы тучная экономика. На просторах с подобными спартанскими условиями люди просто не живут. Яркий пример тому Ньюфаундленд или Огненная Земля.
И не случайно Россия никогда в своей истории не была процветающей страной. Не случайно. И при подготовке Послания можно было бы об этом и вспомнить. Не вспомнили.

Да, подвели президента спичрайтеры. Хоть бы не поленились по Интернету полазить, там на эту тему материала полно. Видимо, уверены, что прокормить полтораста миллионов человек можно хоть в Антарктиде.

Конечно, можно от мира и отгородиться забором с колючей проволокой, нам не впервой. Тогда выгодно-невыгодно станет праздным вопросом. Но, как показывает и наш, и мировой опыт, это не есть хорошо. Загораживаться от мирового рынка как сейчас пошлинами и делать вид, что таким образом мы защищаем отечественного производителя, - это позиция неумного страуса. Натуральное хозяйство в осажденной крепости по типу большевистского СССР – верный путь к краху.

Все эти соображения очевидны любому, кто способен анализировать.
Но как все же России найти свою нишу в мировом производстве, какие товары мы могли бы производить с выгодой для себя и торговать ими, покупая на вырученные деньги все остальное, что нам производить не выгодно, включая и те самые помидоры, - об этом в Послании ни полслова.

Модернизация, модернизация... Что толку модернизировать заведомо нерентабельные отрасли? Какой смысл вбухивать деньги охапками в ту же хлопкообрабатывающую текстильную промышленность, если ее экзотическое сырье от доставки сюда дорожает вдвое, и при самой суперсовременной модернизации и непьющих рабочих все равно гарантирован убыток не менее 8%?

Как быть? Покривить земную ось, чтобы здесь росли хлопчатник и помидоры, а куры могли бы гулять круглый год в открытых вольерах, как в Аризоне? Этого мы пока не можем. И навязшие в зубах рассуждения о «глобальном потеплении» здесь, в России, воспринимаются как издевательство. Теплее стало только зимой, с -40 до -20.

Значит, надо приспосабливаться. Но как? Никто не знает. И, что самое страшное, и не пытается узнать.
По крайней мере, уж никак не путем наращивания экспорта зерна. Вообще экспорт продовольствия в России всегда приводил к обнищанию народа и социальным катастрофам. Ну нет и не может быть здесь излишков продовольствия! Глупость все это. Крайне опасная и бесперспективная. Если не прямая диверсия.
Климатическая зона наша по классификации биопроизводительности относится к скудным. По этому основному показателю на карте мира мы окрашены в тот же цвет, что и Экваториальная Африка.

Прежде, чем говорить о модернизации, нужно определить выгодные направления по отраслям. Прекратить райсобес для провальных и сосредоточить внимание на перспективных. Сейчас нужно не тарабанить языком, а шевелить мозгами, искать всем миром этих самых, перспективных. Их немного, но они, уверен, есть, и их много больше, чем три.

Благодаря техническому прогрессу у нас теперь куда больше шансов разорвать круг обреченности, чем было у Столыпина, и стать, наконец, вровень с цивилизованными странами.

Только надо найти независимые от дождей, морозов и географии конкурентоспособные точки роста, а не валить деньги куда попало. Нужно искать! Иначе весь пар уйдет в свисток, как это уже не раз бывало. Ресурсы наши превратятся в нули на счетах и дворцы в Лондоне, а мы останемся в чем мама родила.

Такие вот впечатления от послания Президента, на которое он потратил полтора часа, но от этого ничего никому яснее не стало.

Валентин Спицин.


Рецензии