Малый бизнес. Неужто появился просвет?

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2 до 7% от всех жителей этих стран. Россия, так же, не является исключением из этого правила. В нашей стране уже по разным источникам от 0,5 до 2,7% людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь, и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути. Потому, что это позволяет людям получить контроль над своим будущим, объединить работу и личную жизнь, стать значимой величиной в обществе и бизнес сообществе и возможность владеть собственностью, которую можно передать своим детям.

Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Об этом в среду сообщила пресс-служба Кремля.

В указе, в частности, говорится:

    "В целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и  среднего предпринимательства, постановляю:

    1. Правительству Российской Федерации:
    а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих: усиление гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора);
проведение планового мероприятия по контролю (в том числе по отдельным видам лицензионного контроля) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) не более чем один раз в три года (кроме налогового контроля);

проведение внеплановых мероприятий но контролю в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства только в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни или здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта Российской Федерации;

преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;

замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий;

исключение внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также возможности составления должностными лицами этих органов протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности;

наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом определять порядок предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе занимающимся социально значимыми видами деятельности, помещений в аренду на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) за счет специально выделенных для этой цели помещений и (или) порядок продажи в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства арендуемых ими не менее трех лет помещений с возможностью рассрочки оплаты и без проведения аукциона;

    б) до 1 сентября 2008 г. утвердить план мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства, и до 1 июля 2009 г. представить в установленном порядке доклад о реализации плана мероприятий;   

    в) внести предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

     г) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом;

    д) обеспечить приведение актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Указом.

    2. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:

    а) обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в части, касающейся административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности и избыточного контроля (надзора) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствие с законодательством Российской Федерации;

    б)  до 1 августа 2008 г. представить в установленном порядке доклады о проделанной работе.

    3. Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах в целях координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере малого и среднего предпринимательства образовать советы по содействию развитию малого и среднего предпринимательства с включением в их состав представителей общественных объединении субъектов малого и среднего предпринимательства.

    4. Образовать при соответствующих федеральных органах исполнительной власти совещательные (координационные) органы по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, с привлечением к их работе представителей субъектов малого и среднего предпринимательства и (или) их общественных объединений.

    5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания".

Президент провел ранее совещание по проблемам малого бизнеса, на котором заявил, что "хотел бы сегодня же подписать указ о мерах по развитию малого предпринимательства, прежде всего, связанных с необходимостью снятия избыточных административных барьеров". Он пояснил, что речь идет об уменьшении числа проверок, устранении внепроцессуальных прав ОВД в этой сфере, переходе к уведомительному порядку регистрирования предприятий и других мерах.

Как напоминает ИТАР-ТАСС, в конце марта по итогам прошедшего в Тобольске заседания президиума Госсовета, посвященного проблемам малого бизнеса, Медведев объявил о намерении "провести ревизию "всего нормативного материала", связанного с отношениями госорганов и малых предпринимателей".

А еще он сказал, что доля населения страны, занятого в малом бизнесе, к 2020 году должна составлять 60-70 процентов.



Вот интересная выборка по ряду стран, включая и нашу.


Страна Население, тыс.чел. «Малых» предпринимателей,

% от населения страны Доля населения, занятого на предприятиях малого бизнеса,

% от  всего населения страны Доля малого бизнеса в ВВП, % Среднее количество занятых на  одном предприятии, чел.
Германия 81338 2,8 22,8 50-52 8,0
Италия 59547 6,6 28,2 57-60 4,2
США 306000 2,4 22,9 50-52 9,6
Япония 128000 5,0 30,9 52-55 6,0
Россия 142000 0,6 5,8 10-11 9,9


Как видно, 60-70 процентов – цифра чересчур амбициозная, нам хотя бы сравняться по этому показателю с США и Германией, и то был бы прорыв. Россия более десяти лет ставит задачу преодолеть планку 1 млн. малых предприятий. Безуспешно. Правда, число индивидуальных предпринимателей формально достигло 3 млн. (реально работающих много меньше), однако общее количество занятых на малых предприятиях составляет лишь 7,5% трудоспособных граждан или 5,8% от всего населения.

Не вызывает особого оптимизма участие российского малого бизнеса в технологически продвинутой экономике. 72% оборота этого сектора приходятся на долю предприятий, работающих в сфере услуг и торговли, на промышленность и строительство 3,5 и 7%, соответственно. Остальная часть – предприниматели сферы науки, инноваций, высоких технологий. Власть и сам бизнес не удовлетворены состоянием стагнации этого сектора экономики. Время от времени они предпринимают оформленные законодательно шаги, которые в некоторой степени способствуют увеличению степени свободы предпринимательской активности. Но прорыв в развитии бизнеса не получается. Ну, прибавляется по 50 тыс. малых предпринимателей в год. Но почти столько же и сворачивается.

Но вот, наконец, государство сосредоточило свои усилия на снижении административных барьеров на бизнес. Ведь сейчас малые предприниматели тратят на их преодоление 1,2 трлн. руб. в год. Это 20% федерального бюджета. По признанию главы «ОПОРА» Сергея Борисова, у малого бизнеса «коррупционная составляющая – гигантская. В 2007 году она составила почти 10% выручки». А в Санкт-Петербурге и Москве этот показатель много больше. Не зря Владимир Путин недавно на пресс-конференции назвал «ужасом» деятельность государства по регулированию малого бизнеса.

Кроме того, новый президент особо подчеркнул, что малый бизнес «должен стать одним из ведущих и по росту производительности труда, по технической оснащенности, и по инновационной активности. В целом он должен играть важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии страны.

Так что, может, теперь у представителей малого бизнеса будет больше поводов для оптимизма. Поживем – увидим. Наши чиновники очень хорошо умеют любой хороший закон окружить таким тухлым коконом из ведомственных инструкций, который сводит все прелести закона на нет. Вот, например, «проверки производить не чаще одного раза в 3 года». Это как, одной конторе или всем? Если одной, то контор-то у нас столько, что эти «3 года» легко превращаются в 3 дня.

В общем, годы, прошедшие с 2008 года, никакими «всплесками» малого и среднего бизнеса не ознаменовались.

Валентин Спицин.


Рецензии