Штрихи к биографии Семёна Надсона

Из Дневника  Семёна Надсона .

Я долго счастья ждал — и луч его желанный
Блеснул мне в сумерках: я счастлив и любим;
К чему ж на рубеже земли обетованной
Остановился я, как робкий пилигрим?
За мной — глухая ночь и годы испытаний,
Передо мной — весна, и ласка, и привет,
А я... мне точно жаль умчавшихся страданий,
И с грустью я смотрю минувшему вослед...

Не называй меня безумным, дорогая,
Не говори, что я солгал перед тобой;
Нет, я люблю тебя, как мальчик, отдавая
Всю душу, все мечты, всю жизнь — тебе одной.
Но отголоски гроз недавнего ненастья,
Как голос совести, твердят душе моей:
«Есть дни, когда так пошл венок любви и счастья
И так прекрасен терн страданья за людей!..»
1883
+++
Он выпил до дна свою горестную жизненную чашу  только за то, что был талантлив и за то , что родился евреем . Да ещё в царской России . Впрочем , еврею , да ещё талантливому , трудно во все времена ! Хотя евреем он был наполовину .Но « на каждый роток не накинешь платок » !

  Родился в Петербурге 14 декабря 1862 года. Мать его происходила из русской дворянской семьи Мамонтовых; отец, еврейского происхождения, был чиновником; человек даровитый и очень музыкальный, он умер, когда Надсону было два года. Вдова его осталась без всяких средств  с двумя детьми ...

Тяжелое детство мне пало на долю:
Из прихоти взятый чужою семьей,
По темным углам я наплакался вволю,
Изведав всю тяжесть подачки людской.
Меня окружало довольство; лишений
Не знал я,- зато и любви я не знал,
И в тихие ночи тревожных молений
Никто над кроваткой моей не шептал.
Я рос одиноко... я рос позабытым,
Пугливым ребенком,- угрюмый, больной,
С умом, не по-детски печалью развитым,
И с чуткой, болезненно-чуткой душой...

  Но  Семён Надсон ещё при жизни понял всю радость своего земного бытия , хоть и прожил микроскопически мало ,  -  двадцать четыре года .
   
  Не « прожил » , а ЖИЛ , поправляю себя .
   
   Я стою у маленького двухэтажного домика , что находится в Крыму , в Ялте  , на улице Бассейной и читаю мемориальную доску :

           « ЗДЕСЬ ЖИЛ И УМЕР В 1887  ГОДУ ПОЭТ СЕМЁН ЯКОВЛЕВИЧ НАДСОН » .

  И в ушах моих  слышатся всплески Чёрного моря , весёлые вскрики праздношатающиеся  по ялтинской  набережной  , и сами собою в памяти всплывают стихи будущего лауреата Нобелевской премии Ивана Бунина : «Над могилой Надсона» :

Не говорите мне «он умер».
Он живёт!
Пусть жертвенник разбит –
Огонь ещё пылает ,
Пусть роза сорвана  -
Она ещё цветёт ,
Пусть арфа сломана  -
Аккорд ещё рыдает …

  Над домиком Надсона , - так его сейчас зовут ялтинцы! – свод неба удивительно чист и ярок . Так сейчас  , так было тогда , и так , надеюсь , будет всегда !..
  А я пытаюсь «прожить» его жизнь . Да что там  -  прожить ! Пройти по его жизненным дорогам .

  В этот « домик  Надсона « привела Семёна Яковлевича тяжёлая болезнь  и хозяин дома Абрам Цибульский сдал Поэту три небольших комнатки на втором этаже  за умеренную плату , - в курортной Ялте квартиры дороги во все времена!

« … И вот я на юге , как говорят поэты . Не скажу , чтобы мне пока здесь очень нравилось : после Ниццы Ялта кажется довольно невзрачной , - зато я чувствую себя несколько лучше »

  А , прожив в Ялте несколько месяцев , Семён Надсон пишет одной из женщин  влюблённой  , скрывающей под именем « Любочка » и за инициалами « Л В Ф » :

« Меня как поэта вы воображаете среди каких-нибудь райских кущей , сидящего на ветке рододендрона и бряцающего на лире . На самом деле я чаще возлежу на диване в комнате или на балконе , выходящем в хорошенький сад , окружающий нашу дачу , и всю красоту моей обстановки составляют крымские горы с Ай-Петри во главе ,  да ясное небо , да дальнее море . Несмотря  на то , что я живу вне города , я не могу жаловаться на недостаток общества . Знакомых у меня образовалось огромное количество…» .

Один из ялтинских знакомцев  Антон Павлович Чехов , скажет о нём :

«Надсон  -  поэт гораздо больший , чем все современные поэты  взятые  вместе …»

В этом домике  Семён Надсон  пережил счастливые и трагические дни . Здесь , в этом доме , увенчанной  сегодня мемориальной доской , он получил известие о присуждении ему Пушкинской премии Академии наук  за , вышедший в 1885 году сборник  «СТИХОТВОРЕНИЯ» , выдержавший прижизненных пять изданий .
   Однако , дни его были сочтены . Вот что писал Надсон в своей автобиографии :

«…  В 1884 году начал умирать .  Затем – честь имею кланяться …»

   Я сознательно отвожу в сознании своём , все жизненные  нюансы  , отравившему жизнь Поэту . Но , увы , понимаю : лёгкой жизни  у поэтов не бывает . Особенно  -  у талантливых .
   
   Надо заметить , что несмотря на любовь народную – особенно его любили женщины! – были у Семёна Надсона и враги  . После присуждения ему Пушкинской премии , удвоились . Возглавил это движение  , известный своей нелюбовью к инородцам  Виктор Петрович Буренин , как написал о нём И . Гончаров  , « Бесцеремонный циник , пренебрегающий  приличиями в печати « . Но был  Виктор Буренин и самым читаемым и ярким фельетонистом  Х!Х века  и , написанные им фельетоны и критические этюды , привлекали  читающую публику .
Буренин  обвинил Поэта  в том , что  тот здоров , как бык  и  только притворяется больным  и , только благодаря мнимым болячкам своим , выклянчил себе Пушкинскую премию …

   Отравленные , своей несправедливостью , словеса  попали точно в цель! Попали в легко ранимое сердце Поэта , - на нервной почве  парализовало руку и ногу… Слабеющей рукой он всё же ответил :

«Если  бы он  ( Буренин ) говорил обо мне , как о поэте , я бы не обратил никакого внимания  на его отзывы , хорошо понимая  , чем они внушены … Но он глумится над моей личностью , над моим отношениям к близким мне людям  , над посвящением моей книги . Он возводит на меня самые нелепые и несправедливые  клеветы …»
И – вывод :
«… Если литераторы не будут протестовать против  Буренина  , я должен буду ехать в Петербург , чтобы своими силами отстаивать свою честь . Роковой этот шаг будет , по всей вероятности , смертельным …
        Я понимаю , что каждый уважающий себя человек  должен быть выше клеветы , но всему есть  границы …»

   Через месяц , после написания этих строк ,  Семёна Надсона не стало .На пароходе «Пушкин » свинцовый гроб с его телом был доставлен в Одессу , оттуда – в Петербург .
     До Волкова кладбища  молодёжь несла гроб со своим кумиром  на руках .

ИДЕАЛ

Не говори, что жизнь - игрушка
В руках бессмысленной судьбы,
Беспечной глупости пирушка
И яд сомнений и борьбы.
Нет, жизнь - разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.

Внизу, воздвигнуты толпою,
Тельцы минутные стоят
И золотою мишурою
Людей обманчиво манят;
За этот призрак идеалов
Немало сгинуло борцов,
И льется кровь у пьедесталов
Борьбы не стоящих тельцов.

Проходит время,- люди сами
Их свергнуть с высоты спешат
И, тешась новыми мечтами,
Других тельцов боготворят;
Но лишь один стоит от века,
Вне власти суетной толпы, -
Кумир великий человека
В лучах духовной красоты.

И тот, кто мыслию летучей
Сумел подняться над толпой,
Любви оценит свет могучий
И сердца идеал святой;
Он бросит все кумиры века,
С их мимолетной мишурой,
И к идеалу человека
Пойдет уверенной стопой!


Рецензии
Любимый поэт юности. Спасибо, Михаил Леонидович!

Татьяна Алейникова   05.12.2011 19:21     Заявить о нарушении
Наше поколение читало одни и те же книги ( некоторые выбивались из этого ряда , как мы с вами !) , одни кинофильмы смотрели , отсюда и общее мышление .

Михаил Лезинский   05.12.2011 19:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.