Свет и тьма Владимира Высоцкого

Его знают и любят все. Не могу припомнить хоть одного человека, которому не нравилось бы творчество Владимира Высоцкого. Он был одним из нас, самобытная противоречивая личность эпохи развитого социализма. Человек, который пел время. Одни авторы дают в своих произведениях срез времени, другие отражают особенности системы ценностей и человеческого характера, Высоцкому удалось в своих песнях объединить людей и время, дать срез эпохи в лице различных социальных персонажей. Он творил ярко и талантливо, обладал необыкновенной энергетикой. Много успел, жил на износ.
Иногда кажется, что чем талантливей человек, тем удачней и счастливей складывается его судьба. Был ли счастлив Владимир Высоцкий? Думаю, нет. Он мог понять любого человека, влезть в его шкуру, сделать его героем своей песни, спеть его судьбу. Но перепеть свою судьбу был не в силах. Он шёл напролом обществу, но плыл по течению своей жизни. Усложнял отношения с женщинами, идеализировал друзей, мог конфликтовать с коллегами, пил, гулял, бросался в омут с головой, перескакивал из одной крайности в другую. С одной стороны, отрицал ценности общества, с другой стороны, жил в этом обществе, был вынужден действовать по его правилам, с третьей стороны, пытался официально реализоваться и получить признание. В то же время был всенародно известен, любим, реализован и признан. Этого было не то, чтобы  мало - хотелось большего, хотелось другого. Больше свободы, больше возможностей, больше ролей и выступлений, книг и пластинок. И в то же время было понимание, что это не сделало бы его счастливым. Он бежал от самого себя к самому себе. Понимал безысходность ситуации, но не смог преломить её. Он мог быть только самим собой, делать всё больше, лучше, с более мощными выплесками энергии. Но изменить ситуацию был не в силах. Даже если бы он при жизни получил официальное признание, это ничего бы не изменило в его внутреннем восприятии. Время не стало бы другим, а он мог только отображать своё время максимально искренне и правдиво.
В чём секрет гениальности Высоцкого, откуда идёт его мощная энергетика, чем он отличается от своих современников? Развод родителей, жизнь с отцом в Германии, брак с француженкой – это всё внешнее. Остальное как у всех. Послевоенное детство, молодость времён хрущёвской оттепели, зрелость времён застоя. Поиск, метания, неустроенность. Эта неустроенность была в глубине его личности. Даже когда внешне всё выглядело гладко какой-то древний инстинкт, голос крови гнал его вперёд, заставлял искать новые измерения в привычных вещах, вкрадчиво звучал в глубине души – Давай ещё, ты можешь, можешь! И он рвал себя, рвал струны, пытаясь прыгнуть вверх и вперёд, ввысь и вглубь одновременно. Он видел не картину жизни, а саму жизнь, это опустошало и придавало сил одновременно. Но он не смог протащить себя через эти измерения, сохранить целостность. Словно в каждой песне, в каждой роли он оставлял частичку себя, чтобы дать другим прикоснуться к жизни через него. Он разрушал и созидал одновременно, но разрушал себя, а созидал для других. Он не умел иначе. Высоцкий рано ушёл, но остался единственным.

Углич 4-5 декабря 2011

Как говорят, главная трагедия Владимира Высоцкого - он не жил так, как он пел.
Королёв 22 декабря 2011

Сегодня за ужином опять заговорили о Высоцком.
Зрелость человека отражается в умении строить отношения с разными людьми. Возможно, Владимир Высоцкий всю жизнь оценивал человеческие отношения через призму предательства. По большому счёту, предательства не существует, часто это человеческое восприятие. Когда человек не оправдал чьих-то ожиданий, легче объявить его предателем, чем попытаться понять и принять. С военными изменами более-менее понятно - человек ради личных интересов перешёл на сторону врага. Сложно выстраивать личные отношения по меркам военного времени, особенно тем, кто не воевал. Это очень осложняет жизнь тому, кто считает себя преданным.
В детстве маленький Володя попал с матерью в эвакуацию в Оренбургскую область. Мальчик был сильно привязан к маме. Женщины работали сутками, дети находились под чужим присмотром. Находясь рядом видеться с мамой получалось редко. С войны отец вернулся в другую семью. Когда отец с новой женой был направлен на прохождение службы в Германии, мать приняла решение, что мальчику будет лучше поехать с ними. После возвращения из Германии Владимир жил в Москве с мачехой, отца отправили служить в Киев. Мать тоже вышла замуж, но отношения с отчимом у Высоцкого не сложились.
Сейчас сложно сказать, когда Владимир Высоцкий начал рассматривать отношения с точки зрения предательства, но этот урок он безуспешно пытался отработать всю жизнь. Он боялся быть преданным, всё время искал подтверждения верности и честности, пытался быть таким сам. Но почему-то друзьям доставалось больше чем семьям. Он всегда искал поддержки, придавал семье большое значение, но сам не мог дать близким людям то, чего хотел получить от них. Он всю жизнь искал себя и бежал от себя. Боялся заглянуть в себя и искал ответ в других. В большинстве своих песен он пытался прожить кусок чужой жизни и испытать чужие чувства так, если бы чувствовал это сам.
Но в войне с самим собой победителей не бывает. Нельзя всю жить бежать, уходя от того, чего не хочешь принять. Оно догонит в самый неподходящий момент. Тёмная сторона своей души может оказаться страшнее чужого предательства. И разрушительней. Чем сильней был надрыв в песнях Высоцкого, тем дальше он уходил от себя, от своей целостности. Он не мог жить иначе, не мог перестать быть собой.

Королёв 19 июня 2013


Рецензии
Очень сильная и мудрая статья посвящённая великому человеку. удачи в творчестве.

Александр Михельман   27.12.2011 17:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, с днём защитников Отечества!

Елена Разгон-Скорнякова   23.02.2012 22:18   Заявить о нарушении
И вас поздравляю с этим праздником.

Александр Михельман   24.02.2012 16:06   Заявить о нарушении