Глава 8. На кубок Чёрного моря
В ГОНКЕ.
Седьмого августа 1981 года в порту Сочи стартовали очередные традиционные соревнования крейсерских парусных яхт на «Кубок Чёрного моря». Эти соревнования ежегодно организовывались Комитетом по физкультуре и спорту при Совете министров СССР совместно с редакцией газеты «Водный транспорт».
Более 50 яхт из Одессы, Николаева, Киева, Днепропетровска, Жданова, Евпатории, Севастополя, Таганрога, Ростова, Новороссийска, Геленджика, Сочи и Поти в течение двух недель вели борьбу за Кубок. Дистанция, которую предстояло пройти яхтам, была разбита на пять этапов:
1) Гонка по треугольному маршруту (30 миль) на рейде Сочи:
2) Гонка по саршруруту Сочи - Поти (130 миль);
3) Гонка по маршруту Поти - Евпатория (450 миль);
4) Гонка по маршруту Евпатория - Одесса (150 миль);
5) Гонка по треугольному маршруту (30 миль) на рейде Одессы.
Кроме того, яхтсменам предстояло пройти сотни миль от своих портов до места старта, и от места финиша – обратно, то есть всего порядка 1500 миль.
В этих соревнованиях участвовала и наша яхта типа «Алькор», прибывшая осенью 1980 года в Новороссийск из Ленинграда по железной дороге. В своё первое дальнее плаванье яхта пошла под названием «Веста». Экипажем командовал яхтенный капитан и профессиональный моряк штурман дальнего плавания В.В.Костенко.
Обязанности старшего помощника капитана исполнял яхтенный рулевой 1 класса В.Г.Якубенко, сотрудник Южного отделения ИОАН. В состав экипажа входили также яхтенные рулевые 1 класса С.А.Клыков (преподаватель музыкальной школы) и А.Д.Безбородько (сотрудник Южморгео), а также яхтенные рулевые 11 класса Ю.А.Антипов, М.Н.Крылов и В.П.Николаев (все сотрудники ЮО ИОАН).
Первого – второго августа, с ночёвкой в Туапсе, мы перешли из Геленджика в Сочи. Здесь уже работали мандатная, мерительная и техническая комиссии при судейской коллегии соревнований. Проверялись яхтенные документы участников соревнований, обмерялись параметры яхт, влияющие на их гоночные характеристики, проверялось техническое состояние яхт – для обеспечения безопасности мореплавания.
Был вывешен список участников соревнований, из которого было видно, что более 30 экипажей возглавляются мастерами и кандидатами в мастера спорта. У нашего капитана В.В.Костенко был первый спортивный разряд.) Накануне старта под свирепыми лучами солнца состоялся красочный парад участников на территории Сочинского яхт – клуба.
Четверо суток, которые наш экипаж провёл в Сочи до первого старта, С.А.Клыков и я занимались делами, в основном чисто хозяйственными: ходили на рынок за продуктами, готовили на газовой плитке яхтенного камбуза обеды и ужины для всего экипажа. С.А. варил прекрасный кубанский борщ.
Ранее я неоднократно бывал в Сочи, и почти каждый раз - всего на несколько часов, ради какого – то одного небольшого дела, сделав которое тут же возвращался домой. Было странно на этот раз несколько дней не спеша ходить по курортному городу. И вообще – никуда не спешить!
И, наконец, первый старт. С интервалом десять минут на дистанцию уходят три шеренги – три стартовых группы яхт. Изнурительное лавирование при очень слабом ветре. Почти десять часов борьбы. И только 12 минут отделили нас на финише от яхты, занявшей третье, призовое место. Не так уж плохо!
На следующий день 8 августа был дан старт из Сочи на Поти. Около полутора суток мы шли в лидирующей группе. Но вечером 10 августа мы слишком близко подошли к берегу в районе мыса Анаклиа. И потеряли ветер. При полном штиле дрейфовали почти 12 часов.
В результате в Поти мы пришли, не уложившись в контрольное время. И таким образом не получили зачётных очков. (Контрольное время – это 125 процентов времени, затраченного яхтой, победительницей в данной зачётной группе.)
Третий, самый длинный этап (Поти – Евпатория) мы прошли относительно неплохо. Надеясь на норд –ост в районе Туапсе – Новороссийска, поначалу от Поти пошли вдоль Кавказского побережья. При слабых ветрах старались использовать попутное вдольбереговое течение. Ощутив вблизи мыса Идокопас давно ожидаемое дыхание норд – оста, «оторвались» от Кавказа, легли на курс точно на запад. к берегам Крыма.
С хорошим норд – остом, опередив многие из яхт, шедших от Поти к Крыму по кратчайшей прямой, мы за сутки с небольшим добрались до контрольной точки, мыса Меганом на крымском берегу. Правда, в последующие часы попадали здесь порой в зоны то полного безветрия, то встречного штормовой силы ветра. В итоге в Евпаторию мы пришли четвёртыми, пройдя 450 миль за четверо с половиной суток.
Очень красиво кавалькада яхт выглядела после старта из Евпатории на Одессу, когда они плотной группой несколько часов шли с попутным ветром, поставив и гроты, и стаксели, и спинакеры. Но за мысом Тарханкут яхты попали в жестокий шторм. Это было серьёзное испытание и для яхт, и для яхтсменов.
Много здесь было порвано парусов, много было различных других поломок, а одной из яхт нашей зачётной группы пришлось даже добираться отсюда до Одессы на буксире – на яхте согнулась металлическая мачта. На нашей же яхте открылась сильная течь в днище яхты. Одному из вахтенных (вахту несли вдвоём) приходилось почти непрерывно откачивать воду.
Тем не менее на этом этапе мы заняли третье место. Точно так же третье место мы заняли и на последнем, пятом, этапе, в 30 – мильной гонке вблизи Одессы. По сумме этапов мы оказались на четвёртом месте. Первое место в нашей зачётной группе завоевали наши соседи – экипаж новороссийской яхты «Цемесская бухта».
Днём 23 августа мы ушли из Одессы, а утром 28 августа ошвартовались у причала Геленджикского порта. Остались за кормой штормы и безветрие, шквалы и дожди, усталость и бессонница. За кормой – 1500 миль морского пути. А в памяти – куча разнообразных впечатлений и картинок. Расскажу о некоторых из них.
Свидетельство о публикации №211120601278
Александр 26 20.05.2015 04:41 Заявить о нарушении
С лучшими пожеланиями
Владилен
Владилен Николаев 30.10.2015 12:45 Заявить о нарушении