Лето-70 в Одессе. Холера. -2

  Ещё немного о борьбе с холерой в городе.

- В  Одессе врачам  работать было очень тяжело, - признается А. Шубин, - опыта мы не имели, многому учились на ходу. Но все мы относились к делу в высшей степени ответственно; никто не смотрел на часы, работали столько, сколько нужно. Не было среди нас равнодушных.
В самый разгар карантина в Одессе Анатолию Шубину исполнилось 30 лет. Но он не мог вспомнить, как отмечал эту дату, и отмечал ли вообще - до такой степени был загружен работой.
Это могут подтвердить все медики- инфекционисты,  кто   занимался борьбой с холерой, среди них была сестра моего будущего зятя, от которой я позже  узнала многие подробности из первых рук.

  О высокой степени самоотдачи  всех работников говорит и  профессор  В.Степула:
- Штаб чрезвычайной противоэпидемической комиссии находился в горсанэпидстанции на улице Комсомольской (ныне - Старопортофранковская).
  Тут работа кипела день и ночь. Особенно целенаправленной стала она после приезда в Одессу академика Николая Жукова- Вережникова.
 
  Для справки:
 
  Жуков-Вережников Николай Николаевич (1908-81) - крупнейший советский микробиолог, иммунолог. Академик АМН СССР (с 1948), ее вице-президент (1949-53). Предложил методы профилактики чумы и холеры. Лауреат Сталинской премии (1950).
 
  «Как только приехал Жуков-Вережников, - вспоминает  В. Степула, - мы сразу почувствовали себя увереннее. Мы же многого не знали. Вот простой пример. По инструкции, медики на холере должны были работать в защитных костюмах. Вот мы сперва весь персонал одели в противочумные костюмы. А на дворе - жара, дышать невозможно, тем более что-то делать. Мы дали команду снять их. Тут запротестовал наш главный эпидемиолог, велел снова надеть. Но Жуков-Вережников поддержал нас, он сказал, что главное - обеспечить чистоту.  Это была крупная личность  мирового уровня. Он был прислан к нам главным консультантом,  все его распоряжения выполнялись беспрекословно.  Но держал себя академик просто, спокойно, выдержанно. Подавал пример, как следует работать - без излишней суеты, но тщательно, внимательно относясь даже к мелочам».

   К третьей декаде августа в городе  стало непривычно тихо, безлюдно и чисто..  Если до того летняя Дерибасовская была полна людьми и шумела за полночь, то сейчас уже к девяти вечера главная улица города опустевала. Подтвердилась старая истина: одесситы вечерами сидят дома, а по городу гуляют приезжие.
  Улицы убирались с невиданной доселе тщательностью, столь же тщательно проверялись продукты в магазинах, столовых, на рынках...
 
  Впервые в истории Одесса осталась в полном распоряжении одесситов. Всех иногородних надежно расселили в санаториях и домах отдыха, названных единым словом – резервация.
 
  Население города, сперва немного напуганное,  воспряло на всю голову.
Цены на Привозе и Новом базаре  упали до неприличия. Поэтому прилично пообедать могли уже практически все.
Зато цены на сухое вино, рекомендованное Минздравом для повышения кислотности, резко возросли. Даже "Ркацители", прозванное  в народе за свои «высокие» вкусовые качества "Рыгацители", пользовалось большим спросом. Представляете: приходит муж с работы, а жена сама наливает ему «стакан винО».
 
  Резко опустевший город, образцовая чистота, обилие продуктов, солнце, почти пустые пляжи... « Рай. Эдем. И это всё - Одесса.  Ах,  Одесса, моя ты красота...»

  Из монолога М. Жванецкого:
 
  "Холера в Одессе.  Курортники в панике покинули гостеприимный город... В городе стало тихо: холера в Одессе... В ресторане свободно. "Заходите, рекомендуем..." В магазинах от вашего появления начиналась здоровая суета. Холера в Одессе!.. В городе стало так чисто, что можно было лежать на асфальте...  И стаканы в забегаловках вымыты, и трубы все исправлены, и туалетики в порядке, и личики у всех чистые, и мы моем ручки до еды и после еды, и кипятком, и чистим, и пьем тетрациклин, и взаимовежливы... Вся холера стоит той вежливости, которая появилась тогда в Одессе. А анализы, как они сближают".
 
  Однако, если вы захотите узнать из старых газет, как жил в эти дни город, вас постигнет глубокое разочарование. Ибо, кроме статей, повествующих об опасности желудочно-кишечных заболеваний да репортажей о рейдах по проверке чистоты, ничего в одесских изданиях не свидетельствует о том, что реально  происходило и заботило в эти дни одесситов.
 
  Достоверную информацию, как обычно, заменяли слухи - один другого нелепее. Дошло до того, что к В. Степуле пришли журналисты из областной газеты "Знамя коммунизма", чтобы опровергнуть слух, будто в больнице - горы трупов. Трупов не было; смертельный случай, как уже писалось выше, по счастью, оказался единственным. Всех прочих пациентов с подозрением на холеру, благополучно излечили. «У нас было достаточно лекарств и  продуктов. - Лечили больных в полном объеме", - говорит В. Степула.
 
 - И ни один медик при этом не заболел, потому что строго соблюдались правила.
 
  Борьба с холерой, действительно, стала делом всего города.  Каждый мог внести свой мини-вклад. «Нас, студентов,- рассказывает А.Галяс,- призвали дежурить возле институтского общежития, которое превратилось в пункт обсервации. Три недели подряд по шесть часов ежедневно вышагивал я с "товарищами по несчастью" вокруг здания общаги, следя за тем, чтобы ее обитатели не входили в непосредственный контакт со своими родственниками и знакомыми. Занятие утомительное и малоприятное (народ так и норовил прорваться к окнам, так что постоянно приходилось вступать в перепалку), но грела мысль о том, что зато не придется ехать в колхоз осенью»...
 
  Наконец, 15 сентября в одесских газетах появилось сообщение о снятии карантина. А вот кто и когда его вводил -  в печати не объявлялось, это так и осталось загадкой.
 
  Из медицинского справочника.
 
 "Мероприятия, проведенные по борьбе с холерой, получили признание международной медицинской общественности. В частности, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) оценила проведенную в СССР борьбу с  холерой как образцовую".
 
 "Конечно, холеру быстро ликвидировали, но то хорошее, что принесла холера с собой, могло бы и остаться. То, что есть в людях, но проявляется в трудную минуту. Забота. Сплочение". (М. Жванецкий.)
 
***

  40 лет спустя.

  Этим летом на пару недель заезжал в Одессу  мой внук. До этого он провёл каникулы в Испании и был  в восторге от пляжей и сервиса для отдыхающих. Когда я спросила его, понравился ли ему одесский пляж, он коротко  ответил: «Нет!»
- "Почему?"   
- «Грязно, неуютно»...

  В интернете я нашла недавние откровения сотрудницы Одесского бюро путешествий Ольги Шулаевой. Она  говорит, что «наши пляжи иностранцам лучше показывать только издалека, и то не все. Своих туристов я могу привести только в «Аркадию» или на «Ланжерон». А больше-то и некуда. Мы стараемся ограничить их пребывание даже на этих на пляжах, чтобы они не успели как следует оглядеться». Она утверждает, что пляжи – далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются иностранные туристы в Одессе.  Во время экскурсий нам приходится возить наших подопечных в поисках туалетов по всему городу, – жалуется Ольга. – В «Макдональдс» разве что можно или на вокзал заехать. Кстати, туалеты на пляжах – не для слабонервных. Зачем иностранцам приезжать к нам, если за их деньги им предлагают неполноценный сервис? Кстати, цены за проживание в гостиницах и за походы в приличные рестораны у нас не ниже, чем в Европе».

  Вместо послесловия:
 
  Из репортажа Александра Галяса в августе  2010 г.:

  "Вспышку острых кишечных инфекций среди детей зафиксировали одесские медики. Главными причинами вспышки инфекции стали жара и несоблюдение элементарных правил гигиены на отдыхе, отмечают врачи. Многие взрослые моют фрукты прямо в море и потом кормят ими детей. Некоторые малыши через несколько часов после похода на море попадают прямиком в реанимацию. "Паники нет, но единственная просьба для одесситов и отдыхающих - соблюдать личную гигиену, это вас обезопасит во многом", - отметил заведующий отделением детской областной клинической больницы Сергей Мордух".    

  Вам это ничего не напоминает?
               
  Напоминает... Мне напоминает лето – 1970 года!

  ЛЕТО – 70!  С его приключениями, радостями и тревогой.

  ЛЕТО – 70, воскрешающее в памяти нашу  молодость, нашу историю и нашу жизнь, которая, как известно, развивается по кругу.

  А мы часто наступаем на те же грабли, не учимся не то, что  на чужих,  а даже на  своих ошибках.

***

                К О Н Е Ц

  6 декабря 2011 г.

 
  Использован материал   статьи  Александра Галяса  из одесской газеты «Порто-Франко»  № 1027    (Номер 31 (1027), 13.08.2010 )
   
– 

    Другие ссылки:

 http://ukraine.tourshar.ru/   (Жанна Жукова)

 http://ukraine.tourshar.ru/help_review/s_odessa/


Рецензии
В 1978 году я провела в Одессе две недели. Холеры тогда не было,
тем не менее, мой отдых закончился многодневным желудочным
расстройством: то ли котлета была не первой свежести, то ли
санитарные нормы в кафе не соблюдались... Из-за этого или по другой
причине, не знаю, но впечатление об Одессе осталось очень
тоскливое, больше туда ни разу не ездила...
С теплом и наилучшими пожеланиями,
Олена

Олена Талалай   24.10.2012 13:36     Заявить о нарушении
Да там и сегодня - не сахар!
Я читала отзывы современников о пляжах Одессы.

Оленушка, я опять закрутилась. Туговато со временем.
Потом расскажу.

С благодарностью за внимание,
Люба.

Любаша Жукова   25.10.2012 04:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.