Жертва супружества ч. 107
Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. Отк. 19.7.
Именно супружество, а не брак, возьмём мы для обозначения совместной жизни разнополых персон.
Если брак заключают, то человек, ставший супругом, тем самым становится несвободен, а точнее, несвоеволен, поскольку на него налагают «узы супружества».
С одной стороны, Анна Каренина, бросившаяся под поезд ввиду невыносимости нахождения в неравном браке, есть наряду с госпожой Бовари, один из ярких образцов супружеской жертвы в мировой литературе.
Однако в то же время это и жертва супружеской измены. Известный шведский писатель Август Стриндберг в своём романе «Слово безумца в свою защиту» описывает муки неудачного, но продолжительного супружества. 1
Однако есть и примеры счастливой семейственности, как в жизни, так и в литературе. Хотя в последнее время муссируются мнения о том, что якобы плодотворная научная и художественная деятельность возможна лишь при условии некоего творческого безбрачия, мы знаем немало примеров того, как великие люди сочетали работу на благо людей с жизнью в семье.
Стоит вспомнить самого создателя «Анны Карениной». Лев Николаевич Толстой имел шестерых детей. Пятерых детей воспитал выдающийся русский мыслитель Н.Я.Данилевский.
Великий русский писатель М.А.Шолохов являлся отцом двоих сыновей и двоих дочерей.
Известны добрые отношения, царившие в семье, едва ли не патриархальной, выдающегося немецкого социолога Карла Маркса.
Не о такой ли семье говорит Фридрих Энгельс: «Во-вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем, они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать друг другу, что в древности бывало разве только в случае нарушения супружеской верности». 2
Отнюдь не случайно международная мудрость провозглашает, что «браки заключаются на небесах».
Действительно, сам Иисус Христос часто говорит о себе в притчах не иначе как о женихе.
«Он сказал им: может ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених?» Лук.5.34.
Конечно, Иисус имеет в виду, прежде всего единение верующих в Церкви.
Значит, деяния Сына Божьего на грешной земле сродни таинству венчания и грядущего обручения. Бог Слова объявляет помолвку /речь- молвь/, то есть возможность духовного единения Неба и Земли как Духа и тела.
Люди, находящиеся в браке, жертвуют собой ради исполнения Божественного предназначения, то есть активного продолжения рода, следуя заповедям Господа: « И благословил их Бог, и сказал им6 плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Быт 2.28.
Важность супружества доказана ещё и тем, что своё первое чудо, а именно претворение воды в вино Иисус совершил на брачном пиру в Кане Галилейской.
В Евангелии говорится, что «Ядущий мою плоть и пиющий мою Кровь пребывает во мне, и Я в нём». Иоанн. 6.56.
Итак, если хлеб и вино есть символ жертвы Иисуса, то проявляется их значение именно на брачном торжестве, ибо супруги всегда творят обоюдную жертву.
Великий русский мыслитель Василий Васильевич Розанов написал немало статей и заметок о супружестве, считая семейственность важнейшим проявлением религиозности. Одно из сочинений публициста называется «Семья как религия».
Помимо философского обоснования важности семьи, писатель доказал свою теорию собственной жизнью. Помимо воспитанной им падчерицы и сына Василия, умершего в возрасте 16 лет, Розанов явился отцом ещё четырёх дочерей.
Друг Розанова, замечательный учёный и выдающийся Православный Богослов отец Павел Флоренский, писал своим детям письма из мест заключения, не оставляя их духовной заботой и за тысячи километров.
Достойным мужем был и великий русский писатель Ф.М.Достоевский, ставший отцом пятерых детей.
Великий русский историк С.М.Соловьёв, написавший Историю России в 29-ти томах, был ещё и замечательным мужем и выдающимся отцом. У него было 12 детей. К сожалению, до совершеннолетия дожило только 8 человек. Среди них были такие таланты как будущий философ Владимир Соловьёв, исторический писатель Всеволод, писательница Поликсена и другие.
Выдающийся мыслитель Славянства Алексей Степанович Хомяков имел 9 детей: четыре сына и пять дочерей.
Однако стоит ли дальше приводить эталоны семейственности. Главное понять, что в данном вопросе, равно как и в других проблемах, связанных с жертвенностью, есть две градации: жертвенность ради супружества, созданного для продолжения рода и, напротив, жертва от бесплодного брака.
Возрождение семейственности есть одна из важнейших задач воскрешения Славянства.
Ещё раз вспомним постулат: тот, кто не проявляет жертвенность, становится жертвой.
1 Стриндберг А. Слово безумца в свою защиту.-М.,1989
2 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.–М.,1980.-С.87
Свидетельство о публикации №211120601587
Ольга Дороженко 06.12.2011 22:13 Заявить о нарушении
Сергей Владимирович Жуков 06.12.2011 22:25 Заявить о нарушении
Ольга Дороженко 06.12.2011 22:29 Заявить о нарушении