Деревья

- И что мне теперь делать?
10, 11, 12 часов, а ты всё говоришь. И вряд ли скоро успокоишься. Брат, почему бы тебе не уснуть? Брат, ты так давно не спал. И я бы уснула. Ты не знаешь, а у меня давно уже болит голова. Но ты всё говоришь и говоришь.
- Ничего.
- Мне так плохо… Знаю, что нельзя оставаться так, но мне иногда даже не хочется шевелиться.
Холодный чай.
- И она тоже… Ты бы слышала, каких гадостей она мне наговорила! Как будто мы совершенно чужие люди! И ведёт себя… Скажи, почему я столько лет ничего не замечал? Слепой был? Или она так резко изменилась?
- Никто тебе не виноват.
Брат, разве ты не хочешь забыть? Не думать, просто не думать. Брат, ведь всё это мне совсем не интересно.
- Знаю, что сам виноват… Как ты смогла заметить?
- И ты замечал. Просто не хотел верить.
- Наверное. Но ты так быстро её раскусила! Зачем ты мне всё рассказала? Не было бы развода, ничего этого.
- А зачем врать?
- Не врать, просто не говорить.
- Не хотел бы знать – не спрашивал.
Пятно на потолке.
- И как теперь жить?
- Все живут.
- Почему ты такая спокойная?! Она тебе почти родная! Разве ты по ней не скучаешь?
- Нет. И она тоже.
- Зачем ты так говоришь?
- Так и есть.
- Она… не звонила?
- Звонила.
- И что сказала?
- Тебе всё пересказать? Чтобы ты потом её жалел?
- С чего ты взяла?
- Потому что я тебя знаю. Пока не успокоишься – ничего не скажу. Стой на своём.
- Тебе легко говорить.
Брат, я тебя не слушаю. Зачем ты говоришь? Завтра будешь один. А пока – не думай.


Уже час в аудитории уничтожают воздух. Присутствующие не замечают, впадают в транс. Но как только открываются двери, чтобы впустить следующую партию людей, все начинают задыхаться: «Откройте окна, дышать нечем!» А пока потягивают второсортный воздух, растирая виски.
- Так ты прочитала «Красный смех»?
- Начала… Не хочу я его читать.
- Не нравится?
- Страшно. Первую главу прочитала, потом спать не могла.
- Ну? Здорово же!
- Но страшно.
- А ты до конца прочитай. Не отстану, пока не прочитаешь!
- Не знаю…
Подруга фокусируется на преподавателе, торопливо выхватывая кусочки его рассказа и складывая их с уже услышанными. Но детали то и дело приходится переставлять: одно не подходит к другому, а готовая картина ехидно кривится, не желая стройности.
- Тебе правда это интересно?
- А?
- Доброе утро.
- Я лекцию слушаю.
- Скучно.
- Поговори пока с собой.
- Я, конечно, люблю себя, но не настолько… Кстати, ты с собой разговариваешь?
- В смысле?
- Когда ты что-то делаешь или одна дома.
- Конечно. Все с собой разговаривают.
- Все разговаривают «про себя». А вслух ты разговариваешь?
- Вслух? Да, и такое бывает. Могу начать рассуждать: «Так, сейчас пойду возьму наушники, помою посуду» и т.д.
- Так только?
- Может, ещё как-нибудь. Я не задумывалась над этим. А что?
- Просто, знаешь, иногда я начинаю говорить вслух неосознанно. Причём, думаю о чём-то постороннем, а говорю совсем другое.
- По-моему, это нормально.
- Нет, ты не поняла. Раскладываю вечером диван. И думаю: «Зачем я его раскладываю?» А вслух неожиданно начинаю отвечать: «Потому что человеку нужен отдых…» Потом понимаю, что отвечать некому и незачем. Бред какой-то.
- Не знаю, я так не делаю, но о себе всегда думаю во множественном числе.
- «Мы», что ли?
- Ну, да. Не смейся. Я всегда так говорю о себе. «Мы пойдём в комнату, мы сделаем то-то». Ну или почти всегда… Хватит смеяться!
- Нормально, говоришь?
- Да… Абсолютно.
- Да уж. А вот мне это не нравится. Потому что твоё «мы» хотя бы понятно. А тот, кому я отвечаю (если я вообще кому-то отвечаю) мне совсем непонятен.
- Может, это твоё внутреннее «я». Ты с ним так общаешься.
- Всю жизнь мечтала.
- Я серьёзно.
- Какое-то странное общение получается. Я общаться с «ним» не хочу.
- Это бессознательно.
- Всё равно не хочу.
- Ну и ладно… Что ты переживаешь из-за этого?
- Знаешь, мне не очень нравится, когда я занимаюсь своими делами, думаю о чём-то, и вдруг ни с того ни с сего говорю вслух фразы, о которых даже не вспоминала.
- Например?
- Они всегда разные. Но повторяются в течение нескольких недель или месяцев.
- Может, ты когда-то их говорила или думала о них, вот и всплывают.
- Но я-то не хочу их озвучивать!
- А что за фразы?
- Разные, говорю же… Последний раз было что-то вроде «Поехали со мной».
- Наверное, услышала днём или из фильма.
- Нет, я бы запомнила.
- Ладно, не шуми… Тогда не знаю. Разве это важно?
- Нет. Так, просто вспомнилось.
Через минуту уже смеялись. Подруга накинула куртку. Наверное, не выдержали и открыли окно – вздохнуть. Но куртка не греет, а свежего воздуха по-прежнему нет.


- И зачем? Хватит уже покупать вкусности!
- Можно подумать, тебе не нравится.
- Балуешь ты меня. Тогда помогай съесть. Один не буду.
- Как хочешь.
Брат засуетился у стола, пытаясь выбрать, за что ему раньше взяться: чайник, торт, салфетки (они показывались уже довольно редко, но выглядели, тем не менее, затёртыми).
- Извини, я стал таким рассеянным.
- Ты таким и был.
- Спасибо. Опять надо мной издеваться будешь? И в кого ты такая язвительная?
- Не знаешь?
- Знаю… Я так подумал: холостым быть неплохо.
- Наконец-то.
- Да. Никто не говорит, что делать, никто не контролирует… Недавно набрал новых фильмов. Представляешь, не помню, когда себе последний раз что-то покупал.
- Исправляешься.
Задрожал чайник, растормошив чашки и блюдца. Брат взялся за ручку и тут же её отпустил. Начал размешивать сахар в пустой кружке.
- Не хочешь обратно ко мне переехать? Мне одному скучно.
- Добираться неудобно, ты же знаешь.
- Жаль… Ты так быстро выросла, я и не заметил. Теперь такая самостоятельная.
Фыркнула.
- А разве нет? Это здорово… И она бы за тебя порадовалась. Не предлагала встретиться?
- Нет. Времени нет.
- У неё?
- Угу.
- Могла бы и найти… Что ей, час жалко потратить?
- Не знаю.
- Она тебя всегда любила. Наверное, она бы очень удивилась, узнав, кто мне про неё всё рассказал.
- Она знает.
- Почему ты так думаешь?
- Она знает.
Губы напряглись. Брат знал – теперь не скоро расслабятся. Он привык. Ему некстати вспомнились деревья. Их хорошо было видно из окна новой комнаты сестры. Из квартиры брата переехала в отдельную комнату в общежитии – удобно и правильно. Сестра не скучала. Но несколько раз (брат приезжал к ней погостить) она сворачивалась на краю дивана и дрожала. Пульс становился бешеный. На все расспросы брата был ответ: «Я не могу смотреть на эти деревья».
Память уводила его всё дальше, и брат вспомнил, как однажды у него дома сестра забеспокоилась и начала плакать. Все возможные причины уступили искреннему «Не знаю». И сестра действительно не знала, почему. Истерика закончилась минут через 40. К счастью, его жена задержалась. Брат хорошо знал, что она терпеть не могла, когда чьё-либо настроение портилось. Хоть часто портила его она сама.
- Мне так плохо одному.
- Не начинай.
- Зачем ты так со мной разговариваешь?
- А что, мне тебя жалеть?
- Почему бы нет?
- Ещё не хватало! Все только и делают, что жалеют тебя. А ты киснешь. Посмотри, на кого ты стал похож!
- Знаю…
- Вот и займись собой.
- Налей мне ещё чаю, пожалуйста. Пока разговаривали, остыл…
- Ты пьёшь кофе.


Плитка извивается под ногами, глотая удары каблуков и подошв. По всему городу один и тот же узор. Если бы не слой пыли и плевков, можно подумать, что ты в бесконечной ванной.
- Можешь быстрее идти? Опаздываем.
- Ничего, подождут.
- Отлично. Я не хочу опаздывать… Я тебе рассказывала сон?
- Который?
- Сегодня приснился. Мне опять снилось свадебное платье.
- И что?
- Как – что? Это к смерти.
- Суеверная моя.
- Нет, я серьёзно. Мне самой так кажется. Я посреди ночи проснулась и долго потом не могла уснуть. И это уже не в первый раз.
- Замуж хочешь.
- Нет! Умру я, наверное, скоро.
- Угу, минут через пять. Дорогу будешь переходить – и…
- Не смешно.
- А по-моему, очень. Не понимаю, чего ты боишься. Скоро, не скоро, ты всё равно никогда не узнаешь.
- А вдруг это знак?
- Дорожный. Никто не думает, выходя из дома, что ему на голову…
- Но это не случайно.
- Случайно, а как ещё?
- Случайностей не бывает.
- По-моему, всё случайно.
- Нет.
- Да.
- С тобой бесполезно спорить!
- И не спорь. Умирать она собралась.
- Тебе смешно?
- Да. Умирать скучно.
- Можно и весело!
- Ха! Я не к тому. Скучно, потому что потом – ничего. Даже спать веселее, там хоть сон может присниться. Любые эмоции интересны. Особенно, сильные. А сильно, как правило, человек может только страдать.
- Можно подумать, тебе это нравится.
- С какой стороны посмотреть. Никто не скажет осознанно, что боль ему приятна. Но она необычна, а потому интереснее, чем состояние спокойствия.
- А удовольствие? Оно тоже может быть сильным.
- Не настолько.
- Это ты так думаешь.
- По крайней мере, для меня боль всегда была сильнее. Наверное, подсознательно человек к ней всё-таки стремится.
- Мне так не кажется.
- Да знаю. А всё случайно.
- Нет. Я плохой оратор, поэтому не буду тебя переубеждать. Но ты не права.
- Угу.
Подруга спохватилась, решив, что стала идти медленнее, и прибавила шагу.
- Дочитала рассказ?
- А? Да, дочитала. Ужас, вчера весь вечер мурашки бегали. Потом боялась спать.
- Но рассказ понравился?
- Да. Но он жуткий. Особенно, когда герою снятся дети…
- Да, дети – это жутко.
- Почему? Они милые.
- Когда чужие.
- Ты что, не хочешь своих?
- Когда-нибудь. Близняшек.
- Почему близняшек?
- Они красиво смотрятся. Особенно если будут учиться в частной школе и будут носить одинаковую форму.
Подруга (не в первый раз) не знала, принимать ли всерьёз услышанное или нет.
- Всё равно, своих детей ты будешь любить.
- А если нет? Я гадкая.
- Нет!
- Когда-нибудь ты с этим смиришься.
- Глупости говоришь. Ты не плохая.
- Видишь, опоздали – и ничего страшного.
- Как опоздали?! Да ну тебя!
- Уже и пошутить нельзя.
- Нельзя. Я и так расслабилась в последнее время. Надо исправляться.
- Или не надо.
- Ты мне так и не рассказала, как вы вчера отдохнули.
- Девочке с утра плохо было. Меры совсем не знает. А так, отлично. Потом напомнишь, я расскажу, кого видела в баре.


Девочка водила салфеткой по мокрому столу. Когда одна совсем расползалась от воды, доставалась следующая. Безобидное с виду занятие всё же привлекало внимание окружающих, и уже через несколько минут девочке казалось, что за ней все наблюдают. Бросив раскисшую салфетку, она осмотрелась по сторонам и сделала пару глотков. Никто на неё не посмотрел, но ощущение неловкости не пропадало.
Скользя пальцами по стенке стакана, девочка выпила остатки коньяка и встала из-за стола. Наверное, нужно было остаться на месте, но ждать она больше не могла. К счастью, знакомая рука её остановила.
- Куда ты?
- Тебя искала. Мне там скучно.
- Пойдём.
Девочка вцепилась в её запястье, и сразу почувствовала себя увереннее.
- Поехали уже домой.
Мысли были расслаблены и отказывались дать хоть одну чёткую картину. Девочка периодически пыталась сосредоточиться, но то и дело проваливалась в какой-то водоворот. В такси (или в баре, или ещё где-то) она вдруг решила рассказать своему парню о том, как проводит время. Смело. Но она, кажется, уже рассказала. Даже если и нет, он против не будет. Просто идеальный… «Не знаю, что такое любовь. Мне с тобой комфортно». И мне с тобой комфортно. Девочка улыбалась (наверное).
Вязкий свет заставил её сосредоточиться. Девочка оглянулась – знакомая квартира. Значит, всё хорошо.
- Спи.
Она поцеловала девочку и куда-то пропала. Девочка послушно упала на диван. Здесь, как дома. И не скажешь, что в гостях. И здесь так приятно засыпать… Почему-то девочка вспомнила недавний разговор: «Говоришь ли ты сама с собой?» Такой странный вопрос. Все говорят. Она спрашивала девочку о чём-то ещё, а о чём? Вопрос уплыл куда-то очень далеко, но девочка вспомнила, что рассказывала о своей привычке говорить о себе в третьем лице. Разве это кому-то интересно?
Ночью девочка проснулась от холода – одеяло предательски сползло на пол. Предчувствуя последствия выпивки, она поёжилась и потянула одеяло на себя. В темноте послышался шёпот. Сначала девочка решила, что он ей мерещится, но голос становился громче. Она прислушалась. Смысл фраз был ей непонятен, к тому же голова начинала болеть. Более-менее отчётливо девочка услышала что-то о деревьях и вскоре уснула.


Рецензии