Примерим образ процветания, он нам к лицу!
Вы скажете: «побе-е-е-да!»,
а я отвечу: «Ну и дурак!»
Победа становится неизбежной,
если для поражения не оставишь ни одного шанса!
Мирзакарим НОРБЕКОВ
«Опыт дурака»
Поговорим о региональной экономике, поскольку экономика страны как раз и складывается из экономик региональных.
Мы вошли в рынок так, как входит в воду топор или никогда не видевший моря бедуин, свалившийся с прибрежного утеса. Только брызги по сторонам. Но, на наше сиротское счастье, глубина оказалась по колено. Благоприятные цены на нефть, - и мы уже кричим о «росте ВВП», «экономике на подъеме» и прочих приятных вещах. Однако для ликования оснований пока нет. Если убрать нефтегазовый «бизнес» на пустых желудках потомков, в сухом остатке увидим абсолютно неконкурентоспособную экономику.
Усвоенные с детства стереотипы уверяют нас, что непременно должны быть фабрики, - на них прядут, и заводы, - на них куют. Но прясть получается, только если не платить налоги. Ковать тоже что-то мешает, как хорошему танцору.
Раньше, при вождях, наши машиностроители всё сетовали на то, что не дают им закупать комплектующие за границей, от этого-де и похожи наши «шедевры» на продукты инженерной мысли так же, как Квазимодо на Шварценеггера. Теперь же, когда только моргни - и тебе привезут любую железяку хоть из Австралии, были бы деньги, теперь-то почему наши «тазики» отличаются от автомобилей как инвалид-колясочник от спринтера? И почему мы вынуждены летать на самолетах, не способных выйти из штопора?
Вывод однозначный, и напрашивается сам собой. Элементарно не хватает ума. Россия снабдила весь мир прекрасными инженерами, а себе не оставила ничего. Самый ценный ресурс страны - люди, а мы с этим ресурсом обошлись хуже иноземных оккупантов. И даже при самой благоприятной обстановке он восстановится не скоро. Не скоро у нас за кульманом будет стоять не болван, а конструктор, а директором станет не пройдоха, а менеджер.
А пока уезжают наши ребятки. Вот оно, истинное «бегство капитала». «Убежавшие» дензнаки можно вернуть, но как вернуть умных людей?
Очевидно, что главный наш дефицит - дефицит кадров, умеющих соображать. Нет, не на троих, тут-то нам равных нет, а просто творчески мыслить, анализировать обстановку и находить правильные решения. Взгляните хотя бы на наше шоу по имени «национальные проекты». Хорошо сказал один депутат, что везде государство вкладывает деньги в образование и здравоохранение, но нигде не делают из этого балагана.
Что же касается вложений в экономику, то тут даже не делается попытки создать хоть какое-то подобие концепции. Просто: кто влиятельнее, тот и получает. В основном военно-промышленный комплекс. Самая нерыночная и паразитическая часть экономической структуры страны.
Не будем останавливаться на «текстильном кластере». Это классический пример на тему «бюджет поколем». Но вот огромные миллиарды дают Авиапрому. Дескать, он нас завалит самолетами. Похоже, что действительно завалит. В буквальном смысле слова. Оторопь берет, когда вообразишь, что над твоей головой тысячи многотонных машин, готовых сорваться в штопор в любую секунду.
Может быть, нам все же погодить с машиностроением? Пока инженерами не обзаведемся? На выучку послать наших лобастых ребят, гарантировав им здесь работу и достойную зарплату, чтобы там не остались. А пока заняться чем-то попроще, что не требует семи пядей во лбу. К тому же, именно среди простых занятий легче найти такие, которые в наших условиях выгоднее, чем в любых других.
Стать мировым лидером в производстве чистой воды и тех же плодово-ягодных вин. Или вот еще. Производить то, что немцы называют «Кройтер тее», травяной чай. Во всем мире он пользуется стабильным спросом. А у нас о нем даже не знают.
В Европе сырья для травяного чая кот наплакал, велика ли Европа, да и та - сплошной бензиноароматный город. А у нас луга - глазом не охватишь. И сидя на таком богатстве, мы пьем импортный чай, по свойствам нисколько не лучший того, что растет у нас буквально под ногами! Да с умом взяться за дело, - сам не пропадешь, и тысячи людей к делу пристроишь.
Автор это дело знает не понаслышке, сам и винодел, и «чаевод». И предки всегда этим занимались.
Представьте, в прохладное июньское утро на заветной полянке, вдали от жилья и дорог, собираешь нежные соцветия зверобоя, тысячелистника, иван-чая, ромашки, клевера, листики мать-и-мачехи, черники. Дома добавляешь к ним листьев мяты, мелиссы, малины, смородины. И все это сушишь в темном помещении, потом мелко перетираешь. И весь год пьешь ароматный и целебный чай. Это же диво дивное! А если с медком, так и совсем как в раю.
А ведь травочки-то эти у нас растут куда лучше, чем на югах. Только не ленись. Называют наш край «зоной рискованного земледелия». Так это как посмотреть. Бананы у нас, конечно, не растут, а вот травы всегда отменные. Немного агротехники, и русский «Кройтер тее» из народного промысла превратится в индустрию.
Не надо подражать другим, надо пользоваться тем, что Бог дал именно тебе, и притом больше, чем другим.
Конечно, хорошо бы использовать все наши возобновляемые ресурсы. Лес, например. Мебельная индустрия, на первый взгляд, - это то, что надо. Только не надо забывать сажать деревьев больше, чем пилим, памятуя о том, что дерево пилится за одну минуту, а растет 200 лет. Не превращать наши леса в свалку отходов от бандитских порубок, какую можно наблюдать по обе стороны Фурмановского шоссе на протяжении всех 30 километров.
Но, увы, Деревопереработка хороша только в стране приличных людей. У нас же, где даже под словом «шансон» имеется в виду блатняк, за каждым лесорубом надо ставить лесничего, над ним милиционера, над тем прокурора, и так далее со всеми остановками. И все равно все будет разграблено и опоганено.
Малые, простые дела - вот чем процветать можем. Оглядитесь вокруг, «земля наша богата, порядка только нет». Вот, к примеру еще. Грибной край у нас. А грибочки очень в цене. Научиться бы промышленно производить не только вешенки и шампиньоны, а наши, российские боровички и маслятки. Вот куда ум приложить надо бы. И тогда перестанут нашу область, самую центральную, сравнивать с Чечней и Агинско-Бурятским округом.
Или вот. Как учит нас Адам Смит, капитал бывает не только промышленный, но и торговый. И как раз по торговому-то капиталу наш регион «впереди планеты всей».
Один московский визитер даже негодовал в своем интервью: «Какие же вы «депрессивные», когда у вас количество дорогих иномарок на душу населения больше, чем в Нью-Йорке!» Это как раз демонстрирует мощь в том числе и торгового капитала. За неимением капитала промышленного, он занял его нишу, и богатеет себе. И ничего тут зазорного и неестественного нет. Это живой, здоровый бизнес, работающий с прибылью и способный обогатить регион. Почему бы в него не вкладывать?
И вообще, бюджет должен быть таким же ростовщиком, как и любой другой, т.е. вкладывать денежки исключительно в самые высокодоходные производства. Поддержка лодырей, недоумков и прочих «хромых уток» - дело благотворительных фондов.
Конечно, торговый капитал много рабочих мест не создаст, но бюджет наполнит основательно. Только надо вот поучиться у москвичей. Вон они как лихо свои «Копейки» и «Эльдорадо» расплодили по всей стране! Магазин в Иванове, а оброк отчисляет в Москву. «За бренд». У нас тоже есть такие сети, например, «Кенгуру», у которой магазины во многих городах. И наверняка эта «Кенгуру» платит в ивановский бюджет неплохие деньги.
А когда бюджет будет не как тришкин кафтан, как сейчас, - из него можно будет осуществлять настоящие инвестиции в наши местные «голубые фишки», которые, уверяю вас, непременно появятся.
Итак, если вкладывать деньги не в фук, а в реальные, заведомо обещающие успех, дела, - не оставим ни одного шанса для поражения. А значит, будем с победой.
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211120600701