странный аттрактор дзен-буддизма
На название не обращайте внимание. Как говорится: «пусть вас не волнует этих глупостей».
Это же не научный труд. Это небольшое эссе. По-русски «рассуждалка» . Так что название может быть каким угодно. Например: « Дзен – буддизм как точная наука». Но это очень уж напоминает О.Генри. Или такое : « Современная философия нового времени». Но это очень уж академично как – то и требует расширенного формата изложения.
Название должно заинтриговать.
Получилось?
По образованию и воспитанию, полученному извне, я – «атеист-материалист». Вовне же мучающие меня вопросы : « в чем причина всего?», « зачем всё?» и подобные, сподвигли примерить на себя различные религиозные и мировоззренческие концепции.
Можно было конечно избрать апокафический путь обретения истины, вобрать в себя Веру и на этом успокоиться. Но не получается.
И не потому что я не нахожу духовно-привлекательного или рационального в Христианстве, Учении Живой Этики и иже с ними.
Причины в другом.
• Авторитетность учения вследствие повторения его растущим числом адептов - нелепость. Ис-тинный познователь тот, кто осознал совершенство познания. То есть – ВСЁ НЕ ДОГМА.
• Путь познания истины может лежать « от сердца к сердцу». В качестве Учителя могут быть пе-реживания, притчи, книги. То есть – ПОЗНАНИЕ В ТЕБЕ САМОМ.
• В мире все находиться во взаимосвязи и взаимовлиянии. Всё влияет на всё и всё изменяет. То есть реальность существует в одномоментных проявлениях взаимовлияния. ТО ЕСТЬ – РЕ-АЛЬНОСТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Этим и ограничимся.
Воспользуемся принципом Оккама.
Присмотревшись повнимательней и полистав литературу, каноны разные, убеждаемся, что сформули-рованные выше причины, назовем их постулатами, практически повторяют постулаты буддизма. Вот те раз! К чему тогда огород городить, если всё давно известно и известно довольно давно?
К сожалению, одно из основных качеств, как отдельного человека, так и человечества в целом – забы-вать. Человечество постоянно изобретает что-то новое, верит в это новое, зачастую не обращая внимания на то , что давно известно. Старая мысль , облаченная в придуманную терминологию или описанная с помощью специально для этого придуманного математического аппарата, для современников выглядит намного убеди-тельней. А если между древней притчей и современными математическими выкладками можно провести ана-логию – разве это не истинный путь познания?
Разве это истинный путь познания истины, когда создатели « холономной парадигмы» приводят в ка-честве иллюстрации своих выводов картину космической зависимости , продемонстрированную одним из ос-нователей школы дзен?
Напомню о чем речь. Учитель Фа Цанг подвесил светильник к потолку зеркальной комнаты. Затем разместил в центре комнаты маленький кристалл. В этом кристалле в предельной реальности бесконечно ма-лое содержит бесконечно большое. Потом Учитель посетовал, что данная статическая модель не способна отобразить вековечное многомерное движение, взаимопроникновение, включая прошлое, настоящее и буду-щее.
Это было давно.
А вот современность.
Исследуя парадокс Эйнштейна – Подольского – Розена ( ЭПР) , Давид Блом пришел к выводу, что сле-пленность частиц ( а ЭПР , как известно, рассматривает частицы как отдельные объекты) есть иллюзия, голо-грамма, что данные частицы есть часть, продолжение чего – то целого на другом, более глубоком уровне ре-альности.
Фрактальная геометрия ( Бенуа, Мандельброд) - это принцип бесконечного вложения самоподобных структур друг в друга на основе простых математических отношений.
Нейрофизиолог Карл Прибрам , исследуя функции человеческого мозга , пришел к выводу, что ин-формация в мозге – это интерференция нервных импульсов всего мозга.
Об интерференции и новой науке ритмодинамике отдельная тема. Уж не знаю насколько уместно при-вести маленький отрывок : « …Расплющенная тень молекулы заполнила всё поле и… расплылась в тумане! … Я должен быть увидеть мерцание студенисто дрожащих атомов, но их не было…( С. Лем. Солярис.)».
Что же получается? Мир – голограмма? Сознание и материя взаимосвязаны и взаимозависимы и нет сознания и материи в чистом виде? Таком , которое и мы знаем и котором привыкли рассуждать? Рассуждать о первичности и вторичности.
Пойдем дальше.
Современный человек, техногенный человек, очень озабочен не только влиянием звезд на свою судьбу, но и учетом влияния факторов искусственно созданной этим же человеком среды обитания. На качественно новый уровень выходят методы прогнозов , связанные с учетом многочисленных изменяющихся факторов.
Тут мы подходим к понятию ХАОСА.
Если обобщить воззрения пифагорейцев, орликов, римских мыслителей, средневековых ученых и уче-ных до нового времени – хаос представляется как величественный, трагический образ космического перво-единства, где расплавлено все бытие , в котором оно появляется и в котором погибает, поэтому хаос есть уни-версальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления . Он – контину-ум , лишенный всяких разрывов, пустых промежутков и даже вообще всяких различий. Это бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты в одно неразрывное целое.
Вот какое определение хаоса дает современный российский ученый Князева Е.Н.:
• хаос как способ выхода на тенденцию самоструктурилизации открытой нелинейной среды;
• хаос как способ синхронизации темпов эволюции подсистем внутри сложной системы и тем самым как способ сохранения ее целостности;
• хаос как фактор приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды:
• балансирование на краю хаоса как способ поддержания сложной организации (самоорганизованная критичность);
• переход от порядка к хаосу, от симметрии к асимметрии и обратно как способ рождения красоты;
• доля внутреннего хаоса как необходимое дополнение к внешнему управлению, контролю, планирова-нию, как способ самоуправлению сложной системы;
• выпадение в хаос как способ выхода из эволюционного тупика;
• хаос как стимул, толчок эволюции;
• в мире должна быть определенная доля хаоса, разрушения и в этой связи бессмысленно бороться про-тив хаоса, стремиться полностью вытеснить негативные, деструктивные элементы из мира.
Из разностороннего подхода к пониманию и определению хаоса возникает современная наука синерге-тика, которая в свою очередь определяется такими направлениями:
• Детерминированный хаос;
• Динамический хаос ( сверхсложная упорядоченность);
• Исследования диссипативных систем;
• Теория катастроф, базирующаяся на таких понятиях как бифуркация, аттрактор;
• Теория фракталов;
• Лингвистическая синергетика.
Всё это даёт возможность взглянуть на наш мир по новому.
И вот уже восторженно-пораженные журналисты пишут в популярных изданиях о внешнем сходстве графической модели «странного аттрактора Лоренца» с крыльями бабочки, имея в виду ту самую бабочку Рэя Брэдбери.
Любое воздействие может привести к любым последствиям!
К слову. Из всех героев русской литературы мне более всего симпатичен Илья Ильич Обломов. Глу-бинное понимание им невозможности предугадать последствия своего любого, пусть даже самого хорошего поступка, приводит его к миросозерцанию, поиска истины в себе самом.
Вот такое эссе. Рассуждалка.
Учителя спросили : что такое дзен?
Он ответил – твои повседневные мысли.
Свидетельство о публикации №211120600751