В Грозном в восьмидесятые

 
     Просмотрев несколько дней назад видеоролик " Гюрза", про русских спецназовцев в Чечне, я так разволновалась, что наметила себе , что надо бы описать, как я была в Чечне, в Грозном, в его довоенное время.
      Восьмидесятые годы.  Я работала технологом маленького Авторемонтного завода в городе Калининграде.   
 На этом заводе мы  собрались изготавливать новую для нас продукцию: электромеханические подъемники для автомобилей. Меня снарядили в командировку в город Грозный за чертежами к этому подъёмнику.
Командировка была короткой, всего за несколько дней мне надо было уговорить проектно-конструкторское  бюро  изготовить для нас комплект чертёжной документации. Кажется, я с ними и  договор заключила. Скоро не обещали. 
Однако я познакомилась с работниками этого бюро, там оказалась чертёжница Ася,  чеченка, которая помогла мне, быстро изготовив  копии чертежей. Я была очень ей благодарна. Познакомились ближе, Ася оказалась матерью троих сыновей. Её мама жила в горах.
Мне было интересно узнавать о жизни местных людей.  С виду обыкновенных, однако – иных, не таких, как мы. 
Первое моё ощущение – я еду в автобусе,  в Грозном, и не успела взять билет. Вдруг появился контролёр! (А  контролёров я всегда боялась, хотя тренировалась ездить зайцем, вырабатывая бесстрашие). Подходит он ко мне (я в ужасе) - и говорит- "Предъявите билеты. Кто не успел купить – покупайте!"
И протягивает билет, который я покупаю – гора с плеч.  Эдакая мелочь...   
Поселилась в гостинице в двухместном номере.
Ко мне подселили проститутку, похоже, русской или украинской национальности, она ждала  « своего» мужчину. Как он появился - им сразу выделили особый номер, хотя с местами  в  гостинице было  как всегда в то время – непросто. А  пока он не пришёл, мы разговорились с этой женщиной. Она  рассказала мне,  что у неё ребёнок, что зарабатывает на жизнь, а все мы, не гулящие – дуры безденежные.  На другой день я с утра ушла по рабочим делам.
Вечером ко мне в номер подселили другую женщину. Чеченку. Мы с ней долго говорили, я рассказывала о жизни в Калининграде, о себе. А эта чеченка – о себе. Рассказывала откровенно и с большим страхом. Я узнала, что она учительница. Живёт в горной деревне, учит детей. У неё есть талантливая девочка. Пишет стихи, да вот ходу ей не будет, потому что у чеченских женщин положение бесправных рабынь. Сама эта чеченка тайком от всех уехала в Грозный якобы повидаться с родными, а на самом деле она училась заочно в высшем учебном заведении, и приехала сдавать сессию.  Если бы прознали про это деревенские  –  её бы уничтожили.
Вскоре я уехала из Грозного. Особых ощущений от места, от архитектуры – у меня не было.  А вот  встречи с людьми оставили  в душе неизгладимый след. Радовалась, что  добыла чертежи подъемника. С Асей мы обменялись адресами. Впоследствии – посылками. Я ей выслала нашу прибалтийскую селедку, она мне – козий пух, о котором мечтали в то время я и моя мама. Потом мы с Асей немного переписывались, а потом – всем некогда . ..
Когда я улетала из Грозного, со мной рядом сидела юная женщина, девушка- студентка,  которая, разговорившись, плакала.  Оказывается, в той гостинице, где я прожила несколько дней, убили милиционера -  друга и любимого моей попутчицы.  Кажется, потом подожгли. Буквально,  сразу после того, как я уехала из  гостиницы.
 Милиционеры в Грозном были больше, чем просто милиция – старалась мне объяснить девушка.  А он был честным …  За что и пострадал.
Чертежи я доставила на свой авторемонтный завод. Подъемники мы изготовили, их у нас успешно покупали.
У  истории моей командировки  было продолжение. Мистическое и "реалистическое".
Первое заключалось в том, что, спустя много времени, ( в период, когда СССР воюет с Чечнёй), я сижу в кухне за столом, и вдруг раздумалась об Асе. И она как бы мне отвечает – очень печальная за своих детей,- что они воюют.  Естественно, не на стороне русских. ( Иначе убьют)  Живы ли, нет – не знаю. И правда ли мне причудилась? – тоже не знаю.
А второе – это то, что наступившая «перестройка» уничтожила наш заводик,  и подъемники, как и запасные части к ним,  которые (запасные части) я собирала, будучи уже начальником отдела снабжения, по всему Союзу. Созданное трудом многих людей  было бездарно разбазарено.
 И конечно, не могла я даже подумать, что наступят времена, и город Грозный будет в  развалках, и в той гостинице – боевые действия…

----
Перечитываю. Сегодня 10.07.2016г. По телевизору показывают красивый город Грозный, своеобразную республику Чечню, и я рада, что люди могут налаживать мирную жизнь. И надеюсь, наступят времена, что нигде не будет войн.


Рецензии
Не знаю почему, но ком в горле и слёзы на глазах. Понравилось!

Ада Бабич   21.02.2018 12:28     Заявить о нарушении