Иммигрантский конформизм

               
Многие репатрианты, бывшие советские граждане, жалуются на тяжёлую жизнь в Израиле. И это нормально. Жизнь, действительно – нелёгкая. Арабский террор, социальные трудности, незнакомая средиземноморская ментальность, язык и пр.

В Израиле государство помогает встать на ноги. И всё же, основываясь на личном опыте, опыте друзей, знакомых и незнакомых мне людей, могу честно признаться, что судьба репатрианта далеко не сахар.

Особенно, когда тебе уже за пятьдесят. Единственно на что более-менее уверенно можно рассчитывать, эмигрируя в этом возрасте, так это разве что, извиняюсь, удобрить почву для своих потомков.

Однако как-то коробит, когда начинают стенать пенсионеры. Точнее сказать израильские граждане советского происхождения, получающие здесь незаработанное пособие по старости. Деньги, конечно не ахти какие, но более-менее прилично жить на них можно. Во всяком случае, по сравнению с коллегами по статусу в СНГ.

Некоторых репатриантов, далеко ещё не стариков, природа к их большому несчастью обделила способностью приспосабливаться к резко изменившимся условиям окружающей среды. В случае иммиграции эти перемены колоссальны.

Понятно, что в таком возрасте начинать новую жизнь невероятно трудно. Особенно если голова постоянно повёрнута  назад. В сторону былых жизненных достижений. Зачастую мнимых.

 Послушать репатриантов, так выходит, что в Израиль рядовые инженеры, научные работники, врачи, учителя и иные специалисты просто не приехали. В Союзе с их слов все они без исключения трудились в качестве старших, ведущих и главных. Были начальниками и директорами. По меньшей мере, замами.

На исторической родине знания и опыт многих были не востребованы.  Жизнь пришлось начать с пособия по старости. В общем-то, совсем неплохо. И масса былого советского народа это понимает и ценит. К сожалению, не вся масса. Люди с амбициями и завышенным самомнением может быть и понимают ситуацию, но приспособиться к ней не могут.

В 1990/93 годах во времена упорного поиска работы по специальности мне доводилось в Технионе и тому подобных местах изредка общаться с некоторыми научно-инженерными «гениями». Допускаю, что кое-кто из них кое-чего стоил.

Впрочем, этих ребят действительность уже давно профильтровала и расставила по соответствующим местам. Оказались ли среди них гении, до сих пор не знаю. Наиболее талантливые из молодых работу нашли. Остальные пошли трудиться не по прямой спецальности. Ну а старички - и вовсе на пенсию. То бишь пособие по старости.

По этому поводу у меня чешется язык рассказать одну притчу. Встречаются как-то два таких непризнанных в Израиле «гения». Один говорит другому: «Согласен, из СССР в Израиль гении не приехали. Да их и вообще теперь в природе нет! Нас просто выдумали"

И вот тут-то очень важно не путать два понятия: приспособленчество и конформизм. Слово приспособленец несёт однозначно негативный смысл. Данное понятие подразумевает человека, беспринципно приспосабливающегося к обстоятельствам, т.е. совокупности условий, сложившихся в определённый момент жизни.

Конформизм – совсем другое дело. Он является широко распространённой на Западе, в том числе и в находящемся на Востоке Израиле, защитной формой существования человека. Разумеется, в какой-то степени приходится менять себя. Нужно учить язык, усваивать  новую  ментальность, культуру и пр.

Короче, становится похожим на коренных граждан страны, которую ты сам сознательно выбрал для дальнейшего проживания. Это, конечно, не значит, что полностью теряется индивидуальность. Отнюдь нет. Тем не менее приходится иногда, пардон за избитый штамп, наступать на горло собственному «Я». Зато такое поведение более рационально. Оно позволяет не испытывать чувства одиночества и тревожности. Делает жизнь намного комфортнее.

Пожилые репатрианты, особенно с амбициями, пытаются, конечно, хоть как-то самоутвердиться. В первую очередь в глазах вновь обретённых друзей, приятелей, знакомых и прочего, подвернувшегося под язык народа. Но делают это как-то странно.

Начинают брюзжать, что приехали сюда исключительно за-ради детей, внуков и других близких и далёких родственников. Что именно они увлекли их на Сион. Нередко фальшиво сожалеют, что поддались уговорам «Сохнута». В совершении роковой ошибки нытики, вроде бы, открыто не признаются. Тем не менее невнятно бурчат, что на прежней родине вполне могли бы благополучно дожить до естественного жизненного финала.

Подобное словоблудие есть лукавство чистейшей воды. Если не сказать, откровенная демагогия. Разумеется, я не стану оспаривать стопроцентно достоверный факт, что старики в Израиле являются «золотым запасом» для своих родственников.

Дети, внуки и прочие близкие везли их в Израиль с большим энтузиазмом. И как это не цинично звучит, не только из-за нежных родственных чувств, но и по меркантильным соображениям тоже. Ведь быстро найти работу удаётся немногим, а престарелые родичи тут же ставятся на государственное довольствие. Начинают получать социальные пособия и немалые пенсионерские льготы и привилегии.
 
Я не сомневаюсь, что на былой родине старички дожили бы до естественного «финала». Вот только не уверен, что в таком материальном достатке и таких социально-бытовых условиях, какие им предоставлены в Израиле. Несмотря на все существующие здесь проблемы.
 
В этой связи на ум приходит такая аналогия. Когда-то коммунистическая пропаганда до дыр измусолила тезис о том, что некоторым народам среднеазиатских республик советская власть предоставила уникальную историческую возможность.

Им «посчастливилось» проскочить формацию капитализма буквально целиком. Так сказать, сигануть из феодализма прямохинько в социализм. Эти несчастные народы, полагаю, уже не раз пожалели о том, что двигались так быстро. Ведь теперь приходиться возвращаться в тот же «прогнивший» капитализм, над которым они пролетели, как фанера над Парижем.

Советским евреям повезло куда как больше. Они не только вернулись на историческую родину, но и одновременно перебрались из виртуального социализма в уже неплохо обустроенное капиталистическое общество с человеческим лицом.

Конечно, понятно желание всегда иметь получше, побольше и подольше. Хорошо известен и тот факт, что никогда не бывает так хорошо с деньгами, как плохо без них. Но, положа руку на сердце, честно скажу, что все, кто был здоров, не ленив и проворен, смогли на исторической родине устойчиво стать на ноги. Многого добиться и стать полноправными гражданами еврейской страны.

Я не знаю другого государства, где как в Израиле, так приветливо и гостеприимно встречают своих «блудных детей», абсолютно ничего не сделавших для страны. Нет другой страны в мире, где так просто и легко предоставляется гражданство. Прямо в аэропорту. Причём не только евреям. Неукоснительно соблюдается лишь одно единственное условие – претендент должен удовлетворять требованиям Закона о возвращении. Печально, что немалое число бывших "совков" это не ценят.


Рецензии
Ярко, весело, прискорбно и реально все описал Сэвела в повести " Остановите самолет, я слезу. У евреев есть историческая Родина. Интересно, а где Родина русских? Куда бы нам свалить на старости лет?

Вершок   03.07.2014 02:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.