Несколько слов о простейшей педагогике

«Бог воплотился для того, чтобы человек стал богом»
Св. Афанасий Александрийский.
Учитывая развитие педагогических идей, смотрящее на человека как на существо возрастающее, то можно прийти к выводу о некоторой несостоятельности данной педагогики воспитания. Как известно, любая педагогическая система, в принципе, ставит своей задачей изменение действительности в сторону положительной реальности. Можно даже сказать, что педагогика пытается преобразить окружающую действительность и собственно человека. Однако правомерен вопрос: действительно происходит ли преображение? История педагогической мысли уводит нас в глубокую древность. Практически все начинается со знаменитой сократовской идеи, которая гласит, что воспитательный процесс проходит последовательно,  по лестнице восхождения от простого к сложному. Но так ли это на самом деле? Действительно ли двигаемся к сложному? И не является ли то, что называется сложным лишь цепью нагроможденных и нерешенных проблем? Которые, между прочим, постоянно решаем и почему-то никак не можем решить?
Действительность и познания ее, безусловно, многообразны, но дает ли нам право называть сложным многоцветием любой предмет, не познанный нами, кажется сложным для восприятия и понимания, но стоит прийти озарению  и открывается уникальная простота доселе непонятного предмета. То есть в самом предмете заложен Божественный элемент гениальной простоты. Думаю, согласиться, что путь познания немыслим без творчества, а творчество невозможно без Призывающей благодати, которой есть Абсолютная простота. Таким образом в процессе познания познаем простые элементы Абсолютной простоты. Или можно применить такую формулу, согласно которой простое+простое дает не сложное, но, если угодно, препростое или наипростое. Исходя из вышесказанного и должно в педагогической практике, опираться на простейшее. Например, постоянно обращаться к сущностным вопросам бытия такие, как: Добро, Любовь, Вечность, Жизнь и т.д.
Итак, суть воспитания должна строиться не на развитии человеческой личности, которая будто бы была примитивной и требует по мере возрастания сложной конфигурации, а возвращение к Простоте, вложенной в человека от начала его Божия. Вспомним, что человек изначально был прост и гениален, находился в постоянном со-творчестве с Богом. Однако вследствие нравственного падения и первородного греха произошло нарушение его простейшего физиологического и духовного состава, была утеряна связующая нить с Творцом, и он перестал быть в изначальном смысле образом и подобием Божьим. Таким образом, исходя из вышеизложенного, первоочередная задача Педагогики есть восстановление образа Божия в человеке, его изначальной простоты и целокупности. Ведь именно, восстанавливая Образ, пытаемся вспомнить, ради чего и во имя чего был создан человек, то есть фактически возвращаем человеку потерянное бытие. Даже можно сказать, созидаем икону Божественного Бытия. Однако останавливаться на этом ни в коем случае нельзя. Восстанавливая образ, лишь возвращаемся в ветхозаветную традицию. После переворота, совершенного Христом, это было бы отступлением назад. Задачей же педагогики не только восстановление образа, но его Преображение, которое есть Превосходящий образ, ведущий к уподоблению Богу, то есть педагогика должна стать на путь синергии Бога и человека. Совершение синергии ведет к нравственному возрождению и освобождению человеческой личности и определяет дальнейшее педагогическое движение.
Формы приобщения могут быть совершенно разные. Любая методика, служащая восстановлению в человеке его Божественного начала, представляется продуктивной. Блаженный Августин писал: «Возлюби Бога и делай, что хочешь». Безусловно, что краеугольным камнем всякой методики  может быть только любовь, вне которой немыслимо никакое творчество. Будем помнить, что «Призванный Богом к творчеству человек не в состоянии самостоятельно, без помощи Божией, совершать творческий подвиг, имеющий космическое значение. Об этом красноречиво свидетельствуют признания всех великих художников, говорят ли они о вдохновении, о вселяющей в них необъяснимой сверхрассудочной силы или, как Гайдн, с четками в руках молятся Всевышнему о ниспослании Святого Духа. Если без помощи Божией творчество, по словам Достоевского, «это каторжная работа», то при вдохновении, при наитии Святого Духа творческий процесс осуществляется с такой легкостью и быстротой, что вызывает удивление у самого творца, который порой не может поверить в то, что созданное произведение является его собственным творением. И это вполне понятно – состояние творческого экстаза есть  состояние обожения и в этом состояний творит уже не человек, а богочеловек» [Игумен Иоанн Экономцев. «Россия. Православие. Византия»].
Вот к этому сотворчеству и должна призывать педагогическая и методическая мысль современного человека. Не забудем, что «Человек – как пишет Св. Гриторий. Палама - этот большой мир, заключенный в малом, является средоточием воедино всего существующего и возглавлением творений Божиих. [Успенский, «Богословие иконы русской церкви» стр. 194]. Конечно же, педагогический процесс возможен только при наличии свободной воли, как учителя, так и ученика. То есть, в первую очередь должен быть сделан нравственный выбор, который, по мысли Боэция, переходит в необходимость, ведущую к вечным ценностям, по сути являющимися наипростейшими, как уже упоминаемые нами Добро, Любовь, Вечность и Жизнь.
В качестве приложения: нет надобности напоминать, что учитывание возрастных особенностей должно присутствовать при любой методической системе. Могут спросить: А разве наличие возрастание не говорит о возрастании от простого к сложному? Нет, это этапы перехода от одного простого элемента к другому. И на каждом этапе происходит более четкое и ясное понимание сущности проблемы во всей ее полноте.
А полнота не есть ли Простота? Труден Достоевский, его герой Раскольников осложняет жизнь различными конфигурациями, делениями на разряды и тому подобное. Ищущему простоты поиски героя видятся вредными искажающему путь и ведущими к самоуничтожению и разрушению человеческой личности.  Задача педагога показать, что только возвращение к Простоте, ликвидация нарушенных порожденных первородностью греха проблем, приведет к истинному Счастью и Любви. Обнажаясь до Простоты, человек познает глубинность наипростейшего смысла, коей является Божественная София и Божественная Любовь.
Свой доклад хочу завершить стихотворением:
Я призываю к Простоте
И полноте благих созвучий,
Чтоб, растворившись в Красоте,
Понять всю суть твоих излучин,
Чтоб средь небесной тишины
Узреть непроходимость Света
И быть всегда с Тобой на Ты,
Не падая в потёмках где-то.
Узнав Блаженство лишь, поймёшь,
Вопросы, заданные миру
Есть изощреннейшая ложь
И наш ответ - растрата в силах.
И призываю к Простоте
И к полноте благих созвучий,
Чтоб, растворившись в Красоте
Понять всю суть Твоих излучин.


Рецензии