О языке, вере и историческом моменте

О языке, вере и «историческом моменте». (Вольные философские размышления. Продолжение.)

"У В И Ж У - У Ж И В У!"

Продолжая размышлять на тему языка как средства общения между людьми, невольно переходишь к вопросу, а как и на каком языке с человеком общается окружающий его мир? Общечеловеческие ценности для людей разных наций, говорящих на разных языках и исповедующих разную веру - едины. Так же как и Бог един, в том его понимании для себя, к которому каждый приходит своим путем. Значит, чтобы его могли понимать равно все, Бог говорит на языке вещей. Отсюда «вещание». На языке слов, говорит человек, который сам их придумал как форму выражения своей мысли удобной для общего понимания. В природном мире, все значимо и многозначно. Значит, мир с человеком общается знаками. Отсюда объяснения средневековых изображений, например, животных на культовых храмах. А в храмы, как известно, люди шли в поисках истины, ответа на вопрос о смысле жизни. Надо только уметь читать этот язык символов. Зная повадки в природном мире животных, легко читать и растолковывать такой язык. Поскольку эти символы и изображения животных на храмах были размещены не без толку для красоты, а имели глубокий смысл и толк. Вот и соединение по смыслу символов с языком слов (иероглифов, букв), в процессе развития человечества. Символично в этой связи выражение: «ученье – свет». Оно означает, что для человека стремление к знанию так же естественно и полезно, как для всего живого к свету солнца. С просвещением и овладением грамотностью, человек получил возможность читать «книгу жизни» не только по увиденному и на собственным примере, а по написанному на опыте предыдущих поколений, что дает возможность не повторять ошибок на пути своего совершенства. И новые верования, но никак не противоречащие, а повторяющие прежние и преподносимые людям учения о смысле жизни в более доступной форме писаний, различаются разве только по своей форме, чем по содержанию. Как тут не вспомнить великого старца русского, графа Льва Николаевича Толстого. В своем «Ответе на определение синода от 20-22 февраля», на отлучение от церкви в 1901 году он писал так:
«…верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством. Верю в то, что истинное благо человека – в исполнении воли Бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в Евангелии, что в этом весь закон и пророки. Верю в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви, что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу, дает после смерти тем большее благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с ем и более всего другого содействует установлению в мире царства Божьего, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены  свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собой. Верю, что для преуспевания в любви есть только одно средство: молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (МФ.У1,5-13), а молитва, образец которой дан нам Христом, - уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и совей зависимости только от воли Бога.
…Я не говорю, что моя вера была одна несомненно на все времена истинна, но я не вижу другой – более простой, ясной и отвечающей всем требованиям моего ума и сердца; если я узнаю такую, я сейчас же приму ее, потому, что Богу ничего, кроме истинны, не нужно.
…Я начал с того, что полюбил православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете.»
Как это совпадает со строчками стихов «прилетевшими» и ко мне, задаваясь вопросом о смысле жизни:
«Так в чем же истина мой Бог?
О помоги мне разобраться.
Устал во всем я сомневаться.
Лишь ты один её сберег.»
И еще немного из вышеизложенного Л.Н.Толстым в своем письме синоду:
«…В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф.ХХ111,8-10).
…Ужасно, главное, то, что люди, которым это выгодно, обманывают не только взрослых, но, имея на то власть, и детей, тех самых, про которых Христос говорил, что горе тому, кто их обманет.
…Про Христа, выгнавшего из храма быков, овец и продавцов, должны были говорить, что он кощунствует. Если бы он пришел теперь и увидал то, что делается его именем в церкви, то еще с большим и более законным гневом наверное повыкидал бы все эти ужасные антиминсы, и копья, и кресты, и чаши, и свечи, и иконы, и все то, посредством чего они, колдуя, скрывают от людей Бога и его учение.»
Как это часто бывает в истории с великими людьми, так и  Л.Н.Толтого русская правительственная пресса сначала затравила как «еретика» отлученного от церкви, а к его 80-летнему юбилею – прославляла как «великого богоискателя» и назвала «великой совестью», после смерти в 1910 году.
Не могу не привести к этому еще одно отношение Л.Н.Толстого к церкви изложенное им в работе «Церковь и государство» 1891 года:
«…Если бы у них была истинная вера, они бы знали, что вера есть смысл жизни, отношение с Богом, устанавливаемые каждым человеком, и что потому нельзя учить вере, а только обману веры.
…Истинная вера везде может быть, только не там, где она явно насилующая, не в государственной вере. Истинная вера может быть во всех так называемых расколах, ересях, но наверное не может быть только там, где она соединилась с государством. Странно сказать, но название «православная, католическая, протестантская» вера, как эти слова установились в обыкновенной речи, значат не что иное, как вера, соединенная с властью, т.е. государственная вера и потому ложная.»
Как это странно совпало опять со строчками стихов «прилетевшими» ко мне, задаваясь вопросом о гражданской позиции в государстве человека:
«Не привилегия та власть,
Что от людей, а не от Бога!
Она обязанность! Не страсть.
Без права управлять убого!» (из стихотворения «Гражданин»).
При этом, замечу, что строчки стихов были написаны до знакомства с выше приведенными высказываниями великого русского писателя, или, первого «русского апостола», да простят меня за дерзость. Значит, все-таки, есть какое то общее информационное поле, вселенский разум, Бог…,- откуда все приходит и куда все уходит, но продолжает жить!
А значит, есть источник познания, в котором накапливается и приобретенный опыт людей? По мере развития цивилизации посредством познания окружающего человека природного и духовного мира все больше становится явлений осознанных, объяснимых. Отнюдь не умоляя «божественного» в вышеуказанном его понимании. Наглядный пример тому отношение к истории как к науке. Значит, историю, как развитие человечества и государств, можно не угадывать, а прогнозировать. Можно предсказывать историческое будущее с определенной точностью, основываясь на аналогичных событиях прошлого?!
К примеру, анализируя события в Ливии осени 2011 года и памятуя, что, по сути, война началась на Балканах с бомбежки Югославии еще в 1999 году, становится печально от уроков истории 99 лет тому назад. Но становится не по себе, от зловещего совпадения последовательности событий, места и даже календарных дат. Обратимся к данным энциклопедии Интернета, где прямо указано: «Начавшийся кризис на Балканах и совпавшее с ним обострение внутренней борьбы в Турции заставили турецкое правительство пойти на уступки Италии и подписать с ней 18 октября 1912 года договор, по которому турецкий султан отказывался в пользу Италии от всех прав на Триполи и Киренаику. Таким образом, Италия в конце концов захватила Триполи и Киренаику, превратив их в свою колонию – Ливию.» Кстати жуткое совпадение по дате и произошедшему через без года век - 20 октября 2011 года был застрелен лидер Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии - Муаммар Каддафи. На этом, можно считать закончившейся «военную операцию» стран НАТО (в которою входит и современная Италия), и о чем официально было сообщено в новостях утром 1 ноября 2011 года. Вместо зеленого знамя революции над Ливией вновь поднят трехцветный королевский монархический флаг с мусульманской символикой.
Кстати, другой наш великий соотечественник В.И.Ленин еще сто лет тому назад 29 сентября 1911 года в газете «Правда» писал в статье «Конец войны Италии с Турцией», как о «типичной колониальной войне «цивилизованного» государства ХХ века»:
«…Чем вызвана была война? Корыстью итальянских финансовых тузов и капиталистов, которым нужен новый рынок, нужны успехи итальянского империализма. Чем была эта война? Усовершенствованной, цивилизованной человеческой бойней, избиением арабов при помощи «новейших» орудий… Италия, конечно, не лучше и не хуже остальных капиталистических стран. Все они одинаково управляются буржуазией, которая ни перед чем не остановится ради нового источника прибыли.»
Наверное, гениальность высказываний и величие мысли человека заключаются в том, что даже через сто лет они остаются актуальными как истина, и потому, воспринимаются пророческими.
А вот так В.И.Ленин писал о идеи «непротивления злу» насилием «великого художника», «мыслителя и проповедника» Л.Н.Толстого в работе «Лев Толстой как зеркало русской революции» в 1908г.:
«...Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, - это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции, и несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному "христианскому анархизму".
Но что возможно для философа, не возможно для политика. Поэтому «толстовство» и «пролетарская ленинская революция» – плоды разных деревьев, хотя и растущих в одном саду. Словосочетание «непротивление злу насилием», появившееся в русском языке как постулат «толстовства», выражено в Христовой заповеди «Не противиться злому» (Мф.5:39) Однако, полноты ради, отметим, что принцип «непротивления злу насилием» обосновал еще древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.), который считал закон и справедливость – едиными понятиями. При этом, известно высказывание Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю», который утверждая принцип добродетели в том, что добрый человек не совершит зло, полагал, что знание о добре даст людям культура интеллекта. В совершенном обществе закон и справедливость должны совпадать. Обиженного должно защищать общество. Люди не должны быть безучастны ко злу. Не в мести, а в обличении зла, совершенного по отношению к ближнему, люди самосовершенствуются. Но, к сожалению, современный мир далеко не «рай». Сравнивая недавнее наше советское прошлое, можно заметить, что жизнь была труднее, но люди были добрее, потому, что верили в «светлое будущее», любили жизнь, помогали ближнему, выживали и побеждали трудности всем миром. Значит прав Л.Н.Толстой, что зло может победить любовь. Как труден этот путь. Отмечу только, что мне ближе позиция другого древнего философа «поднебесной» - Конфуция (551-479 гг. до н.э.), трактовавший так принцип «добродеяния»: «…На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром…» (Лунь Юй).
Думая о роли в истории наших соотечественников, Л.Н.Толстого и В.И.Ленина (Ульянова), признаешь их величие, поскольку они не только повлияли на изменение духовного и материального мира своих современников, но их идеи, вера если хотите, живут в умах людей до сих пор. Невольно сравниваешь их с такими историческими личностями как Христос и его двенадцать апостолов, но уже на новом этапе развития человечества, да к тому же, на земле русской, с новой верой в «светлое будущее» человечества, более молодой, а значит, более прогрессивной.
В качестве небольшого отступления немного замечу о нашем «историческом моменте», о чем стихи с одноименным названием «прилетели» этой осенью неожиданно ко мне. Конечно, проще и прибыльнее создавать общество «потребителей» нежели «созидателей». Спасет нас любовь к родному русскому языку – «оберегу» нашего народа. Именно язык является тем ключом  к знаниям наших предков, которые в свою очередь помогут нам выжить. Хотя уже с 1 сентября 2011 года количество уроков русского языка в школе, например у моего сына, сократили с 6 до 4 раз в неделю. Есть над чем задуматься. И слава богу, есть пока, что читать.
Как дальше развивались события после Триполитанской войны известно из мировой истории: Греция, Бейрут, Сараево и 1 мировая война 1914 года, в которой непосредственно участвовала Россия. Как говорится поживем –увидим… Но все таки надо думать, что мы делаем и как нам жить, а не воевать, памятуя заветы великих мудрецов и пророков! И не надо только говорить, что, мол, это нас не касается. Только безумец может не понимать, что мы все живем на одной планете Земля и все мы ходим под Богом!...

«Золотое правило жизни» гласит: Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!

Ауст. 1 ноября 2011года.

Исторический момент или на злобу дня.

Тимошенко посадили.
А Каддафи – застрелили.
Путин будет президент.
«Полицейский» вместо «мент».
Снова «евро» дорожает.
«Доллар» кризисом пугает.
Мало пенсии, чтоб жить.
Трудно в армии служить.
Потребитель ест продукт.
Школьник будет как «дундук».
Русский в школах сокращают,
Больше бегать заставляют.
Все в желанье убежать
И богатым сразу стать.
По законам, без души,
Подрастают малыши.
Под пивных бутылок бой
Вместо песен в парках вой.
Мелкий лавочник – кумир,
Заменил культуры мир.
Нету времени мечтать.
Все в заботе выживать,
За учебу – заплатить,
На квартиру – накопить.
И не дай бог заболеть,
Проще сразу помереть.
За бесплатно лишь природу
Созерцаем как свободу.
Да и то, пока забор
Не поставил новый вор.
Поумнее кто – молчит,
А кто дрался – тот почит.
Небо снова затянуло.
Осень в окна заглянула.
21 октября 2011г.
P.S.:
• Юля Тимошенко – лидер «оранжевой революции» и бывший премьер-министр Украины была приговорена к лишению свободы на 7 лет – 11 октября 2011года;
• Муаммар Каддафи – лидер Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии, был застрелен 20 октября 2011года, вместо зеленого знамя революции над Ливией вновь поднят трехцветный королевский монархический флаг с мусульманской символикой;
• Путин В.В. – председатель правительства РФ, предыдущий президент РФ, был выдвинут нынешним президентом РФ Медведевым Д.А. на съезде партии «Единая Россия» 24 сентября 2011года, кандидатом в президенты РФ на следующий срок в 2012 году, а 06.12.2011г. – на 2 этапе съезда партии единогласно выбран кандидатом в президенты, 07.12.2011г. – премьер-министр подал документы на регистрацию в ЦИК России;
• С 1 сентября 2011 года количество уроков русского языка в школе, где учится мой сын, сократили с 6 до 4 раз в неделю, а физкультуры – увеличили до 3 раз.
Андрей Пущинский 7декабря 2011 года.


Рецензии
спасибо за ваши размышления вслух, Ауст!

Ольга Осенька   10.06.2012 21:35     Заявить о нарушении
Размышлять вслух должен человек если он свободен и способен...

Ауст Пущинский   11.06.2012 16:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.