Фольклорные сокровища полевчан

        Гостей Полевского всегда интересуют его достопримечательности. И мы, как истинные любители своего края, рассказываем приезжим о заводах, богатстве недр, памятных местах. Но, пожалуй, большинство рассказчиков умалчивает о нашем не менее важном богатстве – устном народном творчестве, привлекавшем к себе внимание  специалистов ещё в давние времена.
        Студенты фольклорной группы Свердловского педагогического института 11 октября 1979 года опубликовали в газете «Рабочая правда» восторженную статью «В поход за песнями». Студенты кланялись в пояс старожилам села Косой Брод, сохранившим в памяти фольклор своих предков, передаваемый от поколения к поколению.
Но только ли Косой Брод интересовал специалистов?
        В Уральском госуниверситете им. М. Горького (УрГУ) фольклорные экспедиции по Среднему Уралу начались ещё в 1940-е годы и проводятся по сей день. Полевской район они посещали довольно часто, Например, в 1962 г. экспедиции побывали в Косом Броду, Мраморском и Полевском; в 1963 – снова в Полевском; в 1964 – в сёлах Курганово, Полдневая, в Полевском и т.д.
        Декан филологического факультета профессор В.П. Кругляшова в архивном фонде УрГУ показала мне коллекцию записей «Бажовские места. 1961 – 1968гг.». Из неё следует, что в 1964 г. студенты УрГУ записали в Полевском от В.И. Задорина и В.А. Храмцова предания о чудском рудокопстве и о возникновении Гумёшевского рудника. Здесь же приведены тексты их рассказов.
        Немало преданий, посвящённых восстанию Е. Пугачёва, узнали студенты от полевчан А.В. Пименова, А.В. Вишневой, Е.Ф. Неведомовой в 1964 г., от Я.Д. Раскостовой в 1967-м, от А.Г. Емельянова в 1971-м.
        Интересно отметить, что предания, рассказывающие об отношении полевчан к «Емельке Пугачу» и к его восстанию, записывались в нашем крае и раньше. К примеру, публикации П. Володарского в 92-м номере «Пермских губернских ведомостей» за 1866 год, а также К. Лугина в 46 номере «Уральской жизни» (1913 г.) или в 8 номере за 20 марта 1902 г Несколько позже об этом писали П.П. Бажов, Л. Скорино, М. Китайник и др.
        Продуктивным был приезд в Полевской в 1947 г. студентки УрГУ Н. Петровской – уроженки села Мраморского. От Е.С. Медведевой она записала предание «На Азове жила девка Азовка», а от Е.Н. Григорьевой – много старинных солдатских и рекрутских, любовных и семейных, шуточно – плясовых и игровых песен: «Хотят, хотят добра молодца», «Во Петропавловской было крепости», «Уж ты веюшко, соловеюшко», «Уж ты мать моя, маменька» и др.
        Песни, записанные Н. Петровской, М.Г. Китайник включил впоследствии в сборник «Уральский фольклор».
        Полтора года назад, при нашей встрече в Полевском, профессор Челябинского госуниверситета А.И. Лазарев вспомнил о своём участии в фольклорной экспедиции 1964 г. в Косой Брод. Тогда от М. Давлетшина он записал рассказ об обычае древних «чудей», в незапамятные времена населявших здешние места, хоронить вместе с умершим мужем всех его жён. Для них сооружалось «подземное жилище», то есть пустотелая насыпь, где женщины должны были оплакивать покойника до самой своей кончины. Это предание учёный использовал позже в своей книге «Предания рабочих Урала, как художественное явление».
        Богатым полевским фольклором неоднократно пользовались и пользуются в своих книгах доктор филологических наук В.П. Кругляшова, с 1948 г. и по настоящее время возглавляющая фольклорные студенческие экспедиции по Уралу, в том числе и по Полевскому району. Прочтите её сборник «Жанры несказочной прозы уральского горнозаводского фольклора». Полевским говором веет от всех четырнадцати «гумёшевских» сказов П.П. Бажова; от романа Д.Н. Мамина – Сибиряка «Дикое счастье», повествующего о горькой дореволюционной жизни полдневчан; в рассказах, повестях, романах других наших земляков – Н.А. Поповой, Б.Д. Попова.
        Длинен список исследователей Полевского фольклора: В.П. Бироюков, Н.К. Чупин, А.А. Дмитриев, И.А. Дергачёв, М.А. Батин, В.В. Блажес и др.
        Некоторые песни, привезённые студентами из Полевского, вызывают у специалистов особый интерес. Летом 1967 г. они записали от  А.С. Поповой, Т.Е. Ощепковой и З.И. Бажовой песни «На серебряной речке» и «На серебряных плотах», оказавшиеся фольклорными вариантами стихотворения поэта – декабриста Ф.Н. Глинки «Завеянные следы», впервые напечатанного  в «Невском альманахе» в 1827 г.
        Факультет фольклористики УрГУ неоднократно издавал сборники «Фольклор Урала», и в каждом из них непременно помещались материалы экспедиций в город Полевской. Так, в сборнике за 1977 г., кроме двух вышеназванных песен, были помещены ещё две старинные песни, записанные в июле 1967 г. от полевчанки М.И. Тёткиной.
        Однако не только в фондах  архивов Свердловского пединститута и Уральского госуниверситета хранятся сокровища устного народного творчества Полевского района. Немало их ждёт своих исследователей и в краеведческих архивах Свердловской государственной публичнолй библиотеки им. В.Г. Белинского. Здесь можно не только прочесть, но и прослушать старинные песни, записанные П.М. Володарским в 1871 г. на фонограф от крестьянки Полевского завода Афанасии Ушаковой. Познакомиться с рукописным фольклорным сборником учителя Кособродского народного училища П.А. Некрасова, рассказ о котором «Ваши песни – настоящий клад» готовит к публикации в ближайшем номере «Рабочей правды» автор этих строк.
        Своеобразный язык жителей Полевского района показан в «Словаре русских говоров Среднего Урала», изданном в УрГУ в нескольких томах. В каждом из них напечатано очень много самобытных слов полевчан. Поэтому не зря для кандидатской диссертации выпускница Полевской средней школы № 1, а затем Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова Э.В Калугина – Кузнецова  выбрала тему: «Словарный состав Полевского района Свердловской области». Ныне Эра Васильевна - доктор филологических наук, профессор Уральского госуниверситета.
        Талантливы жители песенного края. Жаль только, что богатства его старинного устного народного творчества не используются на школьных уроках, в музыкальных концертах, в мероприятиях Дворцов культуры. А ведь мы сейчас вооружены не громоздкими фонографами, а первоклассными магнитофонами. И почему фольклором полевчан интересуются не местные литераторы и музыкальные работники, а посторонние люди? Правда, театральный коллектив Дворца культуры Северского трубного завода в начале 1970-х годов написал сценарий на основе местного фольклора и поставил интересный  спектакль «Северская свадьба». Посмотреть бы его ещё раз.
        Может быть, молодое поколение полевчан возьмёт под свою опеку бесценное культурное наследие наших предков?
                2 августа 1980 года.


Рецензии
Как жаль, что великий русский язык постепенно подменяется неологизмами, иностранными эрзац-заменителями древних русских слов. Александр Солженицын пытался бороться с этим злом, менял слова. Но "бодался телёнок с дубом"...
Молодое поколение - что юноши, что девушки без мата не разговаривают. А скажи им, что это неприлично, будут смеяться прямо в лицо. О фольклоре и говорить нечего. Может в уральских сёлах или кубанских станицах и сохранился фольклор в виде казачьих песен или уральских сказов, а городах почти всё утрачено. Горько на душе, потому что хранителей великого и живого русского языка осталось очень мало. Спасибо, Вам Алексей, что вы один из них. С уважением,

Юрий Ткачев   05.01.2012 08:12     Заявить о нарушении
Юрий, должен с радостью отметить, что в нашем Полевском есть детский фольклорный ансамбль "Перезвоны", который уже несколько выступает с концертами не только в нашем городе и окрестных селах, но и за границей. Вот и сегодня на родине Деда Мороза - в далеком Великом Устюге - в составе другого детского фольклорного коллектива, выступает наша внучка, четвероклассница Сашенька. Н а детишек в старинном одеянии смотреть - одно удовольствие, а слушать - тем паче. Не раз мне доводилось видеть и слышать юных фольклористов и в г. Екатеринбурге. Рад Вашему отзыву и отвечаю на него. Всего Вам самого доброго.

Алексей Кожевников 3   05.01.2012 12:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.