Летописец уральской слободы

        В рабочей слободке Северского металлургического завода с конца XIX и до конца 30-х годов XX столетия имя Николая Макаровича Безукладникова было хорошо известно. Он прекрасно играл на физгармонии, скрипке, обладал хорошими слухом и голосом. Знал много народных песен, которые исполнял, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Любил классическую музыку. Имел неплохую нотную библиотеку. Собираемые ноты брошюровал. Бывая в Свердловске, не мог равнодушно пройти мимо магазина с нотами
        Увлечения музыкой, знание её помогали Николаю Макаровичу на протяжении всей жизни. Был регентом церковного хора в Свято – Троицком храме Северского завода, где и сам пел на клиросе. Это занятие оставил только в начале 30-х годов, когда в стране началась борьба с религией.
        Тогда пришлось активно включиться в культмассовую работу, что велась в бывших зданиях министерского училища и церкви. Рисовал декорации к постановкам местных самодеятельных артистов. Выступал на сцене клуба в музыкальных концертах. Завоёвывал на конкурсах призы. Учил детей и рабочих игре на скрипке. Был неплохим резчиком по дереву.
В 1920-х годах, во время голода и разрухи, чтобы прокормить семью, он сопровождал игрой на физгармонии «немые» фильмы и спектакли. Сидя за экраном, подбирал соответствующую их содержанию музыку и исполнял её.
        В довольно редких публикациях о культурной жизни северских металлургов довоенного времени, имя Николая Макаровича совершенно не упоминается. Видимо, из – за его былой связи с церковью.
        Летний театр, школа и клуб размещались на берегу Северского пруда, недалеко от дома Безукладниковых. Когда в них показывали спектакли, проводились концерты, Николай Макарович гримировался дома. Гримировал он и других артистов.
        Однажды, вместо флакончика с одеколоном, Николай Макарович по ошибке взял флакончик с чернилами. Никто из домочадцев этого не заметил. Вместе с ним от души посмеялись над его размалёванным лицом и товарищи по сцене.
        Несмотря на все неприятности в стране, у Николая Макаровича было доброе отношение к жизни. Он был порядочен, интеллигентен, любил членов семьи.
        Вечерами, дома, он устраивал для друзей, сотрудников по конструкторскому бюро, в котором работал, музыкальные вечера. Постоянным гостем на них был большой любитель музыки и крупный специалист – металлург, начальник этого бюро Василий Васильевич Хильтерхаус.. На Северском заводе он оставил о себе самые тёплые воспоминания. А ещё – рукопись по истории предприятия, много иностранного оборудования, привезённого им из Германии, Чехословакии и других стран.
        Уроженец Германии, В.В. Хильтерхаус не захотел вернуться на родину, управляемую Адольфом Гитлером, и, опасаясь репрессий со стороны советского и немецкого правительств, в 1939 году, накануне второй мировой войны, эмигрировал с семьёй в США.
        О конструкторском и дизайнерском мастерстве Николая Макаровича говорят сохранившиеся в семейном архиве старшего сына – Анатолия Николаевича – чертежи и рисунки старинных зданий. Например, его проекты церкви для Верх – Сысертского завода, выполненные им в 1903 – 1904 годах. Или чертежи, хранящиеся в архиве Северского металлургического (ныне – трубного) завода.
        Следует отметить, что Николай Макарович. - родоначальник династии конструкторов. Сейчас на Северском трубном заводе трудится по этой специальности уже четвёртое поколение Безукладниковых.
        И всё же, на мой взгляд, самой значимой памятью о нашем земляке являются оставленные им для потомков сотни фотографий, запечатлевших завод и город с конца XIX века по осень 1941 года.
        У него было два фотоаппарата. Один – на треноге, с длинной «гармошкой», другой – маленький, лёгкий. С ними Николай Макарович не расставался никогда и фотографировал, фотографировал, добиваясь совершенства.
        Чтобы успеть запечатлеть как можно больше событий из жизни небольшой рабочей слободы, он, первым из земляков, приобрёл диковинную по тем временам технику – велосипед и, сопровождаемый детворой, разъезжал на нём по округе.
        Он снимал школьников и учителей, тружеников Северского и Полевского химического (позже – криолитового) заводов, горняков Гумёшевского, Красногорского, Осиновского и других рудников, строителей местной железной дороги, новую и старую технику, храмы и их внутренние интерьеры. И многое – многое другое.
        Репродукции с его фотографий в послевоенное время, когда фотодокументалиста уже не было в живых, часто публиковались в журналах «Вокруг света», «Техника – молодёжи», «Урал», «Уральский следопыт», в различных книжных технических и краеведческих изданиях.
        Уникальным событием для жителей Северского посёлка в 30-х годах XX века было приводнение гидросамолёта на заводской пруд. В тот день они очень завидовали своему земляку Степану Григорьеву, первым из них увидевшему свой дом и родные места с высоты птичьего полёта.
        Николай Макарович увековечил и это событие и пилотов, что стояли среди множества ликующих северчан.
        С большим интересом рассматриваю маленький по размеру, но богатый по содержанию семейный фотоальбом – реликвию, составленную и оставленную родным самим Николаем Макаровичем.
        Вот, тяжело дыша, лошади необычного обоза с трудом преодолевают подъём к Северскому Свято – Троицкому храму. Будто воочию видишь, как перебирая ногами, они скользят и чуть не падают, рывками вытягивая на вершину заснеженной горы тяжёлые сани – розвальни. Люди, стоявшие по обе стороны вдоль дороги, перекрестившись, помогают несчастным животным.
        Смущённый всеобщим вниманием, возница передних саней важно восседает на передке, а за его спиной, раструбом заняв почти всю площадь розвальней, лежит большой колокол. Солнечные блики играют на его гладком теле.
        Наконец обоз достиг вершины холма, подъехал к церкви, остановился. Возницы спешились, сняли картузы и помолились в сторону икону с изображением Святой Троицы, что висела над входом в храм. На следующем снимке заснята звонница с новым красивым колоколом. Под ним надпись, сделанная самим Николаем Макаровичем: «Съвер. зав. Поднято 7 февр.1909 г. на масленицу».
        В копиях приказов по Северскому заводу, хранящихся в производственно – техническом музее предприятия, имя ведущего конструктора Н.М. Безукладникова встречается не раз. Уходя в отпуск или уезжая в заграничные командировки, руководитель конструкторского бюро В.В. Хильтерхаус всегда оставлял его за себя. После отъезда начальника в США, Николай Макарович до конца жизни занимал его должность.
        Будучи на его должности, Безукладников часто ездил в проектные организации областного центра. С началом Великой Отечественной войны, добираться до Свердловска и возвращаться из него становилось всё сложнее – только попутным транспортом или идти пятьдесят километров пешком.
        Во время одной из таких поездок, Николай Макарович возвращался на машине в открытом кузове, сильно простудился, заболел и 21 сентября 1941 года скончался. А родился он в феврале 1877 года.
        Наталья Михайловна, надолго пережила мужа – её похоронили 23 августа 1974 года. Их дети и внуки пошли по стопам Николая Макаровича – они стали архитекторами, конструкторами, копировщиками, а кое – кто из них окончил и музыкальную школу.


Рецензии
Уважаемый автор, я... образовываюсь на Ваших рассказах, миниатюрах.
Они расширяют кругозор читателя. Вот и эта вещь поведала о незнакомом
мне крае. Интересно. Благодарю. С уважением к Вам

Онучина Людмила   08.12.2011 10:29     Заявить о нарушении
Людмила, я рад, что мои творения приносят людям пользу. Большое Вам спасибо за посещение моей страницы. С искренним уважением -

Алексей Кожевников 3   08.12.2011 12:15   Заявить о нарушении