***

               ДЕНЬ  ВТОРОЙ.  ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Я  уснула,  едва  автобус  тронулся. Сказалась  бессонная  ночь. Сквозь  чуткий  сон
я  слышала  голос  Анны,  она  что-то  рассказывала,  мне  думается,  это  касалось  Англии,  то  ли  о  природе,  то  ли  об  истории,  но  для  моей  миссии  это  не  было  важным. И  дремота  покинула  меня,  когда  Анна,  видимо,  чтоб  дать  отдых  горлу,  затеяла  процедуру  знакомств. Каждый   (по  крайней  мере  каждая  пара)  должен  был  выйти  к  микрофону  и  рассказать  о  себе.  Я  должна  была  выслушать  более  двадцати  историй  и  запомнить  более  сорока  имён!  Ох,  шеф  недооценил  мой
склероз. Мелькали  странные  для  еврейского  уха  имена:  Эльвира,  Марина,  Мальвина,  Александра…Ирин  было  сразу  три,  это  удачно. И  вдруг  будто  кто-то 
в  бок  меня  толкнул:  грузинский  акцент!  Говорил  мужчина,  примерно  пятидесяти
лет,  а  может  и  старше,  седеющий,  лысеющий, но  крепкого  телосложения,  роста  среднего,  и  жена  при  нём,  и  пара  друзей,  которые    пригласили  его  в  этот  тур, короче,  идеальная  легенда,  если  учесть,  что  именно  на  грузинский  акцент
намекал  Стефан.  Назвался  он  Давидом.  Ну  конечно,  Давид – это,  прежде  всего  Дэвид,  а  может  быть  и  Дэвис,  акцент  поддельный,    для  легенды,  но  что  хотел  сказать Стефан?  Неужели  это  «турист»?  Или  связник?  «Турист»  должен  бы  быть  помоложе. Кто-нибудь  из  «друзей»?  В  конце  концов  и  Грузия  могла  вмешаться,  нефть,  как  ни  как..Мысли  метались  в  голове,  но  ни  к  какому  выводу  я  не  пришла,  надо  просто  наблюдать… И  тут  мы  как  раз  приехали  в  Стратфорд,
прямо  к  церкви  св.  Троицы.  Идём  гуськом  через  маленькое кладбище,  и я
стараюсь  коснуться,  на  всякий  случай,  «молотка»  на  двери  притвора,  стук  которого  обеспечивал  страннику  убежище  в  церкви  то  ли  с  тринадцатого,  то  ли  с  пятнадцатого  века.
А  вот  и  могила  Шекспира,  а  рядом  покоится  его  вдова  и  другие  члены  семейства.  Сквозь  благоговейный  трепет  в  голову  лезут  все  сплетни  и  научные
авторитетные  исследования  на  тему:  Шекспир  или  не  Шекспир  был  тем  великим
создателем  «Гамлета»,  «Ромео  и  Джульетты»  и  всего  остального  гениального  наследия? И  два  самых  вероятных  кандидата  это Кристофер  Марло  и  не-
ведомая  женщина,  чуть  ли  не  сама  Елизавета 1,  или  кто-то из её  фрейлин. А  ка-
кая,  собственно,  разница?  Главное,  что  это  создано  и  свидетельствует  об  одном:
за  все  пятьсот  лет  человечество,  меняя  пейзаж  и  облик  предметов  вокруг  себя,  ничуть  не  изменилось.  И  страсти  те  же  кипят,  и  историю  коверкают  и  меняют,  как  юбки,  согласно  моде,  и  режиссёры  никогда  без  хлеба  не  останутся,  одевая  Гамлета  то  в  камзол,  то  в  свитерок  и  джинсы. Ну  а  уж  кто  побывал  в  Вероне,  тот  знает,  что  каждая  вторая  девушка  там  зовётся  Джульеттой,  её  дружок,  как  правило,  Ромео,  а  папаши  Лоренцо  ещё  до  14  лет  снабжают  их   любой  гадостью
типа  ЛСД  и  пр. (Интересная  мысль!   Я  вспомнила  свою  легенду  об  интерполе)
Глядя  на  бюст  Шекспира, который  являет  скорее  торговца  шерстью,  чем  поэта,
я  решила  обязательно  купить  кашемировый  плед.  Тут  мы  вышли  из  церкви  и,  шествуя  по  улице  длинной  цепочкой,  слушали  в  наушниках  рассказ  Анны:  вот
дом,  где  Шекспир  родился,  вот  школа,  где  он  учился,  но  поскольку  Анна  уже  была  далеко  впереди,  я  не  улавливала,  что  из  сказанного  связано  с тем  или  иным  домом:  все  они  были  прекрасными,  старинными,  некоторые  совсем  обветшалыми. И  я  глазела  на  них,  а   мой  «фотоаппарат»  автоматически  делал  своё  дело. И  вот  я  вижу  отснятый  кадр:  старый  дом,  ничем  не  примечательный,
окна  со  множеством  переплётов,  перед  домом  решётка  и  обычный  цветник,  над  цветником  склонился  подозрительного  вида  мужик,  а  чуть  позади  мужика  стоит  Давид-Дэвис,  нацелившись  фотоаппаратом  прямо  на  спину  этого  человека.  А ещё  раньше  Дэвис  стоял  у  камня  с  надписью  «Нью  плейс».  Значит  ли  это,  что
место  встречи  и  место  передачи  карты  изменилось?  И  вот  сейчас,  на  моих  глазах  он  получил  новые указания.  Но  надо  быть  осторожной,  чтоб  Дэвис  слежку  не  заметил,  и  я  бегу  догонять  подругу,  которая  ушла  далеко  вперёд.  Когда  я  добегаю  до  фигуры  шута  на  перекрёстке,  вся  группа  уже  куда-то  разбрелась,  быть  может,  за  кашемировыми  пледами? Только  моя  подруга  терпеливо  ждет.
И  мы  отправляемся  в  «Макс  &  Спенсер»  за   йогуртом  на  ужин,  заходим  в  прелестный  магазин  ёлочных  украшений,  фотографируем  ведьму  у  витрины  с  тыквами  ко  дню  «хэллоуин»  и  спускаемся  к  реке  Эйвон.  Это  моё  место,  возле  памятника  Шекспиру  я  должна  оставить  фото  с  Дэвисом,  но  как  отвлечь  подругу?  Вокруг  памятника,  по  четырём  углам  расставлены  фигуры  его  персонажей  с  надписями,  кто  есть  кто.  И  я  прошу  её  почитать,  кто  там  в  левом  углу,  мне,  мол,  толстой,  не  пролезть,  а  сама  сажусь  на  корточки  в  противоположном,  якобы  читаю,  и  быстро  прячу  под  плиту  пластиковый  пакет  с  отснятым  кадром,  аналитики  разберутся.  Теперь  можно  возвращаться,  и 
я   вспоминаю  свой  имидж:  всегда,  во  всех  поездках,  я   плохо  ориентировалась  и  путала  дорогу,  даже  в  музеях  ходила  от  последнего  зала  к  первому.  Это  было  очень  удобно,  когда  я  «внезапно»  встречала  того,  за  кем  наблюдала,  но  в  данном  случае  фокус  не  удался:  подруга  уверенно  привела  меня  к  автобусу
минута  в  минуту
  Мы  едем  к  замку  Уорвик,  который  стоит  на  холме  возле  той  же  речки  Эйвон,
а  посетим  его  за  дополнительную  плату. За  всё  хорошее  надо  платить. Пейзаж  за  окнами  до  неправдоподобия  зелен  и  свеж,  но  мне  не  суждено  разглядеть  подробности:  место  у  окна  я  уступила  подруге,  ей  так  удобней  больную  ногу  задирать  повыше, и  мне, признаюсь,  тоже  удобно,  ближе  к  аварийной  двери.
Огорчает  лишь  тот  факт,  что  дверь  эту  водитель  не  открывает,  всё  из-за  пресловутых  английских  традиций:  руль  у  них  справа  и  дверь  эта  справа,  прямо
в  поток  встречных  машин.  Видно  изготовители  автобуса  этих  традиций  не  знали
и  двери  налево  не  перенесли.  Ну  ничего,  в  качестве  альтернативы   у  двери  сортир  находится,  в  критической  ситуации  воспользуюсь. Пока  я  об  этом  размышляла,  Анна  историю  замка  рассказала,  но  кое-что  я  уловила:  этому  замку
около  тысячи  лет,  вернее,  если  считать  от   деревянного  форта,  то  ровно  940  лет, 
и  все,  кто  владел  замком,  носили  графский  титул  Уорвик,  и  переходил  этот  титул  от  одной  династии  к  другой,  и  кого  там  только  не  было.  Самое  интересное,  что  последний  действующий  граф  Уорвик  Гай  Дэвид  Гревилл
замок  продал  фирме  Тюссо,  а  титул  сохранил,  но  я  не  думаю,  что  он  и  наш 
Дэвид  -  одно  и  то  же  лицо,  хотя  по  возрасту  подходит,  Гай  в  57-м  родился.
Сам  замок  меня  поразил. Мало  того,  что  он  занимает  огромную  территорию,  внутри  стен  можно  и  гарнизон  разместить  и  ристалище  устроить,  но  все  строения  новенькие,  ухоженные,  трудно  поверить  в  их  преклонный  возраст.
Я  конечно  и  Парфенон  видела,  и  пирамиды  постарше  будут,  да  и  у  нас  в
Израиле  чего  только  нет,  но  всё  это  остатки  былой  роскоши,  а  тут  живой  замок,  будто  за  девять   столетий  ни  один  камень  не  сдвинулся.  А  между  тем  Анна  объявляет,  что  хоть  места  и  много,  но  всех  нас  не  вместить,  и  разделимся  мы  на  две  группы,  первых  двадцать  с  ней  по  современным  залам  пойдут,  а  остальные  в  подземельях  последний  день  перед  битвой  Ричарда  Невилла  графа
Уорвика  16-го  смотреть,  т.е.  включить  воображение  с  помощью  фирмы  Тюссо. А  потом  поменяемся,  пойдём  с  ней  жить  жизнью  графов  в  19-м  и  в  20-м  веке.  Но  мне  было  не  до  Уорвика.  Беда  в  том,  что  Дэвид  в  первой  группе,  а  я   во  второй.  Наскоро  пробежав  мимо  лучников,  стражников  и  прачек  Уорвика 16-го,  я  по  винтовой  лестнице  в  башне  влезаю  на  стену,  чтоб  осмотреться. Мне  повезло:  к  моей  подруге  прочно  приклеилась  из  нашей  же  группы  туристка  Света,  и  они  беседуют,  внимания  на  меня  не  обращая.  А  я  смотрю  со  стены  на  розарий  и  что  же?!  Посреди  розария  без  всякой  группы  стоит  Дэвис  и  в  руках  у  него  карта!  Ярко  зелёная.  Подробностей  не  вижу  без  бинокля,  но  это  карта.  Рискуя  свернуть  себе  шею,  я  скатываюсь  по  винтовой  лестнице  и  несусь  в  розарий,
огибаю  его  по  боковой  дорожке  и  «случайно»  выхожу  Дэвиду  навстречу.
-  Простите,  я  кажется  заблудилась,  можно  на  минуточку  Вашу  карту? – лепечу
растерянно.  И  встречаю  насмешливый  взгляд:  - Идите  прямо  по  этой  дорожке,  там  ворота,  других  нет.  А  карту  небрежно  прячет  в  карман.  Вот  это  уже  провал!  Неужели  я  засветилась?  Мне  ничего  не  остаётся,  как  присоединиться  к  подоспевшей  подруге  и  выйти  прямо  к  Анне,  окруженной  нашей  половиной  группы.  И  что  же  я  вижу?  Анна  держит  в  руках  целую  пачку  карт  и  раздаёт
их  всем  подряд,  в  том  числе  и  мне. В  солнцезащитных  очках  +1,5  диоптрий
( очки  для  чтения  +4.5  остались  в  автобусе),  но  я  смутно  вижу  действительно  зелёное  поле  и  желтый  контур  то  ли  гуся,  то  ли  черепахи  с  вытянутой  шеей,  но  всё  же  понимаю,  что  это  карта  замка.  Ещё  одна  попытка  не  удалась,  и  я  была  на  грани  провала,  если  только  мой  идиотизм  не  выглядел  естественным.  Надеюсь. Следуя  за  Анной  по  «жилым»  комнатам  верхнего  этажа  замка  я  пытаюсь  хоть  что  нибудь  разглядеть  в  толпе,  но  опять  отстаю  и,  слушая  в  наушниках  голос  Анны,  никак  не  могу  понять,  кого  изображают  восковые  фигуры,  где  Мальборо,  где  леди  Черчиль,  а  гда  Вандербильт,    на  всякий  случай  фотографируюсь  рядом  с  одной  из  них,  пусть  шеф  знает,  что  я  даром времени  не  теряла,  делала  полезные  знакомства. Но  у  меня  подозрение,  что  это  фигура  нынешней  королевы.  Не  перестаралась  ли  я?  Едем  в  гостиницу, расположенную  где-то  возле  Ливерпуля,  и  боюсь,  ничего  существенного  не  произойдёт.
    Произошло,  да  ещё  как!  Чтоб  скоротать  длинную  дорогу  и  подготовить  нас 
к   завтрашним  аттракциям,  Анна  предлагает  посмотреть  фильм  «Королева»,
оскароносный  фильм  о  жизни  королевской  семьи  в  дни  гибели  и  похорон  принцессы  Дианы,  о  мучительных  поисках  компромисса  Елизаветы  и  Тони
Блера  в  этой  непростой  ситуации. А  потом   Ита, как  экзаменационную  работу,
излагает  материал  о  жизни  Дианы  и  Чрльза.  И  только  я  приготовилась  вздрем-
нуть,  как  зазвучал  взволновнный  голос  с  грузинским  акцентом:  страстно,  неистово:  Девид (Дэвис?)  обличал  Диану,  ну  разве  что  из  этических  соображений 
прямо  шлюхой  не  называл.  Что  это  с  ним?  Может  всё-таки  он  Гай  Дэвид  Уорвик?  Имел  виды  на  Диану,  а  она  его  кинула?  Или  в  его  жизни  просто  был  аналогичный  случай?  И  всё  время  твердит:  Диана,  Диана…  Как то  странно  произносит,  с  придыханием  в  середине:  Ди-ана. И  тут  молнией  в  голове:
- Ди-Анна!  Вспоминаю  слова  на  «ди»:  диез,  диагноз…всё  не  то,  диаметр,  диафрагма,  диалог. Вот  оно!  Диалог - разговор  двоих,  В  каких-то  языках  частица  «ди»  означает  двойственность. Дэвис  даёт  понять  Анне,  что  уличил  её,  как  двойного  агента.  Он  разгневан,  он  угрожает,  а  она  так  покорно  молчит,  не  сопротивляется,  признаёт,  что   раскрыта,  даже  заявила,  что  в  долгу  перед  ним,  но  завтра  исправится.  Значит  правда.  Но  на  кого  она  работает?  Не  на  меня,  это  уж  точно.  На  Дэвиса,  и  тогда  понятен  давешний  трюк  с  картой,  а  ещё  на  кого?  Теперь  надо  следить  за  всеми.  Малейшее  подозрение,  и - действовать. Если  Дэвис  не  «турист»,  то  кто?  А  мы  тем  временем  приехали  в  гостиницу  в  крошечном  городке  в  окрестностях  Ливерпуля.  Всё  то  же  самоё,  но  сырков  на  завтрак  дали  так   мало,  что  не  все  успели  ухватить.


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ


Рецензии