История восьмая. Штопальщик реальности

- Кто-то собирался копать колодец, - вкрадчиво сказала Разлюли Малина однажды утром.
- Колодец? А нафига он нужен? - лениво ответил Крысь, - Дождик же идет худо-бедно...
- Вот именно - худо и бедно, - заявило вредное растение и демонстративно зашуршало листочками, с которых тут же посыпались мелкие капельки воды, - я хочу, чтоб было хорошо и много. Вот. И вообще, сделай хоть что-нибудь, а то валяешься тут... будто чучело какое-то... Спишь все время!
- Тебе лишь бы покомандовать, - проворчал Крысь, неохотно поднимаясь на лапы и стряхивая налипший песок с хвоста,- лучше объясни, что за фигня вокруг происходит?
- А что, собственно, происходит? - поинтересовалась Разлюли Малина.
- Что-что! Небо в клеточку, вот что! - окрысился Крысь, - Последнее время вообще что-то все такое серое и туманное, и солнца не видать. Нет, я, конечно, не особо скучаю по жаре, но очень уж Пустыня совсем пустынная!
- Ой, и впрямь небо в клеточку... и серое все, - опечалилась Разлюли Малина, - не знаю... Я ведь только растение, никаких философий не изучала... Расту себе и расту. Или сохну - в зависимости от настроения. Это у тебя лапы, уши, хвост наконец... Идешь себе, куда хочешь, а у меня - корни...
- Ну ладно, - покровительственно сказал Крысь, - не куксись, действительно, лапы и хвост - у меня, значит, я побегу и разведаю, что там приключилось, и почему это все серое и небо в клеточку.
- Только ты осторожнее там! - крикнула Разлюли Малина вслед убегающему Крысю, - Не затеряйся в складках местности!
- Какие еще складки? - удивился Крысь, но тут местность сложилась наподобие гармошки и он оказался Неизвестно Где.
- Да уж, - опешил Крысь, - вот это номер! Действительно, складки... А я-то думал, что это просто фигура речи. Интересно, где это я?
- Это Изнанка Реальности, - услышал он чей-то меланхоличный голос. Крысь обернулся и увидел оборванца, который сидел на бревнышке и тупо таращился в пространство.
- Оба-на! - удивился Крысь, - Изнанка? Впервые слышу, а я очень умный! Я же Академический Крысь, а не кто попало!
- Ну как же, - оживился оборванец, - у реальности есть две стороны - Наружа и Изнанка, это мое фундаментальное открытие. С Наружи полно разных Игр, хороших и плохих, веселых, страшных - любых, какие только душа пожелает. А вот здесь, с Изнанки - нет ничего. Только Изнанка.
- Скучища, должно быть, - посочувствовал Крысь.
- А то! - повесил нос оборванец и уставился на свои грязные пятки.
- Зачем же ты тогда здесь сидишь? - удивился Крысь.
- У меня важное дело! - ответил оборванец, - Я штопаю Реальность. С изнанки. Видишь ли, в процессе Игр так бывает, что с Наружи в Реальности возникают дыры. Ну, кто-нибудь чем-нибудь сгоряча запустит или, скажем, сочинит что-нибудь особо пакостное - получается дырка. Как мячиком в стекло. Сначала она серая, но может превратиться и в черную, вот тогда - труба дело. Полный трындец. Вот я и штопаю. Я - Штопальщик Реальности. Ой, опять дырка...
Штопальщик взял здоровенную иглу, вдел в нее серую нитку и принялся штопать образовавшуюся дыру. Получалось не слишком красиво, однако прочно. Штопальщик критически осмотрел работу, крякнул, поморщился, затем махнул рукой и сказал:
- Сойдет и так, не до искусства мне.
Крысь подошел к заштопанной дыре и осторожно принюхался. Потом потрогал лапкой. С Наружи доносились приглушенные звуки, мелькали неясные серые образы, а в просветы штопки проникал призрачный свет.
- Ооо... - с уважением сказал Крысь, - так это ты нам небо в клеточку сделал? Штопка такая?
- Я, - сокрушенно повесил голову Штопальщик, - дырок много было, вот так... Заштопал на скорую руку...
- А чего это ты  будто стыдишься своей работы? - спросил Крысь, - Нужное ведь дело! А то дырки - действительно неправильно.
- Халтура, - пренебрежительно махнул рукой Штопальщик, - полная фигня. Я ведь знаешь, кем раньше был? Раньше я был Создателем Реальности, всамделишным! Такие картины рисовал, такие сюжеты заворачивал - ух! А теперь - вот...
И он снова повесил лохматую голову.
Озадаченный Крысь сначала почесал задней лапой за ухом. Потом подумал. Потом стал бегать, как заведенный.
- Это просто безобразие! - сказал он, основательно набегавшись, - Ты знаешь, что можешь создавать самую распрекрасную Реальность и сидишь тут, будто последний лодырь! Хоть бы штаны себе заштопал для начала, а то дырки на коленях и бахрома на штанинах!
- Да знаю я, - сказал удрученный Штопальщик, - да кто меня тут, на Изнанке видит? Подумаешь, штаны... Я ведь Наружу не из-за штанов выйти не могу, мало ли там с Наружи разных бомжей чумазых? Никто на них особо внимания не обращает. Прячусь я тут, вот...
- От кого же ты скрываешься, параноик? - спросил Крысь, немного успокоившись.
- Тсс! - Штопальщик прижал палец к губам и продолжил шепотом, - от Жандармов! Их у меня целое Жандармское Управление там, с Наружи. Даже сюда иногда пробираются, уж не знаю как. Припрутся прямо строем и начинают командовать: то не делай, это не делай... Только я начну какой-нибудь сюжет придумывать-раскручивать, так обязательно какой-нибудь из Жандармов как выскочит, как выпрыгнет, и давай орать: "Стоять-бояться! Прекратить немедленно!"... То по хозяйству куда-нибудь заставит отправиться, то подметать что-нибудь, то еще какое-нибудь задание выдумает - лишь бы все по бытовой части. Все время меня конвоируют. Я поэтому и штаны не штопаю - в знак протеста против быта. И не готовлю ничего - что найду, то и слопаю.
- Ты еще и ешь что попало? - ужаснулся Крысь. После своего визита к Тушканчикам он как-то незаметно отошел от крысиного образа жизни и о еде с помойки более не помышлял.
- Угу, - удрученно признался Штопальщик, - так и есть. Трескаю все, что не приколочено. Не до разносолов тут.
Крысь, задумавшись, вновь принялся сновать туда-сюда.
- Да прекрати ты носиться! - взмолился Штопальщик, - Уже в глазах рябит! Да и топаешь слишком громко - вдруг опять Жандармы набегут?!
- Слушай, - Крысь внимательно посмотрел на Штопальщика, - а это Жандармское Управление - оно для всех или для тебя лично?
Штопальщик поскреб нечесанную голову и протянул:
- Нууу... Вообще-то... Я и сам не знаю. Не задумывался как-то. Они такие здоровенные, с эполетами, с усищами... Сабли у них еще, вот. Грозные такие, я их боюсь.
- С эполетами и усищами, говоришь? - недоверчиво произнес Крысь, - Никогда таких не видел. Я вообще никаких Жандармов никогда не видел, по-моему, их просто нет. Вот котов с усищами - это да, это я видел. Действительно страшные.
- Котов и я видел, - сказал Штопальщик, - подумаешь, эка невидаль!
- Ну вот, - терпеливо объяснил Крысь, - если и ты, и я котов видели - значит, коты существуют на самом деле.
- Да, коты - это наша общая Реальность, - согласился Штопальщик.
- А если ты Жандармов видел, а я нет? - поинтересовался Крысь.
- Значит, для тебя их нет, а для меня - есть, - задумался Штопальщик, - это, стало быть, мои личные Жандармы, что ли?
- Ну не мои же, - фыркнул крысь, - твои личные Жандармы, целое Жандармское управление! Сам тут развел Жандармерию, сам от них и страдаешь.
- А делать-то что? - спросил Штопальщик безнадежно.
- Уволить - и дело с концом! - Крысь решительно топнул лапкой.
И тут из складок местности вынырнул строй Жандармов. Жандармы шли, печатая шаг, грозно хмурили брови и сверкали золотыми эполетами.
- Стой, раз-два! - скомадовал самый большой и строгий Жандарм. Строй остановился.
- Почему нарушаем? Развел тут крысятник! Антисанитария сплошная! - рыкнул Старший.
- Крысь - брысь! Крысь - брысь! - скандировали остальные Жандармы, - Крыся - в крысоловку!
- Ты их видишь? - дрожа, шепотом спросил Штопальщик.
- Ну конечно, вижу, - ответил Крысь, вольготно развалившись на сером песочке, - ты же мне про них рассказал. Только они какие-то полупрозрачные и ни капельки не страшные. Коты намного страшнее.
Призрачные Жандармы между тем бесновались, топали ногами и наперебой требовали, чтоб Штопальщик немедленно избавился от Крыся.
- Извини, - смущенно сказал Штопальщик и попытался взять Крыся за хвост, - я должен... Хоть ты мне и нравишься - но ведь я должен!
- Только попробуй! - Крысь так свирепо щелкнул зубами, что Штопальщик немедленно отдернул руку. Он отчаянно зажмурился, втянул голову в плечи и попытался сократиться до размеров точки. Точка получалась весьма внушительная.

Жандармы уже бегали по кругу, бестолково размахивали саблями и орали каждый своё:
- Вместо того, чтоб с крысами болтать, лучше б посуду помыл!
- Быстро подметать! Ишь, развел тут грязищу! Скоро не только крысы - змеи выползут!
- А ну марш на кухню! В кастрюлях шаром покати! Крысы тебя кормить будут, что ли?
- Стирка-стирка-стирка!
- Зашей штаны сию минуту!
- Делу - время, потехе - час! Сначала все дела переделай, потом уже болтай, с кем хочешь! Если время останется.
- Спать немедленно!
- Не спать! Бдить!
Крысь с любопытством посмотрел на жандармскую карусель, тихонько хихикнул и дернул Штопальщика за штанину:
- Ну ты что, будешь распоряжения выполнять или так и будешь стоять столбом?
- Ась? - очнулся Штопальщик, - Ой, нет, конечно! Разве можно выполнить все распоряжения разом? Я вообще ничего делать не стану! Потому что это невозможно.
Он вновь закрыл глаза и вид у него сделался самый несчастный и обреченный.
- Смотри, они только бегают и орут, - вновь подергал его за штанину Крысь, - они же тебя даже не трогают!
- На нервы действуют, - отозвался недвижимый Штопальщик, - ужас как действуют. Мне прям так плохо, будто меня железным сейфом прихлопнуло!
- Да ты чего! - возопил Крысь, - ты глаза-то раскрой! Только глянь на них - это ж какие талантища пропадают! Они тебе тут целый Танец с Саблями изобразили, а ты каких-то слов испугался! Да слова - это пшик, сотрясение воздуха, а не железные шкафы! Какая тебе разница, что они там болтают? Да уволь их поскорее! Приказ напиши об увольнении, что ли... Им давно пора полезным делом заняться, а ты их на дурной службе держишь!

Штопальщик открыл один глаз, потом осторожно разлепил другой. Жандармы не унимались, по-прежнему орали и размахивали саблями. Штопальщик пошарил в кармане своих драных штанов и вытащил оттуда заскорузлую бумажку и обгрызенный карандаш. Не обращая внимания на гвалт, поднятый Жандармами, он плюхнулся на песок и старательно заскрипел карандашом по бумажке. Штопальщик мычал, закатывал глаза и испытывал настоящие творческие муки. Жандармы постепенно угомонились и выстроились по росту, поедая глазами Старшего и бросая на Штопальщика испепеляющие взгляды.
Лицо Штопальщика постепенно прояснялось, он тихонько посмеивался и все с бОльшим энтузиазмом скрипел и скрипел карандашом. Наконец, эпическое произведение было закончено, Штопальщик выпрямился, встал в позу и с выражением прочел:
- С сегодняшнего дня, немедленно, Жандармское Управление расформировывается. Все Жандармы, до единого уволены!
- В запас? - деловито спросил Старший.
- Вчистую! - отрезал Штопальщик, - Можете убираться на все четыре стороны! Война окончена, все свободны.
- А выходное пособие? А дальнейшее трудоустройство? - завозмущались было Жандармы.
- Я сказал - брысь! - строго произнес Штопальщик, - все свободны - значит, идите куда хотите, хоть в Антарктиду, хоть на Марс! И никаких выходных пособий, я вас на работу не нанимал - сами навязались! Впрочем, ваш танец с саблями был весьма недурен... Может, попробуете себя на поприще балета, а?

Жандармы посовещались, затем радостно закивали и с криками "Даёшь балет!!!" действительно довольно резво разбежались на все четыре стороны, потрясая саблями и выделывая ногами замысловатые па. Вскоре Изнанка опустела, и Крысь со Штопальщиком вновь остались вдвоем.
- Как ты думаешь, они насовсем разбежались? - задумчиво спросил Штопальщик, - небось, Большой Театр штурмовать помчались...
- Тебе виднее, - философски ответил Крысь, - это ж твои Жандармы и твое Жандармское Управление. Думаю, если ТЫ не вернешься к СВОИМ обязанностям, ОНИ запросто вернутся к своим. И снова тебя загонят на Изнанку.
- Я чесслово вернусь! - пообещал Штопальщик, - Вот только штаны себе заштопаю - и вернусь!
- Кстати, ты так и живешь - на Изнанке? - поинтересовался Крысь.
- Я живу, где хочу, - ответил Штопальщик, между делом починяя штаны, - вообще-то я живу с Наружи, но довольно часто заглядываю на Изнанку - чтобы понять, почему с Наружи именно так, а не иначе. И что с Наружи, собственно, требуется починить или создать. Это только последнее время с Жандармами никакого сладу не было. Я же не знал, что они такие заядлые танцовщики...
- Может, тебе следует имя поменять, а? - предложил Крысь, - почему бы тебе не переименоваться, скажем, в Сказочника?
- Это не переименоваться, - хмыкнул Штопальщик, - это и есть мое Истинное Имя. Все Сказочники - Создатели Реальности. Ты очень проницательный, Крысь.
- Я же Академический, - потупился польщенный Крысь, - а нашу с Разлюли Малиной Реальность ты тоже починишь как следует? Уж очень серо стало, и небо в клеточку.
- В лучшем виде, - пообещал Сказочник, - вот прямо сейчас и начну. Не только починю, но и новую сделаю. Хочешь, чтоб лес был или море?
- Колодец хочу, - поймал его на слове Крысь, - пусть у меня будет колодец! А то к источнику бегать далеко.
- Неа, - возразил Сказочник, разрисовывая Изнаночную штопку невесть откуда взявшимися красками, - так неинтересно! Колодец ты сам сделаешь, а я уж тебе приключений напридумываю. Не соскучишься!
- С Разлюли Малиной я и так не скучаю, - надулся Крысь, - она мне все время какие-нибудь задачки подкидывает.
- Думаешь, откуда она взялась? - спросил Сказочник, продолжая разрисовывать Изнанку Реальности, - Я ее и посадил. На редкость вредный и противный кустарник, все время ей чего-то надо... Вот так всегда - придумаешь что-нибудь, а оно вдруг начинает жить своей жизнью, да еще тобой командовать принимается!
- Не такая уж она и вредная, временами очень даже полезная, - возразил Крысь, - и ягоды у нее вкусные!
- Да уж, - вздохнул Сказочник, - вот ягодок-то я и не дождался, сбежал куда подальше...
- Это-то и странно, - сказал Крысь, - от полезной Разлюли Малины сбежал, а вредных Жандармов целую толпу завел. А они тобой управлять начали, Жандармское Управление, понимаешь...
- Со мной такое бывает, - согласился Сказочник, - Правильность Оценки хромает. Все время впросак попадаю.
- Так вылечи свою Правильность Оценки, что ли! Костыли ей сделай, например, - посоветовал крысь.
- Пожалуй, ты прав, - поскреб в затылке Сказочник, - а еще комплекс упражнений для реабилитации Правильности Оценки нужен, на костылях-то далеко не ускачешь...
- Ну, так придумай, ты же Создатель реальности, что тебе стоит? - подбодрил его Крысь, - Короче, я побежал, а ты уж тут давай, не задерживайся. С Наружи значительно веселее.
- Бывай, - буркнул Сказочник и, забыв о существовании Крыся, принялся разворачивать новый сюжет.
Крысь нырнул в складку местности и выпрыгнул уже с Наружи. Небо приобрело голубой цвет, желтый песочек сверкал золотыми искрами, а на саксауле бурным цветом расцветали розы.
- По-моему, он немного перестарался, - хихикнул Крысь, - вопиющая ботаническая безграмотность! Эдак и на моей Разлюли Малине какие-нибудь артишоки вырастут... Ну, ничего, лишь бы не мухоморы!

Когда запыхавшийся Крысь добежал до Разлюли Малины, она, как ни в чем не бывало, протянула к нему свои веточки.
- Ну как тебе? -  кокетливо спросила она, приглашая полюбоваться собой.
- Афигеть! - только и мог сказать Крысь. Ни мухоморов, ни артишоков на ветках не было, зато в изобилии цвели все те же розы.
- Правда, красиво? - спросила Разлюли Малина, - Я теперь не просто для пользы какой-нибудь, а еще и для Красоты! Я теперь - Украшение!
- Ага, красиво, - уныло согласился Крысь, - только что из таких красивых цветочков получится, шиповник что ли?
- Поживем - увидим, - философски рассудила Разлюли Малина, - зато теперь небо не в клеточку.
- Что, теперь и небо в цветочек? - испугался Крысь.
- Смотри сам, это ты у нас Академический, - засмеялась Разлюли Малина.
Крысь поднял голову. В голубом небе резвился серебристый самолетик и выписывал буквы.
- ДА ЗДРАВ-СТВУ-ЕТ А-КА-ДЕ-МИ-ЧЕС-КИЙ КРЫСЬ! - прочитал Крысь, разобрав витиеватую надпись на небе, и скептически хмыкнул, - Это и есть - Новая Реальность? Лучше б колодец сочинил, тоже мне, Сказочник!
- Всяко лучше прежней штопки, - осадила его Разлюли Малина, - ты бы, чем критиковать, лучше бы порадовался изменениям!
И Крысь не мог с ней не согласиться. "Иногда и глупое растение изрекает умные мысли, - рассуждал он про себя, с наслаждением подставляя пузо под ласковые солнечные лучи, - а колодец я и сам выкопаю! Вот только интересно, откуда она знает про штопку? Я ведь ничего не успел рассказать..."
Разлюли Малина вообще ни о чем не думала. Чувствовать себя Украшением ей было весьма приятно.


Рецензии