История девятая. О Корабельном Крысе

- Мне скучно, - томно протянула Разлюли Малина, помахивая глянцевыми листочками, - и довольно бессовестно с твоей стороны вовсе не обращать на меня внимания!
Крысь развалился на желтом песочке и задумчиво крутил свой хвост в лапах, пытаясь завязать его в замысловатый узел. Вступать в пререкания ему совершенно не хотелось - весь день он в поте морды своей сооружал забор из подручных материалов.
- Отстань, я устал, - коротко буркнул Крысь, - дай побыть в одиночестве! Целый день по твоей прихоти плел этот дурацкий плетень.
- И вовсе не дурацкий! - обиделась Разлюли Малина, - Зато я теперь будто настоящий сад! И от всяких супостатов защита!
- Хы, супостаты, - хмыкнул Крысь, - этот плетень - чистая символика. Любой сайгак запросто завалит. Зато я теперь живу под забором, будто бомж какой-то! И ничего не происходит. Ничего не меняется. Скучно!
- Дурачок, - беззлобно хихикнула Разлюли Малина, - забор - самая что ни на есть полезная вещь! Волшебная. Тут как-то Тушканчики пробегали толпой, я подслушала...
- Да? - заинтересовался Крысь и навострил ушки, - А вот с этого места - подробнее, пожалуйста!
- Экий ты быстрый! - ехидно пропела Разлюли Малина, - Рассказ за рассказ! я же первая сказала - мне скучно! Расскажи что-нибудь. Вот ты тут что-то с хвостом чудил - это как называется?
- Это называется - Двойной Морской Узел, - ностальгически вздохнул Крысь и распрямил хвост, - так... Вспомнилась тут одна история...
Крысь разлегся поудобнее, Разлюли Малина помахивала веточками, создавая легкий ветерок. Крысь блаженно зажмурился и начал:

              История о Плохом Матросе, Корабельном Крысе и Тонущем Корабле.

С тех пор, как люди начали путешествовать по воде, крысы путешествуют вместе с ними. Люди вообще-то крыс недолюбливают, всячески травят, гоняют, и война не прекращается никогда. Однако у мореплавателей есть примета - если крысы бегут с корабля, значит - дело табак, корабль непременно утонет.
Так вот. На одном корабле служил Матрос. Был он ужасно рассеянный и все делал не так. Поручат ему палубу вымыть -  швабру за борт уронит, или засмотрится на дельфинов - и забудет, что боцман поручил ему отдраить иллюминатор. К штурвалу Матроса не допускали - непременно будет считать пролетающих чаек и направит корабль на рифы. Так что был наш Матрос растяпой, и за это - вечным дежурным по камбузу. Кок ему доверял мыть посуду - благо, у моряков она небьющаяся, а еще - чистить картошку.
Крысы на корабле тоже были - как же без крыс? Жили себе, путешествовали, старались особо не показываться людям на глаза. И был среди них один Корабельный Крысь - отчаянный разгильдяй и рисковый малый. Он частенько наведывался на камбуз и воровал там то морковку, то картошку - по большей части из спортивного интереса. Просто ему нравилось дразнить вечного дежурного-недотепу. Соплеменники  терпеть не могли Крыся и всячески его отчитывали, потому как своим вызывающим поведением он мог навлечь гнев Капитана на все крысиное племя. Матрос же, едва завидев нахальную зверюгу, грязно ругался и начинал швыряться разными предметами. Довольный Крысь подхватывал что-нибудь съедобное и убегал к себе в форпик. Матрос озадаченно чесал в затылке, ухмылялся и вновь принимался за чистку картошки. После такой встряски работа шла гораздо быстрее, Кок даже хвалил Матроса, чего никто никогда не делал. Что и говорить - Матросу это было приятно, так что он не очень-то старался всерьез поймать Корабельного Крыся.

- Что такое форпик? - встряла Разлюли Малина.
- Это такое помещение в самом носу Корабля, очень глубоко, - объяснил Крысь, - люди там бывают нечасто, а крысы - и вовсе редко.Нет там ничего интересного.
- Тогда что там делал этот самый Корабельный Крысь? - не унималась Разлюли Малина.
- Ну...- Крысь задумался, - он был такой... Нелюдимый... Некрысимый... В общем, любил в одиночестве побыть. Подумать. Не мешай глупыми вопросами, слушай дальше.

- Однажды Крысь промочил лапы, бегая по своему убежищу. "Вот странно, - подумал он, - здесь всегда было сухо!" Он лизнул лапу - вода была соленой. "Поди, какой-нибудь трубопровод прохудился, - подумал крысь, - впрочем, проверить не помешает!" И он побежал проверять. Крысь бежал, а вода уже вовсю хлюпала под лапами, и он увидел струйки пробивающиеся сквозь щель в борту.
- Полундра! - заверещал крысь и побежал сообщать о происшествии остальным крысам.
Крысы совещались недолго - крысиный закон предписывает покинуть тонущее судно немедленно.
- Народ! Так делать нельзя! - сказал Корабельный Крысь, - Мы же в открытом море! Надо искать какой-то другой путь к спасению.
- Ты разгильдяй и предатель своего племени! - окрысились на него самые авторитетные крысы, - Настоящая крыса всегда выполняет предписания Великого Крысиного Закона! Только человеческий Капитан уходит с корабля последним, а крысы - первыми!
Крысы менее авторитетные промолчали и, повинуясь Крысиному закону, побежали с Корабля.
А Корабельный Крысь побежал на камбуз - Матрос опять провинился и чистил картошку.
Крысь уселся напротив Матроса и демонстративно принялся умываться.
- Брысь отсюда, наглая скотина! - буркнул Матрос. Он был не в духе и в догонялки играть не собирался.
Крысь пробежал по камбузу парочку кругов, однако Матрос не прекращал своего занятия. Тогда Крысь прыгнул на гору очищенной картошки и цапнул одну. Матрос только вполголоса выругался, но за своим недругом так и не погнался. Крысь в отчаянии подбежал к Матросу и принялся трепать его за штанину, отчего тот с воплем взвился на табурет и схватил чумичку, приготовившись обороняться.
- Уйди, зараза, последний раз предупреждаю! - дрожащим голосом сказал он. "Совсем взбесился!" - подумал Матрос.

- Что такое чумичка? - перебила Разлюли Малина.
- Да половник же! - раздраженно ответил Академический Крысь, - Ну что ж ты такая непонятливая - простых слов не знаешь!
- И ничего они не простые, - заворчала Разлюли Малина, - скажи на милость, зачем надо называть нормальные вещи как-то по-особенному заковыристо?
- Ну... - задумался Крысь, - люди часто так делают, чтоб выпендриться. Чтобы показать, что они как раз особенные. А поскольку они на самом деле все одинаковые - играют в слова. Изобретают языки, чтоб другие люди их не поняли. Вот моряки, например, никогда не назовут кока - поваром, а камбуз - кухней. Поэтому поварешка у них - чумичка, а, скажем, туалет - гальюн, и никак иначе!
- Ну, ты-то у меня не выпендриваешься, - подольстилась Разлюли Малина, - всегда объясняешь, если что непонятно.
- Я же не человек, - хмыкнул Крысь, - мне-то зачем отгораживаться непонятными словами? Да еще от малограмотного и любознательного растения. Я люблю, чтоб меня понимали.
И пока Разлюли Малина раздумывала, обижаться на его слова или принять как комплимент, Крысь продолжил:

- Корабельный Крысь нахально смотрел на Матроса, тот ругался, на чем свет стоит, но не двигался с места. Тогда Крысь нырнул в картофельные очистки и принялся таскать их в чан с очищенной картошкой. Такого надругательства над своим нелегким трудом Матрос не вытерпел, схватил попавшую под руку кастрюлю и пустился ловить бессовестное животное. "А вдруг все же бешеный? - думал Матрос, бегая по камбузу,- Через кастрюлю, поди, не укусит!" А Крысь выскочил из камбуза и помчался через весь корабль, прямо к носу. Злющий Матрос несся за ним, стуча чумичкой по кастрюле и истошно вопя:
- Держи его! Лови!
Встречные матросы сначала шарахались от неожиданности, потом начинали смеяться и вертеть пальцем у виска, глядя на странную погоню, а затем бежали вслед - ну как же пропустить такую увлекательную охоту?
Крысь между тем достиг знакомого люка и мгновенно сбежал вниз по трапу. Матрос бросил кухонную утварь на палубу и спустился за ним.
- Упс,- сказал Матрос, увидев что нос корабля неумолимо заполняется водой, - Полундра!
На его счастье почти вся команда была уже в сборе - так что объяснять ничего не потребовалось. И пока матросы заделывали течь, Корабельный Крысь на всякий случай вскарабкался Матросу на плечо и изо всех сил вцепился лапками в его тельняшку. Матрос не возражал - животные ему всегда нравились, а именно к этому Крысю он проникся прямо-таки дружескими чувствами, по достоинству оценив крысиный ум и сообразительость.

Крысь замолчал.
- Ну, а дальше, дальше-то что? - нетерпеливо подергала его Разлюли Малина.
- А дальше - ничего интересного, - лениво ответил Крысь, - течь, конечно, заделали, Матроса наградили. Крыся угостили всем самым вкусным, что нашлось в матросских рундуках и у Капитана в холодильнике. И конечно, никто из команды не устраивал на него облав, и Крысь на законных основаниях переселился в кубрик к своему другу-Матросу. Но когда Корабль дошел до порта, Матрос ушел с него навсегда, а Корабельный Крысь ушел вместе с ним, все так же сидя у Матроса на плече.
И команда салютовала Матросу-неудачнику и Крысю, который раньше так его изводил.
- А как же Великий Крысиный Закон? - спросила Разлюли Малина, - Что стало с теми крысами, что покинули тонущий корабль?
Крысь выразительно провел лапкой по шее.
- Потопли, - лаконично сказал он, - нельзя слепо подчиняться традициям. Головой думать надо, хотя бы иногда. Гораздо разумнее было добраться до порта, а потом уже - удирать. Дуракам закон не писан.
- Ну почему, почему же тогда они ушли - Корабельный Крысь и Матрос? - недоуменно произнесла Разлюли Малина, - вроде бы - герои, спасли всех.
- Глупое ты растение! - вздохнул крысь, - Они оба так или иначе пошли против своих. И подружились, хотя у людей с крысами исконная и законная вражда. Кто же станет терпеть крысу на камбузе и Матроса, который не в состоянии нормально палубу вымыть? Обоим пришла пора менять профессию.
- И что потом? - спросила Разлюли Малина.
- Потом их пути разошлись,- задумчиво сказал Крысь, - так иногда бывает с друзьями. Матрос набрал команду крыс и стал выступать в цирке, а Корабельный Крысь пошел искать уединения и философствовать. Ведь на корабль ему возвращаться тоже не хотелось - где же найдешь другого такого же недотепу, которого так весело дразнить?
- И теперь... - догадалась Разлюли Малина.
- Ага! - беспечно согласился Академический Крысь, - Вот так все и было. Да ладно, дело-то прошлое... Дела давно минувших дней...
- Преданья старины глубокой, - заунывно подхватила Разлюли Малина, радуясь своей образованности.
- Теперь - твоя очередь! - Крысь бесцеремонно оборвал её поэтическое выступление.
- Ну, у меня история попроще, - смутилась Разлюли Малина, - Просто, когда ты в очередной раз за водой бегал, тут Тушканчики проскакали, целая толпа. Галдели! А я подслушала. Якобы, если хочешь гармонизировать процессы во вселенной, нужно просто красить забор в желтый цвет.
- Какие еще процессы? - отмахнулся Крысь, - Вот еще, ерунда какая!
- Ну, тебе же скучно, рутина заела, надоело все, - терпеливо объяснила Разлюли Малина, - хочется чего-то... Не знаешь чего... Приключений, что ли, адреналинчику. Двойной Морской Узел из хвоста крутишь... Вот я тебя и попросила построить забор. Чтобы было что красить! А там - увидим. Хуже-то всяко не будет! Так что волоки свою желтую глину и крась! Нечего тут валяться!
И Крысь, ухмыльнувшись, покорно пошел разводить желтую глину в найденной неподалеку консервной банке.
Он соорудил кисточку из травы, красил забор и сочинял по мере покраски:

  Знаю один волшебный Вселенский секрет,
  Может быть - шутка, а может закон - бытия.
  Если покрашу забор в желтый цвет -
  Разлюли-малиновой станет жизнь моя!

Разлюли Малина согласно покачивала веточками и думала: "Ну вот, совсем другое дело, а то ишь - заскучал, затосковал, узлы морские вязать принялся! Нетушки, искусство - великая терапия! А то сбежит опять - по морям, по волнам - ищи-свищи его... А я? Разве я - это не самое главное? А Матрос - ну Матрос... Приедет, куда денется. Друзья - они так просто не пропадают!"
А Крысь наслаждался процессом и бормотал свои нескладные стихи. Вселенная смотрела, слушала и улыбалась.


Рецензии
Привет! Все что ни делается - ВО БЛАГО! Пиши Маша - и слава придет...

Михал Саныч   07.12.2011 02:37     Заявить о нарушении