Улицы моего города

Улицы моего города… Что могут они поведать о нашем Болотном, которому в этом году исполняется двести лет? Оказывается, очень много.

Возьмем, к примеру, одну из первых улиц, появившуюся в деревне Болотнинской в 1805 году, улицу Московский Тракт (сейчас это улица Московская). С чем же связано это название?

Название этой улицы напрямую связано с Петровскими реформами, которые оказали существенное влияние на судьбу Сибири. Развитие промышленности и торговли, а также задачи улучшения сообщения с Сибирью и внутри Сибири, поставили на повестку дня вопрос о создании удобных транспортных путей. До этого русские использовали для передвижения речную систему Сибири. Но с 1730 года, уже в царствование Екатерины II, началось сооружение Московско-Сибирского гужевого тракта – сухопутной дороги от Екатеринбурга до Иркутска и далее на Якутск. Строительство дороги велось очень быстрыми по тем временам темпами, и к 1760 году её прокладка завершилась. О важности значения этого сухопутного транспортного пути говорит тот факт, что её ещё называли «государева дорога».

До 1805 года на месте нашего города шумел дремучий лес, а тракт проходил стороной от деревни Старая Чебула до деревни Больше-Чёрное. Крюк был большой, за дорогой было очень трудно следить и тогда решили провести дорогу напрямую. Вот вдоль этого Тракта и стали строиться первые дома ямщицкой стоянки, получившей название – деревня Болотнинская. А улицу так и назвали – улица Московский тракт. На этой улице, в центре деревни на возвышенности, в 1838 году было принято решение строить церковь деревянную, однопрестольную.
Многое повидала улица Московский Тракт. Видела она проносящиеся по ней быстрые экипажи с важными господами, едущими в губернский город Томск из далёкой Москвы, видела она обозы с ценными грузами, которые везли на восток и запад. Видела улица и боль людскую, слышала стоны кандальников, которые шли в лаптях или вовсе босыми по Московскому тракту на далёкую каторгу, закованные в тяжёлые кандалы. Кстати, на выставке нашего историко-краеведческого музея, посвященной юбилею Болотного, среди других экспонатов есть кандалы, которые были найдены в тайге.

До нашего времени улица Московская остаётся одной из самых значимых улиц города. Здесь когда-то проходили колонны демонстрантов на 1 мая и 7 ноября. Эта улица слышала звуки горна и барабана в День пионерии, по этой улице до сих пор бегают дети в школу. Это была первая заасфальтированная улица в нашем городе.

Хотелось бы обратиться к жителям Болотного с просьбой откликнуться на новую рубрику «Улицы моего города», посвященную двухсотлетию Болотного, и написать в газету о тех историях, переходящих из поколения в поколение или легендах, которые вы слышали от своих предков. Это поможет более полно отразить историю нашего города.

                ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА

Сегодня, дорогие друзья, мы пройдём с вами по самой первой улице нашего болотнинского поселения – по улице Московский тракт, которую мы сейчас называем просто улицей Московской. Конечно, трудно на ней отыскать следы былых зданий: за двести один год они, конечно же, не сохранились. Но мы с вами остановимся у здания, фотографию которого вы уже узнали.

В 1956 году был построен только первый этаж, а через три года это здание уже сдано полностью в эксплуатацию. Да, в этом двухэтажном помещении размещены сразу две организации – пожарная часть и районный отдел милиции. Мы поговорим сегодня об истории создания пожарной части в нашем городе. В 1920 году в Болотном создаётся пожарный подотдел при коммунальном отделе Болотнинского горисполкома (в 1920-1921 годах Болотное имело статус заштатного города). Тогда в городе были открыты пожарное депо и наблюдательная каланча. Судя по плану, который нам прислали из Томского Государственного архива, пожарная часть находилась примерно на том же месте, что и сейчас. Пожарная каланча имела высоту в 7,5 саженей, если перевести в метры, то её высота составляла 16 с небольшим метров. Возглавлял пожарный подотдел Павел Коковкин. В 1921 году в штате состояло 22 человека, из коих был только один брандмейстер Иван Дубец. Это достаточно опытный пожарный, ибо его пожарный стаж составлял десять лет.

Воду брали из железнодорожного резервуара. Кроме того было ещё три больших чана с водой. На тушение пожаров выезжали на лошадях, которых наличествовало десять голов. Корм для лошадей пожарные заготовляли сами. Было очень трудно с обмундированием и продовольствием. В своём докладе заведующий Томского Губпожара Полосухин отмечает, что в течении 1920-1921 годов Болотнинские пожарные наряду с другими пожарными населённых пунктов не получали никакого обмундирования. Это обстоятельство очень пагубно сказывается, особенно в зимнее время, на состоянии пожарного дела в Томской Губернии.

Но несмотря на все трудности, сотрудники пожарной части с честью несли и несут до сих пор свою нелёгкую службу.

На этой фотографии мы видим коллектив первой пожарной дружины Болотного. Вглядитесь в их мужественные лица, это они стояли у истоков зарождения пожарной службы в Болотнинском районе, это они спасали наше Болотное от страшной стихии – огня. Кто его знает, может быть и сейчас в нашей пожарной службе несёт нелёгкую вахту по спасению болотнинцев от огненной стихии потомок пожарного из далёкого двадцатого года XX века.               

       
                ВОСПОМИНАНИЯ СТАРОГО ДОМА.

Длинными тёмными ночами Дому на улице Московской не спится. Дом с нетерпением ждёт прихода ночи. Ждёт, когда улягутся хозяева, выключив яркий свет и громко голосящий ящик, который все называют "телевизором".

Дом уже стар, слишком стар. Ему уже более ста сорока лет, и так хочется покоя и тишины.
И вот наступает такая долгожданная ночь. Дому не спится, он подводит итоги своей жизни и вспоминает разное, по-старчески покряхтывая брёвнами и изредка вскрикивая половицами. Дому есть, о чем вспомнить. Дом помнит очень хорошо, как его строил первый и самый любимый домом хозяин по фамилии Голишев. Это был отчаянный человек. Он пришёл в новую деревню откуда-то из Россеи. Хозяин не любил говорить о старой жизни, все свои молодые силы он бросил на новую.

Одна большая улица в селе Болотном шла вдоль Тракта, она так и называлась - улица Московский Тракт. Голишев строил большой, добротный дом в центре этой улицы. Здесь хозяин решил поселиться навсегда, здесь будут жить и расти его дети и внуки. Четыре большие светлые комнаты, большой добротный подвал и обширное подворье, где хозяин держал домашний скот и множество лошадей, ведь Голишев занимался ямским промыслом, и дом помнит те времена, когда на подворье было по пятьдесят и более лошадей.

Покряхтывая и поскрипывая, Дом вспоминал, как мимо него изредка проносились с гиканьем верховые, размахивая направо и налево нагайками и сгоняя с дороги зазевавшихся тёток в чёрных платках и в балахонистых холщёвых юбках. Хозяин, наблюдая эту картину, посмеиваясь, говорил, что опять повезли золото Царю-батюшке.

Видел и слышал Дом многое. Вот послышался звон, дом хорошо знал, что это не светлый церковный колокольный звон и не ямщицкие колокольчики звенят, это звенят кандалы. Прищурив ставнями свои многочисленные окна, дом с жалостью и страхом смотрел на измученных голодных людей, которые, понурив головы, медленно и устало брели по Московскому Тракту. Дом слышал, как хозяин шепотом рассказывал своей жене Акулине, что многие из закованных в кандалы пострадали за правду.

Радостно было дому наблюдать, как хозяева вместе с детьми собирались по воскресеньям в церковь, которая была близко от дома. Любил дом, когда малиновым звоном звонили колокола на колокольне, любил смотреть на нарядных болотнинцев, спешащих в церковь. Много воспоминаний у Дома связано с церковью. Дом знал, что в 1843 году церковь в Болотном была освящена. Престол был один - во имя Трёх Святителей Петра, Алексея и Ионы Московских всех России чудотворцев. Помнит Дом и ту страшную зиму 1864 года, когда Трёхсвятительская церковь занялась ярким пламенем, помнит, как плакали женщины и дети, глядя на яркие огненные языки.

Дом зябко поводит своими брёвнами, которые тут же начинают поскрипывать и подрагивать.

От этого звука проснулись хозяева и, полежав в темноте, тут же заснули. А Дом вновь вернулся к своим воспоминаниям. Конечно, через три года на том же месте возвели точно такую же церковь, но теперь, как слышал Дом, престол в церкви был Во Имя Святителя и Чудотворца Николая. Видел Дом, как с холщёвыми сумками в сторожку церкви бегали ребятишки. Хозяин говорил, что они учатся грамоте. Потом подросли дети хозяина и тоже стали там учиться. Хорошее было время: весёлые детские голоса, ржание лошадей, обозы с товаром - всё это было как вчера.

Помнил Дом и то время, когда его стали ремонтировать пришедшие рабочие. Они приподняли его повыше, углубив подвал. В верхних комнатах стал жить какой-то приезжий человек со своей семьёй, а семья хозяина перешла в подвал. Дом слышал, как хозяин говорил, что это ненадолго. Вот построит железную дорогу, и инженер уедет дальше. Дом с интересом наблюдал, как инженер чертил какие-то бумаги; в свой кабинет он не пускал никого, уходя, закрывал дверь на замок. А однажды Дом вздрогнул от незнакомого резкого звука, и за огородами промчалась большая железная лошадь. Вечером Дом чутко прислушивался к разговору хозяев. Оказывается, железную лошадь, так страшно ржавшую, называли паровозом, и этот паровоз будет возить товары и людей. Хозяин сетовал, что сейчас уже не надо держать столько лошадей.

Да, много помнит старый Дом - и хорошего, и плохого. Но на сегодня воспоминания утомили Дом. Скоро - рассвет, а он ещё не отдохнул. Скрипнув в последний раз половицами, Дом удобно устраивается на отдых.

          
                УЛИЦА КОМИТЕТСКАЯ ГОРОДА БОЛОТНОЕ

Улицы городов, как и люди, имеют свою историю, свою судьбу. При рождении улицам дают имя, которое они носят вечно, либо по той или иной причине эти имена меняют на другие.
Так происходило и с некоторыми улицами нашего города. Взять, к примеру, улицу КОМИТЕТСКУЮ. Эта улица называлась ранее Гондатьевской. Возникла она в 1909 году, когда Болотное стало центром Гондатьевской волости, и на новой улице было построено здание волостного правления. Строил это здание подрядчик Резунов, который в прошлом был фельдшером, а позднее стал брать подряды на строительство.

В честь кого же была названа улица Гондатьевская? В честь действительного статского советника, камергера Губернатора Томской губернии Николая Львовича Гондатьева, который управлял губернией с 1908 по 1910 годы.

Но когда произошла революция, было решено переименовать эту улицу в Комитетскую. Тем более, что в здании бывшего волостного правления разместился революционный комитет бедноты.

Многим жителям города Болотное эта улица дорога и памятна. До 1986 года на ней располагалась районная больница, где были терапевтическое, хирургическое, родильное и детское отделение. До сих пор на Комитетской действует стоматологическое отделение больницы. В 1924 году на улице Комитетской разместила свои цеха артель «Металл-лес», где производилось чугунное литьё и повозки. Затем артель была реорганизована в обозный завод. Сейчас здесь располагается одно из самых крупных предприятий нашего города – закрытое акционерное общество «Тара». Многим улица Комитетская памятна и потому, что по ней идёт дорога в наш замечательный бор и далее на деревни Карасево и Кругликово.

Весёлыми, звонкими ручейками бегут по этой улице стайки ребят, которые спешат в школу №4, расположенную на углу Комитетской и Ремесленной (кстати, улица Ремесленная тоже была образована в 1909 году).
               
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА

Отгремел праздничный Салют в честь 201-го дня рождения поселения Болотное. Праздник закончился, но у многих жителей города Болотное осталось желание побольше узнать об истории своей малой Родины.

Большой исторический материал об этом хранится в районном историко-краеведческом музее города Болотное. И мы предлагаем вам, дорогие читатели, пройтись по улицам нашего города, а возле некоторых зданий остановиться, чтобы подробнее узнать историю того или иного предприятия.

Итак, мы отправляемся с вами в путь. И первую остановку мы сделаем на улице Комитетской, которая начала застраиваться в 1909 году и до 1919 года называлась улицей Гондатьевской. Так её назвали в честь Томского Генерал-губернатора Николая Гондатти. В этом доме, что вы видите на фотографии, с 1909 года располагалось волостное правление. В декабре 1919 года село Болотное было освобождено от колчаковских войск, и в этом здании стал работать Комитет бедноты (снимок старого здания).

Впоследствии здесь находилось гинекологическое отделение Болотнинской районной больницы. Долгие годы наша районная больница была на улице Комитетской, а на улице Московской находилась Болотнинская районная поликлиника. И если мы перелистаем перелистаем страницы здравоохранения в Болотном, то увидим, что только в 1909 году в селе был организован железнодорожный медицинский пункт, который находился вблизи вокзала и обслуживался всего лишь одним фельдшером. Здесь оказывали медицинскую помощь только железнодорожникам и их семьям. Остальное же население посёлка Болотное обслуживались в участковой больнице, которая находилась в селе Проскоково. После революции в Болотном была открыта районная больница. На 1926 год в селе уже было две больницы – железнодорожная и сельская, одна амбулатория и один фельдшерский пункт. В 1936 году открывается зубоврачебный кабинет.

После войны, в 1946 году, в городе Болотное дополнительно открывают детскую больницу на тридцать пять койкомест, детскую амбулаторию, кожно-венерический кабинет, санитарно-эпидемическую станцию. Межрайонной больнице добавляют рентген-кабинет и физиотерапевтический кабинет. Расширяется и штат врачей, которых к этому времени стало восемь человек. Но здания больницы были деревянными и ветхими. И большим событием не только для медперсонала, но  и, в первую очередь, для жителей Болотнинского района стала сдача в эксплуатацию в шестидесятых годах новых кирпичных зданий терапевтического, хирургического и гинекологического отделений районной больницы (здание ГАИ).

На этом снимке вы видите бывшее хирургическое отделение больницы, а впоследствии там была детская поликлиника. На данный момент здесь находится Государственная автомобильная инспекция Болотнинского района.

Много хороших врачей работало в районной больнице, оказывая высокопрофессиональную медицинскую помощь жителям Болотнинского района, и среди них яркой звёздочкой выделялась Надежда Степановна Новиченко. Она никогда не считалась со своим личным временем и в любой момент приходила на помощь больным. Не одно поколение болотнинцев вспоминают её добрым словом. В 1976 году Надежде Степановне первой среди медицинских работников Болотнинского района было присвоено почётное звание Заслуженного врача РСФСР.

Шло время. Районной больнице стало тесно на улице Комитетской. В 1986 году был сдан в эксплуатацию больничный комплекс на 306 коек, но это уже другая история, это уже современность, которая через несколько десятков лет тоже станет страничкой истории Болотнинского района и города Болотное.

               
             УЛИЦА ЛИНЕЙНАЯ ГОРОДА БОЛОТНОЕ

Продолжая разговор об улицах нашего города Болотное, хотелось бы отметить, что названия некоторых улиц связаны с железной дорогой. И это неудивительно: ведь своему дальнейшему развитию Болотное обязано тому факту, что в 1896 году через село прошла линия Транссибирской железнодорожной магистрали. Железная дорога привлекла к себе рабочих, которые жили не только в Болотном, но и приезжали из окрестных деревень. Так появляются новые улицы – Вокзальная, Линейная, а позднее, переулок Деповский, улица Кондукторская и другие.

Сегодня  мне хочется немного рассказать об одной из этих улиц – улице ЛИНЕЙНОЙ. Пожалуй, до сих пор это самая красивая улица нашего города. В детстве я любила ходить по этой зелёной и чистой улице. Летом в палисадниках всегда цвели чудесные цветы, а в тени тополей, лип и клёнов, растущих на улице, даже в самые жаркие летние дни было прохладно и, несмотря на близость железной дороги, легко дышалось.

Одним из старейших предприятий нашего города является почта. Когда мы встречались с ветеранами почтовой службы, то они рассказывали нам, что на углу улицы Линейной и переулка Почтовый располагалось здание почты. А напротив этого здания, через дорогу, было установлено горизонтально бревно для привязи лошадей: ведь машин в то время почти не было и корреспонденцию доставляли на лошадях.

В 1928-1929 годах на улице Линейной был построен элеватор. Зерно привозили со всех колхозов, и я ещё помню то время, когда к элеватору выстраивалась огромная очередь из машин, наполненных доверху зерном, пахло пылью и хлебом. Сейчас некогда величественное здание элеватора выглядит печально и представляет собой развалины, напоминающие фильмы о войне.

Накануне тридцатилетия Великой Победы советского народа в Отечественной войне городской Совет принял решение от 14 апреля 1975 года за №66 о переименовании улицы Линейной в улицу имени Героя Советского Союза Ивана Семёновича ЗАБОБОНОВА,
Иван Семёнович родился в деревне Шелковниково Болотнинского района. Два года учился в Болотном, а затем работал на станции Тайга. С 1934 года проходил службу в Армии в городе Красноярске. На фронте воевал в звании старшего лейтенанта, командовал стрелковым батальоном на Втором Украинском фронте. В марте 1945 года погиб в бою за город Будапешт.

Звание Героя Советского Союза присвоено за мужество и отвагу, проявленные при форсировании Дуная и захвате плацдарма на правом берегу реки.

В Болотном жили два брата Ивана Семёновича. Его дочь, Вера Ивановна, проживала в городе Красноярске. В одном из писем она прислала фотографию улицы Красноярска, которая носит имя Забобонова Ивана Семёновича. В канун двухсотлетия Болотного, улице Забобонова сделан замечательный подарок – проложен асфальт. И сейчас очень многое будет зависеть от самих жителей – останется ли улица Забобонова города Болотное одной из самых красивых и чистых улиц. А для этого надо очень немногое: просто искренне любить свой город Болотное. Ведь это наша малая Родина, наш дом.

               
               ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА
               (Клуб октябрьской революции)

Продолжая путешествовать по улицам нашего города, мы сегодня побываем на улице 50 лет Октября, где в 1920-1921 годах в Болотном стали строить железнодорожный клуб. Большую помощь в этом строительстве оказывали комсомольцы-болотнинцы, которые выходили работать на субботники и воскресники. Клуб назвали именем Октябрьской Революции, а в народе его
стали именовать просто КОР.

Долгие годы это было, пожалуй, самым любимым местом отдыха не только для железнодорожников, но и для всех болотнинцев.

Одним из первых кружков художественной самодеятельности, который стал работать в новом клубе, был драматический кружок. Спектакли, которые ставились членами этого кружка, пользовались большим успехом у жителей Болотнинского района. Среди самодеятельных артистов был секретарь Болотнинского райкома комсомола Павел Кудрин, братья Георгий, Ираклий и Константин Мавропулос. В 1937 году братья были признаны врагами народа и репрессированы. И только впоследствии их реабилитировали посмертно.

Учитель русского языка и литературы школы №23 Пётр Петрович Петерс организовал примерно в 1930 году при клубе «Живую газету». Темы были самые разные: в основном касались знаменательных и памятных дат. Литературный монтаж сопровождался различными движениями в виде пирамид. Костюмы ребята делали для себя сами. Выступали перед рабочими в клубе Октябрьской революции, ездили в деревни. Принимали выступления детей очень хорошо. А в 1933 году ребята выступали на Болотнинском районном смотре и заняли первое место. За что их наградили ста рублями. В 1934 году «артисты-журналисты» впервые поехали на экскурсию в Москву. Сопровождал их музыкальный руководитель «Живой газеты» Александр Васильевич Конев. Как вспоминала Вера Васильевна Краснова (Понаморёва), они совершили несколько экскурсий по достопримечательным местам столицы и побывали на Красной площади. Как раз в это время встречали Челюскинцев, и наши ребята стояли в главной колонне встречающих.

При клубе Октябрьской революции был парк с фонтаном и танцевальная площадка. На танцах играл духовой оркестр. В тихий вечер звуки этой музыки долетали до самых дальних улиц Болотного. В оркестре играли К. Берило, Е. Лебедев, А. Левкевич, братья Стремоуховы, братья Афанасьевские и другие. При клубе работал и джаз-оркестр, которым руководил В. Науменко. Выступление оркестра особенно нравилось молодёжи. А ещё в предвоенные годы был популярен семейный фольклорный коллектив машиниста депо Лазарева, где кроме него с женой выступали и их четверо детей. А руководила этим коллективом директор школы №23 Н.Востокова.

Зимой в парке клуба заливался каток, где проходили соревнования хоккейных команд, а вечерами жители города катались на коньках.

Молодёжь наша может спросить: а где же находился это клуб? Клуб Октябрьской революции был в здании, где сейчас разместился магазин «Тара», который был торжественно открыт 12 июня 1997 года после реконструкции КОРа.

         
                ИСТОРИЯ ДОМА ПИОНЕРОВ

Восемьдесят лет назад в Болотном был создан первый пионерский отряд. Инициаторами создания были комсомольцы-железнодорожники. 6 августа 1923 года они собрали ребят в возрасте о девяти до пятнадцати лет в железнодорожной школе, которая находилась тогда по улице Вокзальной, и рассказали детям, кто такие пионеры, чем они занимаются. Ребята слушали, затаив дыхание.

В тот день в пионеры записались тридцать человек, среди которых были: З. Рудковская, И. Данилова, А. Куршева, М. Кравченко, Г. Лесовой, Г. Баранова и другие. Пионервожатой стала комсомолка Вера Сыч. Впоследствии она заведовала отделом кадров на швейной фабрике города Болотное.

Пионеры принимали участие в субботниках, в кружках художественной самодеятельности, изучали санитарное дело, встречались с комсомольцами. Ещё ребята выпустили стенную газету «Сирена», которая привлекала внимание даже взрослых, её редактором был И. Чуркин.

В 1924 году был открыт пионерский клуб в приспособленном однокомнатном здании по улице Березовской в залинейной части города Болотное. А в 1926 году для пионерского клуба построили здание рядом с клубом Октябрьской революции. Там и находилась впоследствии станция юных техников, которой руководила Евгения Георгиевна Беспалова.

Передо мной копия документа, с которым я хочу познакомить вас, дорогие читатели: «В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР об единой системе внешкольного учреждения Министерства просвещения РСФСР, Исполнительный Комитет Болотнинского Совета депутатов трудящихся решил:

1. Просить исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердить с 1 января 1953 года Дом пионеров в г. Болотное на базе существующей районной станции юных техников и натуралистов.

2. Передать для Дома пионеров используемые в данное время и капитально отремонтированное в 1952 году, специально приспособленное помещение СЮТиН, площадью восемьдесят квадратных метров.

3. Просить Новосибирский отдел народного образования утвердить заведующей Болотнинского Дома пионеров директора СЮТиН т. Беспалову Евгению Георгиевну.

                Председатель исполкома – Елисеев».               

Открытие Дома пионеров стало радостным событием для всей ребятни Болотнинского района, здесь работали кружки: авиамодельный, радиотехнический, драматический, кукольный, фотокружок и другие.

Авиамодельный вёл М.Д. Костромин. Впоследствии его кружковцы Валера Мезенцев закончил Казанский авиационный институт, Толя Носков и Гена Андреев – Новосибирское авиационное училище, а Костя Костромин стал капитаном дальнего плавания.

С 1956 по 1980 год детским кукольным театром руководил В.П. Дресвянин. Занятия драмкружка вела Любовь Емельяновна Афанасьевская.

А в 1955 году за достигнутые результаты директор Дома пионеров Евгения Георгиевна Беспалова и юный натуралист Л. Мельникова были награждены поездкой в Москву на Всесоюзный Слёт юннатов, а также они стали участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

Прошло пятьдесят лет. Уже нет старого здания Дома пионеров – на этом месте шумит и волнуется рынок, детвора собирается в новом помещении, которое сейчас называется Домом детства и юношества, нет в живых и первого директора, но огонёк зажженной ею, продолжает гореть в ребячьих сердцах
               
         
                ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА

                КОММУНАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ

Сегодня мы с вами побываем в восточной части нашего города, где расположена контора жилищно-коммунального хозяйства города Болотное.

В 1920-1921 годах Болотное имело статус заштатного города. В 1921 году состоялась перепись жителей города. И оказалось, что население Болотного составляет 5196 человек, но в число горожан не были включены жители кондукторского посёлка и железнодорожной полосы. При горисполкоме в 1920 году создаётся отдел коммунального хозяйства. Возглавлял его Павел Коковкин, он же отвечал и за состояние пожарной части в Болотном.

В 1924 году коммунальный отдел был преобразован в коммунальное хозяйство посёлка.

В 1937-1939-е годы коммунальное хозяйство Болотного возглавлял Николай Николаевич Скиндер. В хозяйстве было несколько лошадей, стайка, телеги, сани. Работало всего пять-шесть человек. Они подвозили лесоматериал. Ассенизаторских машин не было, и нечистоты из туалетов вычерпывали специальными черпаками и вывозили на лошадях в специально для этого оборудованных двухколёсных бочках.

При коммунальном отделе было бюро технической инвентаризации, где трудилось три человека.

К 1964 году коммунальное хозяйство стало самостоятельным предприятием и имело свой бюджет и счёт в Государственном банке. В хозяйство входило домоуправление, БТИ, две бани, гостиница. Уже было в наличии две машины, из которых одна ассенизаторская, и держали ещё трёх лошадей. В штате коммунального хозяйства состояло девяносто человек.

С 1965 по 1968 год было построено шесть скважин с водозабором до девяносто кубических метров в час. А до этого воду приходилось покупать у железной дороги, так как своих скважин не имелось. В 1964 году в хозяйство пришёл трудиться замечательный человек – Семён Иванович Дементьев. Вначале он исполнял обязанности инженера коммунального хозяйства, а руководил самим предприятием Иосиф Иванович Горщаль. В дальнейшем Иван Семёнович Дементьев много лет проработал начальником коммунального хозяйства города Болотное.

В 1970 году предприятию выделили, наконец-то, территорию для строительства автотракторного гаража на двадцать единиц автотранспорта, котельной, деревообрабатывающей мастерской, кузницы, цеха для сварочных работ. И к 1980 году всё это было уже построено.
               
               
                ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА

                РЕДАКЦИЯ РАЙОННОЙ ГАЗЕТЫ

Дорогие читатели, сегодня я хочу рассказать вам об истории здания, которое вы видите на фотографии.

До революции этот дом принадлежал торговцам братьям Волченко. Что там было сразу после революции, я не ведаю. Но точно знаю, что в 1920 году в Болотном стала издаваться районная газета «Пролетарская мысль». Редактором её стал заведующий районным отделом народного образования Максим Андреевич Шебалин. Газета выходила тиражом от 700 до 1000 экземпляров и пользовалась среди жителей Болотнинского района симпатией и доверием. А в «Советской Сибири» от 8 декабря 1920 года Болотнинскую районную газету признали одной из лучших по Сибири.

Вначале газета «Пролетарская мысль» выходила два раза в неделю. А потом из-за нехватки средств – один раз в неделю. Редакция ещё выпускала несколько приложений: «Букварь», «Дети сохи и молота», «Голос работницы и крестьянки».

Первый печатный орган издавался два года. Потом был некий перерыв, и только 7 ноября 1930 года вышел первый номер Болотнинской районной газеты уже под новым названием «Путь Ильича». Листки газеты, ещё пахнувшие типографской краской, разносили школьники и раздавали всем участникам демонстрации. Вот тогда редакция газеты и стала находиться в здании, которое ранее принадлежало братьям Волченко. И когда возник вопрос о типографии в Болотном, решили его таким образом: дом подняли, а под ним построили первый этаж, где разместили типографию. И в том здании, что сейчас мы видим на улице Михаила Ивановича Калинина, долгие годы находились сразу две взаимосвязанных организации – редакция и типография.

Здесь работали замечательные люди: Сурганов Михаил Денисович, Кубышкин Михаил Павлович, Басалаева Нина Сергеева, Ковалёва Ирина Викторовна,  Ильин И.С., Рощупкин П.Г., Верин Александр Анатольевич, Столяров Николай Петрович и многие, многие другие. Эти люди старались отразить на страницах газеты все новости Болотнинского района и Новосибирской области, познакомить читателей с литературным творчеством жителей Болотного, рассказать о людях, которые своим трудом прославляли наш район.

Сейчас Болотнинская районная газета выходит под названием «Наши новости», и редакция этого периодического издания находится в новом здании. Сотрудники редакции стараются не только сохранить традиции своей газеты, но и вносят что-то своё, новое. А в здании бывшей редакции сейчас размещена общественная организация инвалидов.

       
                ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ ГОРОДА

Продолжая путешествовать по улице Московской, мы остановимся у здания, которое было когда-то центральным отделением связи города Болотное. На этом месте в 1910 году построили деревянное здание под почту, и простояло оно до 1950-1951 годов, когда решили его перенести на улицу Ремесленную. И перенесли. Там уже московское деревянное здание использовалось под второе отделение связи. Этот красивый дом до сих пор стоит, хотя самого отделения связи там уже нет.

А на опустевшем месте улицы Московской и было уже построено в 1957 году новое каменное здание, которое вы видите на фотографии.

Если говорить о связи, то сразу же надобно отметить, что это, пожалуй, самая первая организация в нашем поселении. А чтобы не быть голословной, я хочу напомнить вам, дорогие читатели, что в исторических документах Томского Государственного архива Болотное упоминается как ямщицкая стоянка на Московско-Иркутском тракте, где проходила смена лошадей и обмен почтой. Здание, где это всё происходило, называлось почтовой станцией.

Здание почтовой связи располагалось также и на улице Линейной (Забабоновой). Старожилы этой улицы до сих пор помнят, как приезжие из сёл привязывали своих лошадей на станционную коновязь, стоящую напротив почты.

В 1920 году в Болотном уже работала почтово-телеграфная контора. При ней были организованы трёхмесячные курсы телеграфистов. Причём, поступающие должны были иметь четыре класса гимназии. Состояние телефонной службы в селе Болотное на то время  находилось в плачевном состоянии.

До 1939 года включительно начальником Болотнинской районной конторы связи был товарищ Мокроусов. В конце 1939 года начальником назначается Фёдор Назарович Дмитриенко. Он проработал в этой должности до 1973 года. Фёдор Назарович внёс большой вклад в дело развития почтовой и радиотелефонной связи в Болотнинском районе. В годы Великой Отечественной войны коллектив конторы связи на своём собрании решил трудиться по шестнадцать часов в сутки. Из них восемь часов работать в колхозе и пятьдесят процентов заработка отдавать в фонд обороны. Почти все мужчины ушли на фронт, и среди них Александр Иванович Басалаев, Пётр Лаврентьевич Лацейко… Александр Иванович Басалаев в 1946 году вернулся на родное предприятие, а вот Пётр Лаврентьевич Лацейко, который сражался в 1203 стрелковом полку 354 стрелковой дивизии, в марте 1943 года погиб в бою за Сталинград.

В 1993 году Болотнинская районная контора связи была переименована в районный узел связи, и в этом же году произошло разделение районного узла связи, в результате которого образовалось два отдельных предприятия – электросвязь и почтовая связь.
               
   
                ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.

        В 1563 году во главе Сибирского ханства встал Кучум, он разорвал вассальные отношения с Москвой и принялся увеличивать свои владения, открыв военные действия против русских. Особенно он досажал владениям богатых купцов и солепромышленникам Строгановым.

   Заботясь не только об обороне, но и о расширении своих владений Строгоновы добились от царя специальной грамоты, фактически разрешившей им захват земель за Уралом. В 1851 году снаряженный Строгоновыми отряд вольных казаков во главе с атаманом Ермаком вторгся в Сибирское ханство, разгромил войска Кучума и захватил столицу ханства – Кашлык.

Начатый как типичный казачий грабительский набег, поход привел к совершенно неожиданным результатам: сибирское ханство развалилось как карточный домик. Московское правительство получив известие о взятии Сибири, оценило важность события и адекватно отреагировало на него С 1584 года оно начало посылать за Урал военные отряды, строить укрепленные пункты и подчинять себе западносибирские народы. Воспользовавшись плодами казачьих побед, Московское царство стремительно распространяло свою власть на территорию Сибири. Простых русских людей – казаков, промысловиков и крестьян – помимо жажды обогащения в Сибирь манили земля и воля, стремление уйти от растущих налогов.  Сибирский летописец  монах Савва Есипов писал «Дивно убо есть, какими божьими судьбами рекам тамо бысть. Вода камень тверд раскопа и бысть реки  пространны и прекрасны зело. А на исходящих их дебрь плодовита на жатву»

За короткий срок русские прошли всю Сибирь – от Урала до Тихого океана. Стремительное продвижение русских «встречь солнцу» просто поражает воображение – бездорожье, суровый климат,  враждебно настроенное население. Огромная территория, развитие торговли и промышленности поставило перед Московским царством вопрос о транспортных путях. Ведь еще в 17 веке русские использовали для продвижения разветвленную речную сеть. С 1730 года началось сооружение Сибирского тракта – сухопутной дороги от Екатеринбурга до Иркутска и далее по двум направлениям – на Якутск и Кяхту. Значение тракта было очень велико. Ведь недаром  его называли «Государевой дорогой». К 1760 году ее строительство завершилось Это была самая протяженная в мире трансконтинентальная магистраль созданная трудом тысяч русских крестьян и каторжников. Антон Павлович Чехов, проехав по Сибирскому тракту писал: «В продолжении всего года дорога остается невозможной… Сибирский тракт самая большая и самая, кажется, безобразная дорога во всем свете». Появление тракта привело к развитию гужевого транспорта., который для многих притрактовых деревень стал весьма прибыльным делом. Именно вдоль тракта стали появляться новые поселения, среди которых была и деревня Болотнинская, образовавшаяся в 1805 году. Вначале тракт проходил чере Чебулу, Карасево на Б-Черну. В легендах и сказах Западной Сибири о возникновении Болотного говорится так: «Лишку давали. Езда была плоха. Захотели распрямить и сделали Болотную. Тут остановка обозов и обосновалась ямщина». Дорога требовала постоянного ухода. Работа на дороге называлась прокопами, количество верст было закреплено за каждым поселением. «На прокоп ходили… Время шло, Сибирь развивалась и пропускной способности тракта уже недоставало.

Новая страница в истории развития края открывается строительством Транссибирской железной дороги, связавшая не только центр страны с окраиной , но и прочно, как обручем стянувшей саму бескрайнюю Сибирь, соединив ее западные и восточные районы. Решение царского правительства о строительстве железной дороги было обусловлено не только экономическими соображениями, но и геополитическими интересами России – необходимостью навечно закрепить единство страны, ускорить заселение и освоение ее окраин, находящихся в зоне претензий других держав. Итак, в феврале 1891 года на особом совещании Кабинета Министров было принято решение о строительстве сибирской железной дороги. Начать его предполагалась сразу с 2-х концов: с востока – от Владивостока, и с запада – с Челябинска. В это время наследник престола Николай П совершал путешествие по восточным странам Император Александр Ш повелевал произвести закладку в Уссурийского участка Великого рельсового пути. И вот 19 мая будущий Император Николай П при большом стечении народа, под звуки военного оркестра, собственноручно отвез тачку земли на будущее железнодорожное полотно.

Был создан Комитет Сибирской железной дороги. Председателем был назначен Николай П. Открывая первое заседание Цесаревич обратился к присутствующим со следующими словами: Я с душевным трепетом взираю на величие предстоящей нам задачи. Но любовь к родине и пламенное желание послужить ее благоденствию побудили меня принять поручение горячо любимого Мною Отца. Я убежден, что те же чувства  одушевляют , и  вас, поэтому твердо верю, что единодушными усилиями мы неуклонно достигнем цели». В своей работе Комитет исповедовал очень важный и патриотический принцип – «чтобы Сибирская железная дорога, это великое народное дело – была осуществлена русскими людьми и из русских материалов». В связи с этим было принято решение, положившее конец попыткам иностранных компаний получить право строительства Сибирской железной дороги на кабальных для России условиях.
В 1892 году состоялось торжественное открытие начального звена Транссиба от Челябинска до Омска. Начиная с 1893 года строительство дороги шло невиданно быстрыми темпами. В год в среднем укладывалось по 650 км рельсового пути. Техники никакой не было, все работы выполнялись вручную. В 1893 году строительство пришло от Омска до Кривощеково. Еще целый год оставался до прибытия первого паровоза в Кривощеково, а строительство уже перемахнуло Обь и летом устремилось дальше на восток. К декабрю 1894 года Транссиб достиг села Болотное и без задержки двинулся на Мариинск. Дорога была построена в невиданно короткие сроки – 7 лет.

Первый паровоз на станцию Болотная прибыл 5 ноября  1895 года. Это было временное движение между станциями Обь и Болотной. В 1896 году  Дорога была сдана в постоянную эксплуатацию. Была построена станция Болотная и железнодорожный вокзал.  В 50-е годы ХХ столетия в Болотном возвели вокзал из кирпича, а деревянное здание разобрали и из еще крепких бревен построили детскую библиотеку, здание которой благополучно стоит до сих пор.                Строительство железной дороги через село, способствовало его дальнейшему развитию. Станция привлекла к себе сельскохозяйственные грузы с окружающей территории, через Болотную шла реализация промышленных товаров.  В «Путеводителе по великой Сибирской железной дороги» за 1900 год пишется: «Станция Болотная 3 класса. Буфет. Вблизи станции село Болотнинское,500 душ обоего пола. Томского уезда. В селе деревянная церковь во имя Святого Чудотворца Николая, церковно-приходская школа. Отсюда идут к востоку небольшие грузы овса и пшеничной муки. От станции линия спускается на 140 версте деревянным мостом в 20 сажен…» В 1912 году  на станции Болотная был введен 2-й путь железной дороги, и это значительно увеличило ее пропускную способность. Этой же цели способствовало и строительство в 1912 году водонапорной башни.

Главным фасадом башня была ориентирована на маневровый железнодорожный путь. Башня была сооружена из кирпича способом цепной кладки. В настоящее время эта водонапорная башня на станции Болотная входит в число архитектурных памятников Новосибирской области. Железнодорожный путь, проходивший через станцию Болотная до революции,  назывался Кольчугинской веткой, по имени капиталиста Кольчугина.                Железная дорога  дала дальнейший толчок к росту населения села Болотное.  Рядом с железной дорогой стали строиться жилые дома для рабочих и служебные помещения. Надо отметить, что некоторые из этих домов все ещё  являются жилыми.

Появляются новые улицы, которым присваиваются названия, связанные с железной дорогой: Линейная, Вокзальная, переулок Симофорный и др. Кроме этого железной дороге нужны были грамотные люди, и в 1909 году в Болотном открывается министерская железнодорожная двухклассная школа.  Среди населения Болотного  растет рабочий класс.  Именно на железнодорожном узле станции Болотная действовала подпольная группа, которая вела большевистскую пропаганду среди работников станции и населения Болотного. Руководил подпольем телеграфист Анцух.

Труд железнодорожников был тяжелым, все работы проводились вручную. Вагоны были маленькими и тесными с винтовым сцеплением. Небольшие поезда сопровождали главный кондуктор, старший кондуктор, младший кондуктор и 5 тормозильщиков, потому что автотормозов в поездах тогда еще не было.

 В 1931 году на станции был организован узловой дорожный пункт по обмену вагонов между Томской и Омской железными дорогами. Станция Болотная была преобразована в станцию 1 класса и по объему работы превосходила узловую станцию Тайга. К этому году станция Болотное становится крупной железнодорожной единицей. Здесь была станция 1 класса с большим паровозным депо и вагонным участком, с дистанцией пути 1 класса и большим кондукторским резервом.

В 1936 году полным ходом идут работы по благоустройству станции Болотная. На это было отпущено 30 тыс.рублей. Расширили помещение вокзала,  переоборудовали билетную кассу, заказали специальную мебель для зала ожидания, заново отстроили  камеру хранения багажа. На 60 метров удлинили перрон, а перед вокзалом разбили цветники. 15 мая на привокзальной площади станции прошел митинг по случаю отправки первого стахановского поезда по новому графику весом 1816 тонн. Повел его лучший машинист товарищ Щербаков, а сопровождали главный кондуктор Песцов и смазчик Затеев. Вагонный осмотр проводили Ващенко и Дубов. В этот же день 15 мая пассажирским поездом №11 в город Новосибирск на съезд молодежных смен выехала лучшая комсомольско-молодежная смена станции Болотная. Среди делегатов были составители и стрелочники Савичев, Аношкин, Самородова и др.

По-боевому работали железнодорожники в годы Великой Отечественной войны. К этому времени Болотное было крупной железнодорожной единицей. Здесь была участково-распределительная станция 1 класса  с большим паровозным депо и вагонным участком, с дистанцией пути 1 класса и большим кондукторским резервом.  24 июня 1941 года по всей стране был введен воинский график движения железнодорожного транспорта. Среднесуточная скорость движения воинских эшелонов была доведена от 700 до 900 километров, отдельные поезда ходили со скоростью 1100-1200 километров в сутки. Машинисты Болотнинского вагонного депо в пургу и стужу, в дождь и метель водили поезда на фронт с живой силой и техникой.

Большой вклад в общий успех вносили изобретатели и рационализаторы депо: А.Вусик, И.Д.Анашкин, Н.Г.Терещенко и другие. Из любой ситуации, какой бы она была на первый взгляд безысходной, они находили выход. Только за 1941 год паровозное депо станции Болотная имело экономию средств на 171573 рубля.

За стахановскую работу всего железнодорожного узла станции Болотная было присуждено Красное Знамя имени 5-й Гвардейской дивизии.

1 января 1943 года железнодорожники Болотного собрали на танковую колонну 110 тысяч рублей.

До войны на железнодорожном узле станции Болотная работало всего 160 женщина, а к марту 1942 года – уже 700.  Многие паровозники, в том числе и девушки, годами жили и работали в спецколоннах. Они водили поезда оборонного значения. Жили в теплушках, которые были прицеплены за паровозом. На Запад везли технику – самолеты, танки, людей, а назад раненых наших бойцов развозили по госпиталям Сибири. Одеты были плохо, бывало, что ездили даже в лаптях. Вера Васильевна Мельникова как-то вспоминала. Что, увидев ее в лаптях, солдаты принесли ей сапоги и комбинезон. В вагонный участок приходили работать подростки, можно сказать – дети, которым было по 15-16 лет. Условия труда были очень тяжелыми, но все понимали – работать надо во имя Победы.

Кроме основной работы в – ремонт поездов с фронта – паровозное депо станции БОЛОТНАЯ БЫЛ ОБОРУДОВАН ПАРОВОЗ С МАРКОЙ  ОВ под бронепоезд, его отправили в Новокузнецк. В инструментальном цехе изготавливали минометы.

В начале войны был издан приказ № 123/4 об организации в БОЛОТНИНСКОМ вагонном участке чугунно-литейного цеха, в котором делали тормозные колодки. Чугунными печами, изготовленными в нашем вагонном депо, оборудовали воинские эшелоны, идущие на фронт. 


Работники железной дороги сделали очень много, чтобы приблизить миг Победы. И определенную долю в осуществлении этой цели внесли железнодорожники станции Болотная.

Они делали все, что было в их силах.

В послевоенный период вагонное депо проводило большую работу по восстановлению подвижного состава. В то время было много вагонов, поврежденных в прифронтовой полосе.

Этим поездам скорость устанавливалась 15-25 км в час. В связи с наличием большого количества разбитых вагонов на ПТО был организован большой текущий безотцепочный ремонт вагонов в поездах – смена колесных пар. В сутки меняли по 7 колесных пар. В 1953 году сборочный цех вагонного депо был передан паровозному депо, которое было одним из грузонапряженным на дороге: в сутки выдавали под поезда до 100 паровозов. В 1958 году по участку Томской железной дороги между Инской и Болотной прошел первый электровоз. В декабре 1958 года приказом начальника Томской железной дороги за № 434/н было вновь организовано  вагонное депо на станции Болотная на базе ликвидированного паровозного депо. Ликвидация паровозного депо стала возможной из-за электрофикации железной дороги.

За активное участие в электрофикации 36 работников депо были награждены памятными значками «Москва-Байкал». К  этому времени было завершено строительство нефтепровода и на станции Сокур была организована наливная станция. Для подготовки цистерн к наливу вагонному депо станции Болотная по заказу Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения на Ордженикидзевском вагонно-ремонтном заводе был оборудован промывочно-пропарочный поезд №5. Вагонное депо станции Болотная становится базой для ремонта цистерн и с 1963 года специализируется только на ремонте цистерн.

 В 1947 году вводится пригородный поезд Новосибирск-Болотная, который стал ходить один раз в сутки.               

РАЙОННЫЙ ГОРОДОК НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИИ.


Рецензии