В трофейное дело Г. К. Жукова военные не верили

«…Я признаю себя очень виновным в том, что не сдал  всё это ненужное мне барахло куда-либо на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно. Я даю крепкую клятву большевика — не допускать подобных ошибок и глупостей. Я уверен, что я ещё нужен буду Родине, великому вождю т. Сталину и партии» - написал Георгий Константинович по совету влиятельных товарищей в объяснительной записке и передал её Жданову. По решению Военного Совета маршал Жуков был снят с должности Главкома сухопутных войск и назначен Командующим войсками Одесского округа.

* * * 

Неспокойно и опасно было жить в Одессе, когда в 1946 году приступил к своим обязанностям новый Командующий военным округом Георгий Константинович Жуков. Преступность захлестнула город и его окрестности: несколько крупных банд поделили районы и зверствовали. Не помогало патрулирование улиц: грабежи и убийства не уменьшались, наводя ужас и панику на гражданское население. В это голодное нищее время много жертв бандитизма появилось и среди офицеров округа, получавших американские пайки и довольствие.

Каждый день докладывали Георгию Константиновичу о пропавших и убитых военных в мирное время. Чувствовал маршал, что люди ждут от него конкретной помощи. Пришёл к нему как-то на приём командир хозяйственной части Малов Сергей Евгеньевич доложить, что пропал офицер. Познакомились они. Оказалось, что оба из крестьян. Рассказал ему капитан, что воевал, был тяжело ранен и лежал в одесском госпитале, когда пришли румыны. Чудом остался жив Малов, но после освобождения Одессы от фашистов всех мужчин, что оставались в оккупированной Одессе, арестовали и согнали на стадион «Динамо».

Попрощался с женой и сыном Сергей Евгеньевич, взял вещмешок и отправился навстречу неизвестности. Но там, на стадионе, улыбнулась ему удача неожиданно: искало начальство мастеровых людей и строителей. Дали ему задание контрольное, и после выполненной работы направили в хозчасть. Всё умел делать Малов: был отличным механиком, машины ремонтировал, крыши, любую сантехнику. С тех пор часто приезжал Георгий Константинович на Заставу с каким-нибудь заданием или просто за советом, обращаясь к нему всегда уважительно по имени и отчеству.

Пропал лучший механик у Малова и пришёл он домой страшно расстроенный, рассказал жене Клаве, что доложил «Константинычу». На изменение в ближайшее время жуткой ситуации в городе никто тогда не надеялся. Жуков был настроен решительно и в тот же день отправился к начальнику одесского отделения МГБ. Опального маршала не принимали, но он упрямо сидел в приёмной, надеясь всё-таки получить картотеку на преступных авторитетов. Встреча с начальником оказалась безуспешной – тот наотрез отказался дать сведения, вёл себя подчёркнуто сухо, намекая на бесполезность вмешательства маршала. Тогда Георгий Константинович по прямому проводу попросил соединить его с товарищем Сталиным, чтобы доложить об обстановке в Одессе.

Иосиф Виссарионович назначил время опальному маршалу и выделил для аудиенции пять минут. Жуков немедленно вылетел самолётом, предварительно подготовив докладную. Одно слово написал товарищ Сталин: «Исполнению». Что он ещё добавил устно, прояснится позднее, но Малову Георгий Константинович об этом не расскажет – и так понятно, что сам маршал решиться на отстрел преступников не мог. Начальник на Бебеля, 12 изменился в лице, увидев резолюцию Сталина: «Что теперь со мной будет?». Быстро провели облаву, арестовали сто преступных авторитетов и вывезли после трибунала под Одессу в Чабанку. Всех расстреляли, сбросили в братскую могилу и забросали землёй.

Этот курган, расположенный недалеко от здания штаба, сохранился до наших дней, и военные знают, кто и как там был захоронен. Тихо стало в городе после расстрела авторитетов: все банды, в том числе «Чёрная кошка» забыли про места встреч и прекратили терроризировать город. В 1948 году Георгий Константинович уезжал на Урал и приехал на Заставу к Малову, надеясь уговорить его поехать с ним, но мастер «Золотые руки» не решился бросить насиженное место.

Прошло пять лет после их прощания, и сына Сергея Евгеньевича в 1952 году направили служить в Московский военный округ. Много интересных сведений почерпнул Анатолий Малов в беседах помполита Калинина с офицерами после смены руководства КГБ. Рассказал он и подробности, как готовился Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади. Принимать его должен был на белом коне Верховный Главнокомандующий. На репетиции Иосифу Виссарионовичу помогли сесть на коня, но сухорукость мешала управлять, и он свалился на руки своего сына Василия, успевшего его подхватить. Решено было не позорить великого Генералиссимуса на весь мир: посадить-то его можно было, а как снять? Вот тогда и вызвал Иосиф Виссарионович из Германии маршала Жукова. Вместе с Георгием Константиновичем отправился в Москву и его неживой друг - первый советский комендант Берлина, генерал Николай Эрастович Берзарин, странно погибший накануне в автомобильной аварии - отказали тормоза...

В трофейное дело Георгия Константиновича военные не верили: кто мог тогда пропустить семь вагонов с мебелью, картинами и всякой утварью без разрешения вождя и ведома всесильных органов? Откровенно смеялись, когда узнали, что он якобы ввёз четыре тысячи метров ткани. Считали, что покаянное объяснение Жуков писал под диктовку, и оно было условием неисключения его из партии. Трофейные бригады были организованы по указанию товарища Сталина и находились под контролем всесильного Берии. Странное чувство вызывают объяснения Жукова, презрительно называющего ценное имущество "барахлом" и возмущающегося клеветой:

"О моей алчности и стремлении к присвоению трофейных ценностей. Я признаю серьезной ошибкой то, что много накупил для семьи и своих родственников материала, за который платил деньги, полученные мною как зарплату. Я купил в Лейпциге за наличный расчет:

1) на пальто норки 160 штук;

2) на пальто обезьяны 40-50 штук;

3) на пальто котика (искусственного) 50-60 штук и еще что-то, не помню, для детей.

За все это я заплатил 30 тысяч марок. Метров 500-600 было куплено фланели и обойного шелку для обивки мебели и различных штор, так как дача, которую я получил во временное пользование от госбезопасности, не имела оборудования. Кроме того, т. Власик просил меня купить для какого-то особого объекта метров 500. Но так как Власик был снят с работы, этот материал остался лежать на даче. Мне сказали, что на даче и в других местах обнаружено более 4-х тысяч метров различной мануфактуры, я такой цифры не знаю. Прошу разрешить составить акт фактического состояния... "

А теперь самое главное: "Я считал, что все это поступает в фонд МГБ, так как дача и квартира являются в ведении МГБ. Все это перевозилось и использовалось командой МГБ, которая меня обслуживает 6 лет. Я не знаю, бралось ли все это в расчет, так как я полтора года отсутствую, и моя вина, что я не поинтересовался, где что состоит на учете.

Относительно золотых вещей и часов заявляю, что главное — это подарки от различных организаций, а различные кольца и другие дамские безделушки приобретены семьей за длительный период и являются подарками подруг в день рождения и другие праздники, в том числе несколько ценностей, подаренных моей дочери дочерью Молотова — Светланой. Остальные вещи в большинстве из искусственного золота и не имеют никакой ценности...

Сервизы я купил за 9 200 марок, каждой дочери по сервизу. На покупку я могу предъявить документы, и может подтвердить т. Серов, через кого и покупались сервизы, так как он ведал всеми экономическими вопросами.

О 50 тысячах, полученных от Серова и якобы израсходованных на личные нужды. Это клевета. Деньги, взятые на случай представительских расходов, были полностью в сумме 50 тысяч возвращены начальником охраны МГБ Бедовым. Если б я был корыстен, я бы мог их себе присвоить, так как никто за них отчета не должен был спросить. Больше того, Серов мне предлагал 500 тысяч на расходы по моему усмотрению. Я таких денег не взял, хотя он и указывал, что т. Берия разрешил ему, если нужно, дать денег, сколько мне требуется.

Серебряные ложки, ножи и вилки присланы были поляками в честь освобождения Варшавы, и на ящиках имеется надпись, свидетельствующая о подарке. Часть тарелок и еще что-то было прислано как подарок от солдат армии Горбатова. Все это валялось в кладовой, и я не думал на этом строить себе какое-то накопление. Я признаю себя очень виноватым в том, что не сдал все это ненужное мне барахло на склад, надеясь на то, что оно никому не нужно".

Вот такой "мародёр" получается в лице Жукова - купил 50 шкур обезьяны на пальто, примерно столько же шкурок искусственного котика на пальтишки девочкам да 160 шкурок норки - с отходами хватило бы на  шубу среднего размера. Сервизы приобрёл за свою кровную зарплату и документы на них готов был предъявить. Подарков, правда, много ценных получил, что бериевским соколам, должно быть, покоя не давало. На провокацию Лаврентия Павловича не поддался и пятьсот тысяч от Серова не взял, хотя Берия разрешил давать Жукову денег, сколько ему потребуется. На даче МГБ, куда свозилось трофейное имущество, полтора года не появлялся и понятия не имел, что туда привезли. Свою вину признавал только в том, что "... не поинтересовался, где что состоит на учете": "Если б я был корыстен, я бы мог... себе присвоить...". Это странное трофейное дело сократило жизнь маршалу инфарктом миокарда...

О мародёрстве и жестокости маршала до сих пор слагают легенды. От помполита Калинина узнал Анатолий Сергеевич Малов о страшной правде про Зееловские высоты: как забрал всех штрафников от Рокоссовского Георгий Константинович Жуков, послал их на минные заграждения, а следом двинул танки.
Вряд ли он сам предложил использовать смертников,  а Верховный одобрил. Вероятнее - получил прямое указание вождя, но, как было в действительности,  осталось тайной в истории.

Незадолго до смерти судьба свела в госпитале двух бывших друзей, гарцевавших 24 июня 1945 года на Красной площади. Увидел Георгий Константинович Рокоссовского, проходившего мимо, и попросил Костю присесть на минутку. На несколько часов растянулась их последняя беседа, но о чём они говорили или в чём каялись, никто из них миру уже не поведал.

Источники: Запись беседы с Маловым Анатолием Сергеевичем. Материалы Google.


Рецензии