19. ВИ. Агошков. Кром. лики. ФМ. Худяков

19. ВИ.Агошков. Кромские лики.

ФМ. Худяков

ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ!

Ф.М. Худяков обладает редким качеством виденья пер-спективы, стремлением всё раскладывать по полочкам. Беседо-вать с ним — удовольствие, поскольку находишь полный контакт. Родился он 25 ноября 1935 года, но выглядит намного моложе своих лет — подтянутый, стройный. Впрочем жизнь не баловала его. В 1937 году по пути в Орёл, на спуске к реке Голубице, под колёсами машины погиб отец, Михаил Варфоломеевич. Отчего и как, до сих пор остаётся загадкой. Свидетели быстро потом по-разъехались, так что спросить не у кого.

Через месяц после гибели отца родился младший брат — Никита. На руках у матери остались четыре сына. В октябре 1941 года в деревню Речицу пожаловали немцы, стали устанав-ливать «новый порядок». Фёдор Михайлович хорошо запомнил это время. Однажды русских пленных согнали в колхозный ам-бар, многие падали на землю от бессилия. Речицкие женщины носили пленным то варёную картошку, то кусочки хлеба.

Немцы били всякого, кто приближался к сараю. Досталось и матери Фёдора: получила прикладом в спину.

Помнит Фёдор Михайлович и такой эпизод. Как-то к ним во двор забежал пленный русский солдат и стал хватать в рот всё подряд — смеси гороха, овса, вики. Бабушка запричитала: «Что же ты делаешь? Нельзя, погибнешь!» Принесла ему хлеба, немного молока. Однако солдату это не помогло: вскоре он стал исходить кровью... Несмотря на морозы, был солдат разутый. Дала ему бабушка какую-то тряпку, которую пленный тут же навернул на босые ноги...

— Когда я прохожу мимо сарая, где содержались пленные, то до сих пор чувствую запах карболки, которой захватчики «дезинфицировали» жилище, — говорит Ф.М. Худяков.

Несмотря на такое «цивилизованное» отношение, отобрали фашисты у Худяковой последнюю кормилицу — корову. Даже «полицай» упал немцу в ноги и попросил, чтобы он не отбирал корову, которая находилась во дворе бабушки, живущей неподалеку. Полицая того звали Фёдором Смурыгиным. Советские власти не осудили его, видно, был он на этой работе по заданию своих.

Староста же сбросил мать Худяковых с чердака за то, что не разрешала ему брать сено. Старосту судили, дали где-то двадцать пять лет.

Н.С. Хрущёв всех реабилитировал, поэтому в 50-е годы бывший староста вернулся домой...

Зимой 41-го жили Худяковы в яме, вырытой в сарае, поскольку дом заняли немцы. Холодно, голодно... Тем не менее, мать топила для немцев печь. Однажды Фёдор пошёл к матери, но её не оказалось: та вышла. Один из немцев, чистивший ружье, недолго думая, бросил в сторону мальчика штык. Тот воткнулся в стену рядом с ухом ребенка...

Помнит Ф.М. Худяков и «дядю Сашу», который жил вместе с немцами и был у них портным. За несколько дней до прихода русских «дядя Саша» приказал Худяковой и другим речицким жителям, чтобы они выкопали ночью вдоль речки окопы и прятались там на случай угона в плен и артобстрела. И всё же немцы собрали жителей в один из сараев. Соседку с тремя взрослыми дочерьми увезли в Германию. После войны вернулись не все: одна дочь по дороге скончалась...

см 2


Рецензии